Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:30, дипломная работа
Цель ВКР - оценить уровень конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Биробиджанская мебельная фабрика» (далее ОАО «БМФ») и предложить пути ее повышения.
Исходя из целей дипломной работы требуется решить следующие задачи:
- определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности;
Введение
1. Теоретические основы управления конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности фирмы
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.3 Методика оценки конкурентоспособности фирмы
2. Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «БМФ»
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика
2.2 Динамика основных экономических показателей
2.3 Анализ основных средств организации
2.4 Анализ финансового состояния
2.5 Анализ прибыли и рентабельности
2.6 Анализ конкурентоспособности ОАО «БМФ»
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Ккп - 0,15ЭП + 0,29ФП + 0,23ЭС + 0,33AT, (1.22)
где: Ккп- коэффициент конкурентоспособности организации;
Эп - значение критерия эффективности производственной деятельности организации;
Фп - значение критерия финансового положения организации;
Эс - значение критерия эффективности
организации сбыта и
АT - значение критерия конкурентоспособности продукции.
Коэффициенты 0,15; 0,29; 0,23; 0,33 определены экспертным способом последовательных сравнений. Отдельные показатели Эп, Фп, Эс, АT, в этом выражении в свою очередь также определяются по взвешенным аддитивным выражениям.
Метод позволяет определить оценки
комплексных показателей
Определение комплексного показателя
конкурентоспособности
(1.23)
где: Кi - показатель конкурентоспособности i-й продукции организации;
n - общее число продукции,
Подобные подходы используют В.Л. Белоусов [10;200] и Н.Е. Свирейко [4;146].
В.Л. Белоусов предлагает использовать
выражение для расчета
В свою очередь, Свирейко Н.Е. предлагает [4; с. 152] использовать выражение для определения конкурентоспособности организации, предварительно оценив конкурентоспособность каждого 1-го вида продукции, по формуле:
(1.24)
где: Е - полезный эффект от потребления продукции, определяемый отношением числа показателей, по которым продукция является наиболее привлекательной для потребителя, к общему числу оцениваемых показателей;
Р - цена потребления продукции.
Подход, предложенный Н.Е. Свирейко для определения конкурентоспособности продукции, отличается простотой и имеет следующие преимущества:
- определить количество
- становится возможной оценка продукции как по количественным, так и по качественным показателям.
В целом же метод, основанный на использовании
выражения для определения
Представление комплексного показателя
конкурентоспособности
(1.25)
где: Ki - единичные показатели конкурентоспособности организации общим числом n;
Wi - весомость (значимость) единичных показателей конкурентоспособности;
П - произведение аргументов с номерами i = 1, 2, 3,..., n.
Выражение путем логарифмирования преобразуется в линейную зависимость вида.
Данный подход к определению комплексного показателя конкурентоспособности организации используют И.У. Зулькарнаев и Л.Р. Ильясова [8; с. 38], которые предлагают показатель конкурентоспособности, учитывающий действия факторов внешней среды, назвать комплексным показателем внешней конкурентоспособности организации и представить в виде функции трех групп переменных:
К = K{(Kri, i = 1,..., nr), (Wi, i = 1,..., nr), (Фi, i = 1,..., nф)}, (1.25)
где: К - комплексный показатель внешней конкурентоспособности организации;
Kri - конкурентоспособность отдельных ресурсов организации общим числом nr;
Wi - весовые коэффициенты общим числом пг;
Фi - факторы внешней среды общим числом пф.
В свою очередь, если не учитывать
условий внешней среды и
К = K{(Kri, i = 1,..., nr), (Wi, i = 1,..., nr)}. (1.27)
Авторы работы считают, что:
- в условиях действия на
- в выражении коэффициенты
- показатель доли рынка,
- показателем результативности
организации, отражающим ее
В результате комплексный показатель
конкурентоспособности
Д = КД{(Кri, i = 1,..., N*r), (Wi, i = 1,..., N*r)}, (1.28)
где: Wi - весовые коэффициенты, используемые для определения доли рынка (Д) общим числом N*r;
Kri - конкурентоспособность отдельных ресурсов, определяющих долю рынка (Д) общим числом N*r;
Т = KT{(Kri, i = N*r + 1,..., Nr), (Wi, i = N*r + 1,..., Nr)}, (1.29)
где: в образовании Д и Т могут участвовать разные ресурсы с соответствующими весовыми коэффициентами.
Если организация уже
(1.30)
где С - показатель конкурентоспособности организации по ее основным средствам;
Р - показатель конкурентоспособности организации по уровню финансового менеджмента;
L - показатель
Определенная зависимость для комплексного показателя конкурентоспособности (доли рынка) идентична выражению, и авторы доказали невозможность использования зависимости.
Итак, в работе найдены весовые
коэффициенты с помощью использования
расчетных методов и определена
расчетная формула для
- было введено множество
- нет выражения для определения темпов роста доли рынка;
- возникают существенные
Характеризуя в целом
Рассматривая отдельные
Этот же вывод подтверждается данными, полученными в рамках проекта ПИМС (Институт стратегического планирования в Кембридже). Проведенные исследования показывают, что доля рынка организации тесно связана с объемом продаж и определяет получаемый организацией уровень прибыли (доход от инвестиций).
Для оценки конкурентоспособности мы будем использовать методику Белоусова. В целом по совокупности деятельности на всех рынках или относительно отдельных рынков и их секторов критерии конкурентоспособности группируются по отдельным элементам комплекса маркетинга:
1. Продукт.
2. Цена.
3. Доведение продукта до
4. Продвижение продукта.
Для подсчетов используются количественные показатели. Кроме того, используется система показателей деловой активности и эффективности деятельности фирмы.
Применим принципы этих двух подходов
к расчету
С учетом вышеизложенного предлагается следующая система показателей.
1. По продукту:
Коэффициент рыночной доли:
, (1.31)
где ОП - объем продаж продукта фирмой;
ООПР - общий объем продаж продукта на рынке.
Коэффициент показывает долю, занимаемую фирмой на рынке.
Коэффициент предпродажной подготовки:
, (1.32)
где ЗПП - сумма затрат на предпродажную подготовку;
ЗПОП - сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж.
Этот показатель характеризует
усилие фирмы к росту
Коэффициент изменения объема продаж:
, (1.33)
где ОПКОП - объем продаж на конец отчетного периода;
ОПНОП - объем продаж на начало отчетного периода.
Коэффициент изменения объема продаж показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет роста объема продаж.
2. По цене:
Коэффициент уровня цен:
, (1.34)
где Цmax - максимальная цена товара на рынке;
Цmin- минимальная цена товара на рынке;
Цуф - цена товара, установленная фирмой.
Показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет динамики цен на продукт.
3. По доведению продукта до потребителя:
Коэффициент доведения продукта до потребителя:
, (1.35)
где КИОП - коэффициент изменения объема продаж - формула (3);
ЗСБкоп - сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода;
ЗСБноп - Сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода.
Показывает стремление фирмы к
повышению
4. По продвижению продукта:
Коэффициент рекламной деятельности:
, (1.36)
где ЗРДкоп - затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода;
ЗРДноп - затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода;
Характеризует стремление фирмы к
росту конкурентоспособности за
счет улучшения рекламной
Коэффициент использования персональных продаж:
, (1.37)
где ЗПТАкоп - сумма затрат на оплату труда торговых агентов на конец отчетного периода;
ЗПТАноп - сумма затрат на оплату труда торговых агентов на начало отчетного периода.
Показывает стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет роста персональных продаж с привлечением торговых агентов.
Коэффициент использования связей с общественностью:
, (1.38)
где ЗРкоп - затраты на связи с общественностью на конец отчетного периода;
ЗРноп - затраты на связи с общественностью на начало отчетного периода.
Показывает стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения связей с общественностью.
Суммируя вышеперечисленные
(1.39)
Следует отметить, что большинство коэффициентов имеют разные величины для разных продуктов. Тогда для расчета конкурентоспособности маркетинговой деятельности фирмы нужно определить сумму коэффициентов (КМТК) для всех ее продуктов:
, (1.40)
где n - количество продуктов (услуг) фирмы.
Кроме этого для расчета полной
конкурентоспособности фирмы
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы