Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:30, дипломная работа
Цель ВКР - оценить уровень конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Биробиджанская мебельная фабрика» (далее ОАО «БМФ») и предложить пути ее повышения.
Исходя из целей дипломной работы требуется решить следующие задачи:
- определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности;
Введение
1. Теоретические основы управления конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности фирмы
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.3 Методика оценки конкурентоспособности фирмы
2. Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «БМФ»
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика
2.2 Динамика основных экономических показателей
2.3 Анализ основных средств организации
2.4 Анализ финансового состояния
2.5 Анализ прибыли и рентабельности
2.6 Анализ конкурентоспособности ОАО «БМФ»
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд предлагают при разработке стратегии организации на основе анализа отрасли и конкуренции выявлять ключевые факторы ее успеха, в том числе такие, как:
- качество и характеристики продукции;
- репутация (имидж);
- производственные мощности;
- использование технологий;
- дилерская сеть и возможности распространения;
- инновационные возможности;
- финансовые ресурсы;
- издержки по сравнению с конкурентами;
- обслуживание клиентов [20, с. 80].
Дэвид Кревенс считает, что при разработке стратегических перспектив руководство организации должно во главу угла ставить ключевые компетенции, которые определяются:
- конкурентными преимуществами;
- универсальностью (конкурентное
преимущество в различных
- сложностью дублирования.
Е.П. Голубков предлагает при проведении
маркетинговых исследований для
оценки конкурентоспособности
На вопрос, что делает организацию конкурентоспособной, В.А. Винокуров отвечает: «во-первых, ресурсы (потенциал), во-вторых, умение продуктивно их использовать».
В.Л. Белоусов возможные критерии конкурентоспособности
организации группирует по отдельным
элементам комплекса маркетинга
(продукт, цена, доведение продукта
до потребителя, продвижение продукта
на рынок или маркетинговые
И. Максимов относит к основным
критериям
Для оценки конкурентоспособности продукции Е.П. Голубков предлагает собранную информацию представлять по следующим основным направлениям: продукт и его критерии качества, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта.
Р.А. Фатхутдинов, ссылаясь на Жан-Жака Ламбера, приводит таблицу со следующими индикаторами конкурентоспособности товара: относительная доля рынка, издержки, отличительные свойства, степень освоения технологии, метод продаж, имидж (известность) [23; с. 164].
В.Н. Фомин считает, что конкурентоспособность
продукции определяют следующие
факторы: цена, затраты на эксплуатацию
или потребление, предоставляемый
сервис, реклама, имидж и авторитет
фирмы, соотношение между спросом
и предложением. Однако итоговым критерием
оценки конкурентоспособности
Проведенный анализ литературных источников показал, что:
- разные авторы в зависимости
от своих научных взглядов
и области маркетинговых
- в обобщенном виде
- конкурентоспособность
- другим подходом является
- итоговым критерием оценки конкурентоспособности как продукции, так и организации можно считать долю рынка, занимаемую данной продукцией (данной организацией), и связанные с ней показатели.
Далее рассмотрим теоретические стороны
анализа ликвидности и
1. Наиболее ликвидные активы (А1) = Краткосрочные финансовые вложения (стр. 250/1) + Денежные средства (стр. 260/1). (1.1)
2. Быстро реализуемые активы (А2) = Дебиторская задолженность (стр. 240/1) + Прочие оборотные активы (стр. 270/1). (1.2)
3. Медленно реализуемые активы (А3) = Запасы (стр.210/1) + НДС по приобретенным ценностям (стр.220/1) + Дебиторская задолженность (стр.230/1) - Расходы будущих периодов (стр.216/1). (1.3)
4. Трудно реализуемые активы (А4) = Внеоборотные активы (стр. 190/1). (1.4)
5. Наиболее срочные
6. Краткосрочные пассивы (П2) = Краткосрочные займы и кредиты (стр.610/1) + Прочие краткосрочные обязательства (стр.660/1). (1.6)
7. Долгосрочные пассивы (П3) = Долгосрочные обязательства (стр.590/1). (1.7)
8. Постоянные пассивы (П4) = Капитал и резервы (стр.490/1) + Доходы будущих периодов (стр.640/1) + Прочие краткосрочные обязательства (стр.660/1) - Расходы будущих периодов (стр.216/1). (1.8)
Для оценки платежеспособности в краткосрочной
перспективе рассчитывают следующие
показатели: коэффициент текущей
ликвидности, коэффициент промежуточной
ликвидности и коэффициент
Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия долгов) - отношение всей суммы текущих активов, включая запасы и незавершенное производство, к общей сумме краткосрочных обязательств (III раздел пассива). Он показывает степень, в которой текущие активы покрывают текущие пассивы.
(1.9)
Превышение текущих активов
над текущими пассивами обеспечивает
резервный запас для
Коэффициент быстрой ликвидности - отношени
. (1.10)
Удовлетворяет обычно соотношение 0,7-1,0.
Однако оно может оказаться
Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) дополняет предыдущие показатели. Он определяется отношением ликвидных средств первой группы ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия (III раздел пассива баланса).
(1.11)
Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов, так как для этой группы активов практически нет опасности потери стоимости в случае ликвидации предприятия и не существует никакого временного лага для превращения их в платежные средства. Значение коэффициента признается достаточным, если он составляет 0,20-0,25. Если предприятие в текущий момент может на 20-25 % погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной.
Затем, для более полной и объективной оценки ликвидности можно использовать общий показатель ликвидности баланса:
(1.12)
На следующем этапе финансовый анализ осуществляется на основе данных, представленных в отчете о прибылях и убытках, а также бухгалтерском балансе.
Финансовые результаты деятельности
предприятия характеризуются
Прибыль -- это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции.
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Для оценки эффективности предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.
Рентабельность - это показатель экономической эффективности производства предприятия, ее рассчитывают как отношение балансовой прибыли к активам, внеоборотным активам, выручке от продаж и т.д. В своей работе будем использовать следующие виды рентабельности:
1. Рентабельность реализованной
продукции - показатель, определяемый
отношением прибыли,
(1.13)
2. Рентабельность производства - отношение
валовой или чистой прибыли
к сумме затрат по
(1.14)
3. Рентабельность активов - отношение
прибыли до уплаты процентов
и налогов к средней величине
суммы общих активов
(1.15)
4. Рентабельность внеоборотных активов - показатель, характеризующий долю прибыли в стоимости внеоборотных активов
(1.16)
5. Рентабельность оборотных
(1.17)
6. Рентабельность продаж
. (1.18)
7. Рентабельность деятельности предприятия показывает долю чистой прибыли в выручке от реализации
(1.19)
1.3 Методики оценки конкурентоспособности фирмы
Проанализируем используемые на практике методы, с помощью которых отдельные критерии организации и продукции, выраженные количественно, объединяются в комплексную оценку конкурентоспособности.
Представление комплексного показателя
конкурентоспособности
(1.20)
где: К1 - единичные показатели конкурентоспособности организации (продукции) общим числом n.
Как отмечают Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд, для оценки конкурентоспособности организации (конкурентной силы организации) менеджеры составляют список ключевых факторов успеха данной отрасли и конкурентных преимуществ либо недостатков (6-10 показателей). Затем проводится оценка организации по всем показателям (желательно использовать оценки от 1 до 10), и эти оценки суммируются для получения оценки комплексного показателя конкурентоспособности организации. Аналогичная процедура проводится и для наиболее сильных организаций конкурентов. Сравнение полученных оценок комплексных показателей конкурентоспособности организации и конкурентов позволяет выявить преимущество или отставание организации по отношению к конкурентам [19; с. 150].
В выражении в качестве единичных
показателей
Данный метод отличается простотой, но может искажать общую оценку конкурентоспособности организации, так как единичные показатели конкурентоспособности отдельных показателей не всегда будут одинаково важны для общей оценки.
Представление комплексного показателя
конкурентоспособности
(1.20)
где: Ki - единичные показатели конкурентоспособности организации (продукции) общим числом n;
Wi - показатель значимости (веса) i - го единичного показателя конкурентоспособности.
Чаще всего на практике используют
нормированные значения значимостей
(весов) единичных показателей
Этот подход к определению комплексного показателя конкурентоспособности организации предлагают использовать Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд, Е.П. Голубков и ряд других авторов [21; с. 25].
И. Максимов, применяя формулу 1.2, получает
для коэффициента конкурентоспособности
организации следующее
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы