Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:30, дипломная работа
Цель ВКР - оценить уровень конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Биробиджанская мебельная фабрика» (далее ОАО «БМФ») и предложить пути ее повышения.
Исходя из целей дипломной работы требуется решить следующие задачи:
- определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности;
Введение
1. Теоретические основы управления конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности фирмы
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.3 Методика оценки конкурентоспособности фирмы
2. Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «БМФ»
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика
2.2 Динамика основных экономических показателей
2.3 Анализ основных средств организации
2.4 Анализ финансового состояния
2.5 Анализ прибыли и рентабельности
2.6 Анализ конкурентоспособности ОАО «БМФ»
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Коэффициент текущей ликвидности
(КТЛ) определяется как отношение
фактической стоимости
(1.41)
Нормативное значение коэффициента не менее 2.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС) определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств (Итог 3-го раздела баланса) и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов (итог 1-го раздела баланса) к фактической стоимости находящихся в наличии у фирмы оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов (итог 2-го раздела баланса).
Нормативное значение не менее 0,1.
Таким образом, полная формула расчета
конкурентоспособности фирмы
(1.42)
Полученный коэффициент
Для каждого рынка продукта идентифицируются наиболее опасные (приоритетные) конкуренты. Все конкуренты делятся на определенные группы в зависимости от преимуществ, завоеванных фирмами, и таким образом устанавливается их роль в конкурентной борьбе.
Для каждой группы конкурентов характерны конкретные концепции поведения на рынке. Для деления конкурентов на группы рассмотрим матрицу группового ранжирования конкурирующих фирм.
Рис. 1.1 - Матрица групп фирм, конкурирующих на рынке
Матрица представляет собой прямоугольник, разбитый на девять квадрантов (секторов), каждый из которых соответствует определенному коэффициенту от -10 до 10. Сам прямоугольник делится на пять уровней, каждый из которых соответствует определенной группе фирм, различающихся между собой уровнем конкурентоспособности и относящихся к следующим группам участников рынка:
- Лидеры: 9,1 - 10;
- Претенденты на роль лидера: 3,1 - 9;
- Последователи: 1,1 - 3;
- Занявшие рыночную нишу: -6,9 - 1;
- Банкроты: -10 - 7.
Рыночные лидеры - фирмы, имеющие
максимальный коэффициент
Рыночные претенденты - фирмы, расчетный
коэффициент
Рыночные последователи - фирмы, расчетный
коэффициент
Фирмы, действующие в рыночной нише.
Расчетный коэффициент
Банкроты - фирмы с коэффициентом
конкурентоспособности от -10 до -7. Эти
фирмы принимают режим внешнего
управления и проводят мероприятия
по выходу из банкротства или проводят
расчеты с кредиторами и
2. Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «БМФ»
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика
Предприятие ОАО «Биробиджанская мебельная фабрика» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчётный или иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки. Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и нормативными актами Российской Федерации, настоящим уставом.
Предприятие действует на основании
хозяйственного расчёта и самофинансирования
и несёт ответственность, установленную
законодательством Российской Федерации
за результаты своей производственно-
Отношения Предприятия с другими предприятиями, организациями, органами муниципального управления и гражданами регламентируется законодательством Российской Федерации, взаимовыгодными договорами и настоящим Уставом.
Место нахождения предприятия: 679016, г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема 40.
Целями создания предприятия являются
производство мебельной продукции,
удовлетворение общественных потребностей
и получение прибыли. Деятельность
ОАО «БМФ» строится на принципах
экономической
Предприятие устанавливает цены на
все виды производимых работ, услуг,
выпускаемую и реализуемую
Предприятие самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности, полученной прибылью, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты обязательных платежей и налогов.
Биробиджанская мебельная
Конкуренты ОАО «БМФ»: ООО «FOMA», Дальмебель, ООО «Рассвет», ООО «Славянка», ООО «Шанс».
Поставщики сырья и материалов: ООО «Древко» (Комсомольск на Амуре), ООО «Все для мебели» (Хабаровск), ООО «Карринг» (Хабаровск), ООО «Твимекс» (Чита).
Рисунок 2.1 - Структура управления ОАО «БМФ»
Структура управления ОАО «БМФ» является линейно-функциональной. Это сочетание линейной и функциональной организационных структур, построенной на основе вертикальной иерархии управления и базирующейся на строгой подчиненности низшего звена высшему и функциональной структуры, построенной на основе группировки персонала по широким задачам, которые они выполняют.
2.2 Динамика основных экономических показателей
Для общей оценки динамики основных
экономических показателей
Проведём общую оценку динамики активов предприятия, получаемую путём сопоставления темпов прироста активов с темпами прироста финансовых результатов.
1. Темпы прироста активов
IА=(А1-Ао)/ Ао*100%, (2.1)
где А1,Ао- величина активов предприятия в предыдущем и отчётном периодах.
IА=(38187-37259)/37259*100%=2,
Темп прироста активов, равный 2,49%,
говорит о том, что сумма активов
предприятия увеличилась на 2,49%.
Данное явление говорит о том,
что предприятие инвестирует
средства в активную часть капитала,
а значит увеличивает объемы производства
(в том числе может выпускать
новые виды продукции), либо приобретает
новое технологичное
2. Темп прироста выручки от продаж
IВР=(ВР1-ВР0)/ВР0*100%, (2.2)
где ВР1,ВР0-выручка от продаж в предыдущем и отчётном периодах (руб.)
IВР=(40266-32513) /32513*100%=23,85%
Увеличение выручки от продаж на
23,85% является положительной тенденцией,
т.к. предприятие увеличивает
3. Темп прироста чистой прибыли
IЧП=(ЧП1-ЧП0)/ ЧП0*100%, (2.3)
ЧП1,ЧП0-чистая прибыль в предыдущем и отчётном периодах (руб.)
IЧП=(15594-13149)/13149*100%=
Прирост чистой прибыли составил 18,59%, а значит предприятие сможет реинвестировать или вложить в ценные бумаги для извлечения экономической выгоды больше прибыли по сравнению с прошлым 2007 годом, а значит предприятие будет развиваться большими темпами.
Для наглядности и удобства анализа представим данные расчеты в виде таблицы 2.1.
Таблица 2.1 - Сравнение динамики активов и финансовых результатов, тыс. руб.
Показатель |
Текущий период, тыс. руб. |
Предшествующий период, тыс. руб. |
Темп прироста показателя, %. |
|
1.Средняя величина актива |
38187 |
37259 |
2,49 |
|
2.Выручка от продаж |
40266 |
32513 |
23,85 |
|
3.Чистая прибыль |
15594 |
13149 |
18,59 |
|
Из таблицы 2.1 видно, что темпы прироста выручки от продаж выше темпов прироста активов на 21,36%, что говорит о положительной рентабельности активов, так как при небольшом (2,49%) изменении активов выручка от продаж увеличилась в большем объеме.
Рассмотрим динамику и структуру статей актива баланса, для этого элементы актива баланса представим в виде таблицы.
Таблица 2.2 - Структура и динамика статей актива баланса, тыс. руб.
Актив баланса |
2007 год |
2008 год |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Темп роста, %. |
|||
Сумма, тыс. руб. |
% к итогу |
Сумма, тыс. руб. |
% к итогу |
||||
1.Имущество-всего |
37259 |
100 |
38187 |
100 |
928 |
102,49 |
|
1.1Иммобилизованные активы |
15496 |
41,59 |
14662 |
38,4 |
-834 |
94,62 |
|
1.2 Оборотные активы |
21763 |
58,41 |
23525 |
61,6 |
1762 |
108,1 |
|
1.2.1Дебиторская задолженность |
6927 |
18,59 |
7506 |
19,66 |
579 |
108,36 |
Пассив баланса |
2007 год |
2008 год |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Темп роста, %. |
|||
Сумма, тыс. руб. |
% к итогу |
Сумма, тыс. руб. |
% к итогу |
||||
1. Источник имущества-всего |
34911 |
100 |
35582 |
100 |
671 |
101,92 |
|
1.1 Собственный капитал |
13794 |
39,51 |
14933 |
41,97 |
1139 |
108,26 |
|
1.2 Заёмный капитал |
21117 |
60,49 |
20649 |
58,03 |
-468 |
97,78 |
|
Темп роста собственного капитала (108,26%) выше темпов роста заёмного капитала (97,78%), что положительно сказывается с точки зрения финансового состояния, а именно происходит снижение зависимости от кредиторов и заемщиков. Рассчитаем коэффициент автономии по формуле:
Кавт = Итого по разделу III (капитал и резервы) / Баланс (2.4)
Кавт2007=13794/37259=0,37
Кавт2008=14933/38187=0,39
Вследствие увеличения доли собственного капитала наблюдается рост коэффициента автономии, характеризующего зависимость предприятия от кредиторов. Нормативное значение коэффициента автономии от 0,4 до 0,6. Несмотря на рост коэффициента автономии, он не соответствует нормативному значению.
Для более полного представления
финансового положения
1) Абсолютное отклонение
±?П = П1 - П0, (2.5)
где П0 - валовая прибыль базисного периода;
П1 - валовая прибыль отчетного периода;
?П - изменение валовой прибыли.
?П = 16679 - 14343 = 2336 тысяч рублей.
В 2008 году валовая прибыль увеличилась на 2336 тыс. рублей по отношению к 2007 году.
2) Темп роста прибыли
Троста = П1 / П0 = 16679 / 14343 = 1,16 раз (2.6)
Темп роста прибыли показывает изменение прибыли 2008 относительно 2007 года. Мы рассчитали, что увеличение прибыли составило 1,16 раза по сравнению с 2007 годом.
Теперь нам необходимо проанализировать состав и динамику прибыли. Сведем показатели прибыли в таблицу.
Таблица 2.4 - Анализ динамики и состава прибыли.
Показатели |
2007 год |
2008 год |
Темп роста, % |
|||
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
|||
Выручка от реализации продукции, услуг |
32513 |
100 |
40266 |
100 |
23,85 |
|
Себестоимость проданных товаров |
18170 |
55,89 |
23587 |
58,58 |
29,81 |
|
Валовая прибыль |
14343 |
44,11 |
16679 |
41,422 |
16,29 |
|
Прибыль до налогообложения |
14020 |
43,12 |
16680 |
41,42 |
18,97 |
|
Текущий налог на прибыль |
871 |
2,68 |
1086 |
2,7 |
24,68 |
|
Чистая прибыль |
13149 |
40,44 |
15594 |
38,73 |
18,59 |
|
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы