Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 01:42, курсовая работа
Производственный менеджмент- одна из наиболее распространённых функциональных областей управленческой деятельности во всех сферах народного хозяйства.
Введение…………………………………………………………….………..……3
Глава 1.Производственный менеджмент: основные понятия, цели задачи…………………………………………………………………...………….5
1.1.Понятие и место производственного менеджмента в системе управления предприятием……………..…………………………………....…..5
1.2.Цикл производственного менеджмента……………………….….….7
1.3. Определение условий, организация, исполнение…………….……11
1.4. Руководство ……………………………………………………...…….3
1.5.Этапы развития производственного менеджмента…………..……15
Глава 2. Производственный менеджмент как система ………….……………24
2.1 Основные положения…………………………..…………….…… 24
2.2. Принципы управления производством………………….................27
2.3.Производственная структура предприятия………………….............29
2.4.Стратегические решения в производственном менеджменте…......33
Заключение……………………………………………………………………..36
Список используемой литературы…………………………………………..37
Рис. 1. Пирамида стратегий
Функциональная стратегия
Таким образом, все уровни стратегического планирования взаимосвязаны и направлены на реализацию избранной стратегии.
Важнейшими фазами стратегического планирования являются:
формулирование стратегии;
придание стратегии конкретной формы;
оценка и контроль.
Для формулирования стратегии необходимо, прежде всего, определить цель деятельности, оценить квалификацию персонала, возможности инвестиций, производственный потенциал и др. факторы, которые могут повлиять на реализацию стратегии. Цели фирмы отражают вполне конкретные показатели: продукция, ее объем и ассортимент; рентабельность и другие.
Важно также провести анализ влияния внешних факторов на деятельность фирмы.
Большое значение имеет внутрифирменный анализ производственной и финансовой деятельности. Особенно следует обратить внимание на профессиональные знания и квалификацию персонала, его отношение к работе, текучесть; технологию производства продукции; состояние маркетинга. Внутрифирменный анализ позволит выявить сильные и слабые стороны самой фирмы.
Придание стратегии формы
Оценка и контроль завершающая
фаза стратегического планирования.
На этой стадии выявляются отклонения
от намеченных целей, и производится
при необходимости
Производственные фирмы могут использовать различные стратегии, что предполагает их определенную структуру (подразделение на участки по видам деятельности).
В современном менеджменте
контроль над затратами;
стратегия дифференциации;
фокусирование.
Стратегия контроля над затратами
базируется на снижении собственных
издержек по сравнению с затратами
конкурентов. Эта стратегия направлена
на снижение затрат. Осуществляется обязательный
контроль затрат, благодаря которому
достигается высокая
Стратегия дифференциации связана с определенной целевой установкой: весь рынок или большая его часть. Стратегия направлена на поставку на рынок товаров или услуг, по своим качествам более привлекательных, чем у конкурентов. Дополнительные качества могут включать: имидж; обслуживание клиентов(например, высокий уровень сервисного обслуживания); качество. Дифференциация представляет собой долгосрочную стратегию по достижению уровня прибыли выше среднего по отрасли.
Фокусирование. Основная идея этой стратегии: необходимо концентрировать усилия на том, что лучше получается и не пытаться действовать на всех фронтах.
В центре любой стратегии находится клиент (потребитель). Поэтому стратегия учитывает цели фирмы с ориентацией на потребителя, схему распределения ресурсов; ее разработка требует информации о конкурентах. Потребители могут предпочесть товары или услуги конкретной фирмы по следующим причинам: низкая цена товара или услуги; высокое качество; своевременное получение товара или услуги; отличительные свойства товара или услуги.
Стратегическое планирование связано с постоянным сбором и анализом информации.
Производственный менеджмент связан, прежде всего, с функциональной стратегией. Функциональная стратегия или стратегия производственного процесса направлена на поддержание стратегии фирмы путем решения задач, формируемых с учетом потребности клиента. Она связана с распределением и использованием ресурсов, необходимых для осуществления производственного процесса. Именно производственные службы могут сыграть решающую роль в реализации стратегии контроля затрат путем снижения расхода сырья и материалов, затрат труда, накладных расходов и других затрат, формирующих производственную себестоимость продукции.
Вместе с тем производственная
стратегия строится с учетом общей
стратегии фирмы и тесно
Производственная стратегия
Производственная стратегия не может быть реализована без плана рекламы, который разрабатывается вместе с планом сбыта. При этом учитываются результаты исследований рынка и меры, принимаемые конкурентами.
План рекламных мероприятий включает:
планы проведения текущих мероприятий (по рекламным средствам; по времени проведения отдельных мероприятий);
планы участия в выставках и экспозициях;
заключительный общий план рекламных мероприятий;
отдельные планы проведения специальных рекламных кампаний.
Параллельно с планом рекламных мероприятий планируются меры по поддержанию имиджа (престижа) фирмы. Это позволяет сохранить, а затем и повысить уровень сбыта.
После разработки плана рекламы уточняется окончательный план сбыта. Как правило, сбыт планируется по месяцам и неделям. Годовой план сбыта влияет на план производства. Процесс производства протекает параллельно сбыту.
В современном менеджменте
Рассмотрим сущность структурных решений.
Вертикальная интеграция.
Могут быть приняты решения об установлении определенной тесноты связей с партнерами (поставщиками, клиентами).
Производственные мощности.
Решения о производственных мощностях имеют стратегический характер. Они касаются объемов и типов мощностей, которые необходимо иметь дополнительно или сократить в определенный период. Они могут возникать в ситуации роста, когда продукция пользуется спросом. Для удовлетворения спроса требуются дополнительные мощности. Однако, на фирме может проходить изменение организационной структуры. В этом случае нередко сохраняются старые и избыточные мощности.
Более подробно о производственных мощностях сказано в разделе, посвященном производственной программе.
Масштаб и ориентация производства.
Решения о масштабе и ориентации
производства увязаны с решениями
о производственных мощностях и
включают вопросы: размер предприятия;
место расположения; что будет
производиться. Например, во многих странах
с рыночной экономикой большое значение
придают небольшим
Ориентация производства связана с его специализаций
(однородная или разнородная
продукция). От этого зависят число
различных производственных
Следующими стадиями цикла производственного менеджмента является определение условий, организация, исполнение.
1.3. Определение условий, организация, исполнение
После разработки плана начинается следующая фаза производственного менеджмента. Необходимо оценить условия выполнения плана и приступить к организации его выполнения. Прежде всего, нужно оценить внешние и внутренние факторы, которые могут оказать влияние на реализацию плана.
При определении условий реализации плана трудно переоценить важность исходной информации о положении на рынке. Это обусловлено тем, что в деятельности многих предприятий сфера продаж является узким местом. Предприятие должно реагировать на изменение ситуации на рынке.
Определяя условия реализации плана полезно располагать следующей информацией:
Динамика численности
Потребление товаров и услуг на душу населения, что позволяет выявить тенденции в поведении потребителей.
Динамика доходов населения (клиентов). Эта информация важна для разработки стратегии производства и планирования затрат.
Динамика покупательной
Динамика общего спроса на сопоставимые на рынке товары и услуги.
Последнее имеет значение для обоснования вероятного перехода на производство взаимозаменяемых товаров.
1. Динамика изменения
2. Информация по п. 4-6 позволяет вычленить три группы товаров и услуг:
товары и услуги с растущим спросом;
нейтральные товары и услуги;
товары и услуги с падающим спросом.
В зависимости от типа потребителей или групп клиентов создается структура организации. Предприятия, поставляющие свою продукцию разным группам потребителей, заинтересованы в такой организации работы, которая позволяет, как можно полнее удовлетворить запросы всех групп клиентов. На основании сегментации рынка могут быть созданы соответствующие подразделения внутри организации.
Избранная форма организации может
действовать в течение
Пример проектной организации: создание дилерской сети для продвижения товара к конечному пользователю.
Для реализации плана необходима обоснованная структура административных подразделений. Это обусловлено тем, что в каждой организации существуют задачи, связанные с созданием условий для работы, контролем.
Все административные задачи можно разделить на две большие группы:
общее обеспечение производственного процесса, когда административные структуры не вмешиваются в его содержание (отдел внешних сношений и т. п.);
административные структуры, непосредственно
связанные с содержанием
При создании административных подразделений нужно принимать во внимание следующие аспекты:
какие задачи будут входить в компетенцию административных служб?
как будут выполняться
будут ли административные структуры влиять на производственный процесс, какие они получат полномочия?
каким образом административные расходы
будут учитываться при
При создании организационной структуры и определении ее функций нужно оценить ее эффективность для деятельности всей организации и выполнения плана.
В зарубежной практике менеджмента
наблюдается тенденция
Важнейшей составляющей фазы "определение
условий и организация" является
оценка собственной конкурентной позиции
на рынке. Оценка проводится с целью
определения положения
Любое предприятие существует благодаря
своим потребителям. Быстро меняющиеся
рынки требуют подвижной и
гибкой организационной структуры,
способной адекватно
Реализация стратегии
Информация о работе Производственный менеджмент в системе управления предприятием