Прогнозирование деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Эффективная деятельность предприятий и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по менеджменту. Кучеренко Настя. гр. 6251. .doc

— 549.00 Кб (Скачать)
Министерство  образования Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Московский  государственный  индустриальный университет

(ГОУ  МГИУ)

 
Кафедра Менеджмента                                   
 
 
курсовая работа
 
 
по  дисциплине «Основы менеджмента»                                                           
на тему «Прогнозирование деятельности предприятия.»       

                                                          

 
 
 
 
 

Группа                                         6251

Студент ____________ А.И.Кучеренко
 
Оценка  работы  

Дата

 
__________
 
 
 
 
 
Преподаватель
 
____________
 
Н.С.Отварухина
 
 
 
 

МОСКВА 2011

 

  Введение.

  Эффективная деятельность предприятий и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.

  Прогнозирование деятельности предприятий и фирм – это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.

  Результаты  прогнозирования деятельности предприятий  и фирм учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении  возможных масштабов реализации продукции, ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров. Прогнозирование как результат маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю.

  Основная  цель прогноза – определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

  Очевидным является то обстоятельство, что предпринимательство - это деятельность, связанная с  вложением средств и извлечением  доходов. Средства вкладываются сегодня, а доходы будут извлечены завтра. Чтобы оценить возможную величину доходов и эффективность вложений - нужно определить не только последовательность действий и рассчитать их предполагаемый результат, но и будущее состояние предприятия и внешней среды, в том числе условия сбыта продукции, поведение конкурентов, возможную структуру активов и источников их финансирования и т.п. И без этих оценок расчеты результативности вложений средств едва ли будут удовлетворять минимальным требованиям достоверности. Определение будущего состояния предприятия и его окружения на основе сложившихся тенденций и есть прогнозирование. Прогнозирование является необходимым составным элементом планирования и управления. И успех планирования и, следовательно, управления деятельностью предприятия будет полностью определяться качеством прогнозных оценок последствий принимаемых решений.

 
 
 
 
 
  1. Теоретические основы прогнозирования  развития организаций.

  Основные  цели прогнозирования.

  Прогнозирование результатов деятельности предприятия  и его финансового состояния  осуществляется с целью:1

  • оценки экономических и финансовых перспектив и предполагаемого финансового состояния предприятия на планируемый период в зависимости от основных возможных вариантов его производственно-сбытовой деятельности и ее финансирования,
  • формирования на этой основе обоснованных выводов и рекомендаций относительно выбора рациональной стратегии и тактики действий высшего руководства предприятия.

  В числе  стратегических и тактических решений  могут быть производственно-сбытовая программа предприятия на планируемый период, планируемая структура активов, в том числе оборотных, принципиальная схема финансирования активов и деятельности предприятия на планируемый период, возможность реализовать тот или иной инвестиционный проект и т.д. То есть прогнозной оценке может быть подвергнуто принципиально любое решение об использовании финансовых средств и последствия реализации этого решения для финансового состояния предприятия.

  Одной из задач финансового прогнозирования может быть оценка возможности, основные условия и сроки нормализации состояния предприятия, т. е. возможности и условия его финансового оздоровления. В этом смысле финансовое прогнозирование является необходимым элементом антикризисного управления.

  Методы  прогнозирования.

       Разработкой методов прогнозирования занимается прогностика.

       Все методы прогнозирования (их более 100) можно разделить на две группы. : неформализованные (эвристические);

  • формализованные.

      К числу неформализованных относят:

    • индивидуальные экспертные оценки;
    • коллективные экспертные оценки;
    • написание сценариев и т.д.

       К формализованным методам относят:

  • методы экстраполяции;
  • моделирование.

       Неформализованные (эвристические) методы применяются в тех случаях, когда невозможно использовать знания экспертов в формализованном виде.2

       Наиболее широко используются методы интервью, "мозговой атаки", коллективных экспертных опросов.

       Методологической основой прогнозирования финансового состояния и результатов деятельности предприятий должны быть:

  1)Баланс доходов и расходов, описывающий результаты деятельности предприятия за период;

  2)Баланс активов и пассивов, создающий финансовый образ предприятия и характеризующий структуру его активов и обязательств;

  3)Баланс поступлений и платежей, представляющий движение платежных средств между предприятием и его контрагентами и дающий полное представление о динамике инкассации дебиторской задолженности и финансировании всех операций предприятия за период.

  Прогнозирование финансового состояния предприятия и результатов его деятельности и есть процесс создания вариантов финансовой модели предприятия, учитывающей любые возможные решения по формированию производственно-сбытовой программы, по реализации инвестиционных проектов, по приобретению материалов и сырья, по определению сроков предоставления коммерческих кредитов потребителей, по формированию фонда заработной платы, по покупке трех веников и т.д. и т.п.

  Процесс формирования финансовой модели предприятия (и прогнозирования его состояния) имеет следующую последовательность. Первым разрабатывается баланс доходов и расходов. Прогнозируемые (планируемые) результаты деятельности предприятия за период и исходное состояние активов и обязательств являются основанием для проектирования баланса активов и пассивов. Содержание двух предыдущих балансов позволяет рассчитать поток поступлений и платежей за период.

  Поскольку формирование трех балансов - абсолютно  формализованная процедура, правила  которой определены нормами бухгалтерского учета, и столь же формализованы  взаимосвязи между балансами, процесс финансового прогнозирования может быть легко компьютеризован. Это позволяет достаточно быстро, в режиме реального времени, делать оценки последствии любых возможных финансовых решений.

  Порядок проведения процедуры прогнозирования  финансового состояния и результатов деятельности предприятия включает, во-первых подготовку исходной информации о состоянии предприятия и подготовку плановых решении, разделенных на шесть блоков. Блок первый - исходное состояние активов и пассивов предприятия, данные финансовой отчетности. Блок второй - объем продаж и условия реализации продукции. Это информация от службы сбыта (маркетинга). Блок третий - планируемые инвестиции и дезинвестиции во внеоборотные активы. Данная информация готовится финансовым отделом на основе предварительных (проектных) плановых решений по техническому развитию предприятия. Блок четвертый - прогнозируемые на конец периода складские запасы готовой продукции и материалов, остатки незавершенного производства, величина дебиторской задолженности и других элементов оборотных активов. Прогнозные оценки должен делать финансовый отдел после консультаций с соответствующими службами предприятия. Блок пятый - решения по изменению уставного капитала н выплате дивидендов. Блок шестой -проектные решения по финансированию деятельности предприятия на прогнозируемый период, в том числе получение и возврат долгосрочных и краткосрочных кредитов, изменения величины коммерческой кредиторской задолженности, остатки задолженности по заработной плате и платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Кроме этого, для моделирования необходимо использовать компьютеризованный блок расчета налогов или вводить информацию о рассчитанной иными методами величине платежей, подлежащих уплате в бюджет и внебюджетные фонды в течение прогнозируемого периода. Вторым действием необходимо исходную информацию определенным образом структурировать, то есть внести в соответствующие форматы (таблицы). Далее, на основе этой структурированной информации создается финансовая модель предприятия и прогнозные балансы доходов и расходов, активов и пассивов, поступлении и платежей. Полученные балансы и есть база для принятия решений.

 
 

  Период  прогнозирования, варианты прогнозов.

  При прогнозировании обычно выделяют прогнозы:3

  1. краткосрочные – на1-1.5 года;
  2. среднесрочные – на 4-6 лет;
  3. долгосрочные – на 10-15 лет.

  Главный акцент при краткосрочном прогнозировании  делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности  товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также временные, случайные факторы.

  Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование  основывается на системе прогнозов  – конъюнктуры рынка, соотношения  спроса и предложения, ограничений  по защите окружающей среды, международной торговли.

  При среднесрочном  и долгосрочном прогнозировании, как  правило, не учитывают временные  и случайные факторы воздействия  на рынок. Если краткосрочные прогнозы нацелены на количественные оценки, прежде всего, уровня цен на рынке, то среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные оценки динамики изменения цен.

  Выбор периода прогнозирования определяется: во-первых, целями прогнозирования, т.е. характером решений, которые предстоит принять с использованием прогнозных оценок, во-вторых - достоверностью исходной информации. Очевидно, что бессмысленно производить прогнозные расчеты, когда погрешность некоторых данных, например, объема продаж, превышает 15 – 20%. Такой прогноз имеет мало смысла, поскольку решения, последствия принятия которых имеют вероятность осуществления + 20%, можно принимать и без трудоемких прогнозных расчетов. В настоящих условиях России прогнозные расчеты могут дать вполне корректный результат при выборе периода прогнозирования от нескольких дней до 2 - 2.5 лет. Данный выбор обусловлен тем, что, с одной стороны, для оценки ближайших перспектив необходим краткосрочный прогноз: с другой - для рационализации выбора и оценки стратегии и тактики действии высшему руководству предприятии следует оценить его перспективы не менее чем на 2 года, поскольку в этот период окупаются вложения в более или менее эффективные инвестиционные проекты.

  Для оценки влияния на финансовое состояние  и результаты деятельности предприятия  вероятных изменений основных факторов (продаж, затрат и др.) прогнозные расчеты целесообразно производить по нескольким вариантам с различными исходными данными (производственная программа, структура издержек производства, инвестиции и т.п.). В практике принято чаще всего оценивать будущее в трех вариантах: пессимистическом, оптимистическом и реалистическом.

Информация о работе Прогнозирование деятельности предприятия