Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 16:39, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ, принципов и способов формирования системы развития персонала и разработка рекомендаций по формированию системы развития и управления трудовой карьеры в организации (на примере сети фирменных магазинов «Мебель Вашему дому»).
Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение следующего комплекса задач:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования системы развития персонала;
2. Охарактеризовать способы, формы и принципы обучения персонала, планирования карьеры персонала и формирования резерва кадров;
3. Охарактеризовать деятельность сети фирменных магазинов «Мебель Вашему Дому» (ИП Ступинская);
4. Проанализировать систему управления и развития персонала в рассматриваемой организации;
5. Разработать рекомендации по формированию системы развития персонала в организации;
6. Разработать модель новой мотивационной системы в организации;
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования системы развития персонала в организации
1.1 Обучение как важнейшая составляющая процесса развития персонала
1.2 Формирование резерва кадров
1.3 Планирование развития карьеры
Глава 2. Анализ системы развития персонала в организации (на примере сети фирменных магазинов «Мебель Вашему Дому» (ИП Ступинская))
2.1 Общая характеристика сети фирменных магазинов «Мебель Вашему дому» (ИП Ступинская)
2.2 Анализ системы управления персоналом в организации
2.3 Анализ системы развития персонала в организации
Глава 3. Рекомендации по формированию системы развития персонала в организации (на примере сети фирменных магазинов «Мебель Вашему дому» (ИП Ступинская))
3.1 Разработка модели новой мотивационной системы сети фирменных магазинов «Мебель Вашему дому» (ИП Ступинская)
3.2 Формирование системы управления трудовой карьерой
Заключение
Список использованной литературы
1. Планирование карьеры представляет собой разработку наиболее вероятной системы замещения должностей для конкретного руководителя или специалиста за время его работы.
1.1. Цели управления профессиональной карьерой со стороны предприятия:
• эффективное использование профессиональных способностей персонала в интересах дела, достижения целей и решения задач общества;
• своевременное обеспечение предприятия необходимым ему количеством персонала с соответствующим профессиональным опытом;
• создание эффективных стимулов для трудовой мотивации и профессионального развития персонала;
• обеспечение относительно стабильного состава персонала.
1.2. Цели управления профессиональной карьерой со стороны персонала:
• достижение более высокого должностного статуса на предприятии, возможность получения более высокой оплаты труда;
• получение более содержательной и адекватной профессиональным интересам и склонностям работы;
• развитие профессиональных способностей;
• личностный рост, удовлетворение от самореализации.
1.3.Принципы системы развития карьеры:
• построение трудовой карьеры таким образом, чтобы на каждой последующей работе в наибольшей степени использовались знания и опыт, полученные на предыдущей;
• информированность работников объединения о перспективах продвижения и о реальном продвижении;
• моральная и материальная заинтересованность работников в карьерном росте.
2. Развитие карьеры
2.1.Развитие карьеры работника - длительный процесс, который может включать ряд направлений. К таким направлениям относится:
• повышение квалификации (переподготовка, стажировка) в системе непрерывного обучения;
• зачисление в резерв кадров для выдвижения на руководящие должности;
• назначение на более высокую должность (по результатам подготовки в резерве, решению конкурсной, аттестационной комиссии, решению руководства, самовыдвижение);
• ротация работника внутри своего подразделения или в другом подразделении предприятия.
Система развития карьеры на предприятии
2.2.Планирование карьеры состоит в определении целей развития работника и путей, ведущих к их достижению.
2.3.Участие работника в процессе планирования карьеры является добровольным.
2.4.Основанием для составления плана развития карьеры служат следующие показатели, характеризующие производственную деятельность и поведение работника:
• мотивация на карьеру;
• качественный и эффективный труд в течение определенного времени;
• заключение аттестационной (конкурсной или другой) комиссии;
• профессиональная компетентность и эрудиция (подготовка);
• психологическая пригодность к требуемой производственной деятельности.
2.5.Разработка плана развития карьеры начинается с определения работником собственных профессиональных интересов и методов их реализации, сопоставляет собственные возможности с требованиями к интересующим его должностям и определяет является ли данный план развития реалистичным.
2.6.Руководитель подразделения предоставляет работнику сведения о возможных путях его должностного продвижения, профессионального развития, а также об иерархической структуре предприятия.
2.7.Карьера планируется, как правило, не менее чем на 5 и не более чем на 10 лет.
2.8.Руководитель подразделения согласовывает с учебно-производственным центром возможные направления подготовки работника. В течение двух недель со дня обращения руководителя подразделения учебно-производственный центр предприятия предоставляет сведения, содержащие наименование видов подготовки в системе непрерывного образования, сроки подготовки, учебное заведение для подготовки, направление обучения и т.д.
2.9.План развития карьеры составляется самим работником при содействии руководителя подразделения и учебно-производственного центра (приложение № 1, скачать, 55Kb).
2.10.Копии заполненного плана развития карьеры направляются в отдел персонала и в учебно-производственный центр.
2.11.По мере происходящих изменений в карьере работник корректирует план развития карьеры.
2.12.При необходимости подбора работников на определенную должность руководители подразделений обращаются в отдел персонала, который предоставляет кандидатуры из состава кадрового резерва, а также из числа работников, составивших планы развития карьеры. Руководство принимает решение о выдвижении того или иного кандидата.
3. Кадровый резерв.
3.1.Формирование кадрового резерва осуществляется на основе следующих принципов:
• объективность в подборе и зачислении в кадровый резерв работников в соответствии со способностями, необходимыми для выполнения работы;
• компетентность и профессионализм;
• отсутствие прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального положения, вероисповедания и политических взглядов кандидатов;
• добровольность включения и нахождения в кадровом резерве.
3.2.Кадровый резерв представляет собой специально сформированную группу работников, сочетающих в себе компетентность, инициативность и комплексный подход к исполнению служебных обязанностей, выраженный лидерский потенциал и способных при дополнительной подготовке занять более высокие должности.
3.3.Зачисление в резерв не является обязательным основанием для назначения работника на вышестоящую руководящую должность.
3.4.Основная цель формирования кадрового резерва – обеспечение непрерывности и преемственности управления, его совершенствование на основе отбора, подготовки и выдвижения кадров, способных профессионально и эффективно реализовывать задачи и функции руководителя.
3.5.Мероприятия по формированию кадрового резерва направлены на выполнение следующих задач:
• целенаправленная и систематическая подготовка квалифицированных руководящих кадров;
• организация должностного и профессионального продвижения перспективных специалистов предприятия;
• своевременное удовлетворение дополнительной потребности в кадрах руководителей всех категорий;
• обеспечение планомерного замещения вакантных должностей и минимизация периода адаптации вновь назначенных руководителей;
• предотвращение возможных кризисных ситуаций на предприятии в случае выбытия ключевых руководителей;
• мотивация работников к повышению эффективности труда, профессиональному и личностному развитию.
3.6. Порядок формирования кадрового резерва.
3.7.Кадровый резерв формируется в течение первого квартала года.
3.8.Формирование кадрового резерва включает в себя следующие этапы:
1) анализ потребности в резерве - руководители структурных подразделений определяют список должностей (на всех линейных руководителей), на которые необходимо создание резерва (потребность в резерве на должности высшего звена управления определяют функциональные руководители);
2) кандидаты в кадровый резерв совместно с руководителем подразделения и учебно-производственным центром составляют план развития карьеры (приложение № 1, скачать, 55Kb);
3) списки кандидатов в кадровый резерв согласуются с функциональными руководителями, в номенклатуру которых они входят и заместителем генерального директора по персоналу;
4) согласованные списки кандидатов в кадровый резерв, а также копии планов развития карьеры представляются в отдел персонала (в I квартале года);
5) отдел персонала формирует базу данных кадрового резерва, составляет общие списки резерва;
6) оценка отобранных кандидатур - отдел персонала проводит тестирование кандидатов в кадровый резерв;
7) отдел персонала направляет списки кадрового резерва в учебно-производственный центр для составления программы подготовки кадрового резерва;
8) учебно-производственный центр, согласно предоставленных списков и планов развития карьеры, определяет сроки, формы и методы подготовки работников, включенных в состав кадрового резерва;
9) учебно-производственный центр в конце каждого квартала предоставляет отчеты о ходе подготовки кадрового резерва заместителю генерального директора по персоналу;
10) в III квартале года отдел персонала совместно с учебно-производственным центром проводит анализ выполнения мероприятий, включенных в планы развития карьеры;
11) в конце года отдел персонала проводит анализ по количеству резервистов, занявших вышестоящие должности и прошедших подготовку.
3.9.Работе по формированию резерва предшествует определение оптимальной численности резерва руководящих кадров на основе:
• прогноза изменения структуры руководящего аппарата;
• потребности в руководящих кадрах на ближайшую и длительную перспективу;
• числа руководителей, высвобождаемых в ходе организационно-штатных мероприятий, которые могут замещать имеющиеся вакансии руководящего аппарата.
3.10.Подбор кандидатов в состав кадрового резерва производится по двум направлениям:
1) из числа работников, работающих в данном подразделении;
2) из числа работников, работающих в других подразделениях предприятия.
3.11.В состав кадрового резерва включаются специалисты и руководители, претендующие на повышение в должности, обладающие знаниями, опытом и личными качествами, позволяющими в короткие сроки подготовить их на соответствующую должность.
Кандидаты на зачисление в резерв должны соответствовать следующим критериям:
• высшее профессиональное образование или незаконченное высшее при условии продолжения обучения, среднее профессиональное образование для должностей низшего звена управления;
• стаж работы на предприятии - не менее 1 года;
• возраст, не превышающий 45 лет,
• стремление к карьерному росту;
• наличие профессиональной подготовки;
• авторитет и умение работать с коллективом;
• инициативность, оперативность в работе в современных условиях.
3.12.Списки кандидатов для включения в резерв руководящих кадров, составленные по утвержденной форме, и, согласованные функциональным руководителем и заместителем генерального директора по персоналу, представляются в отдел персонала (приложение № 2, скачать, 44Kb).
3.13.Отдел персонала вносит информацию по кандидатам в кадровый резерв в базу данных и формирует общие списки кадрового резерва по трем направлениям: "резерв 1", "резерв 2", "резерв 3".
"Резерв 1" - кандидаты в резерв на должности высшего звена управления (заместители генерального директора, главные специалисты и их заместители).
"Резерв 2" - кандидаты в резерв на должности среднего звена управления (начальники цехов, отделов, и их заместители).
"Резерв 3" - кандидаты в резерв на должности нижнего звена управления (мастера, руководители бригад, отделений, групп, бюро, участков, смен).
3.14.Отдел персонала совместно с учебно-производственным центром проводят комплексную профессиональную и психологическую оценку кандидатов. Под комплексной оценкой понимается определение уровня квалификации, управленческого потенциала, степени развития деловых и личностных качеств кандидата, при этом применяются следующие методы:
• собеседование,
• тестирование.
При квалификационном собеседовании проверяется соответствие диапазона профессиональных знаний кандидата по основным направлениям в соответствии с требованиями, предъявляемыми должностными инструкциями к должности резерва.
Тестирование кандидатов производится отделом персонала на основе апробированных методик, позволяющих определить соответствие кандидата психологическим требованиям к должности резерва.
3.15. Порядок подготовки кадрового резерва.
3.15.1.Учебно-производственный центр разрабатывает и внедряет программу обучения и подготовки кадрового резерва, а также производит оценку результатов обучения.
Подготовка кадрового резерва представляет собой единый и взаимосвязанный процесс, включающий систематическое изучение, анализ факторов, влияющих на профессиональный рост персонала, обучение, переподготовку, повышение квалификации лиц, состоящих в резерве.
3.15.2.Работа по подготовке резерва на предприятии проводится по следующим направлениям:
• отслеживание, регулирование и планирование трудовой карьеры;
• создание системы регулярного обучения;
• приобретение практических навыков на должности, на которую кандидат зачислен в резерв.
3.15.3.Мероприятия, направленные на развитие карьеры включаются в план развития карьеры, целью которого являются совершенствование теоретических и практических профессиональных (управленческих) знаний, навыков кандидата.
3.15.4.План развития карьеры кандидата может включать следующие направления подготовки:
• прохождение курсов повышения квалификации и переподготовки;
• участие в работе проектных групп;
• ротация в своем подразделении, в других подразделениях общества;
• назначение на промежуточные должности;
• моделирование или реальное временное исполнение функций, соответствующих должности в резерве, на которую зачислен тот или иной кандидат.
3.15.5.План развития карьеры составляет кандидат, совместно с непосредственным руководителем при содействии учебно-производственного центра. Копии планов развития карьеры направляются в отдел персонала и в учебно-производственный центр. Непосредственный руководитель работника, зачисленного в резерв, является его наставником, контролирует выполнение плана развития карьеры, оказывает содействие работнику в ходе реализации плана, представляет в отдел персонала информацию о выполнении плана.