Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 08:58, курсовая работа
В общем виде управление /менеджмент/ следует представлять как умение
добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект
людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью
превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную
силу. Другими словами, управление - это человеческие возможности, с
помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и
тактических целей организации.
Введение…………………………………………………………………………1
Глава 1. Процесс и методы управления организацией………………………..3
1. Процесс управления организацией…………………………………..3
1.1.1. Составляющие процесса управления……………………………4
1.1.2. Сущность и содержание функций менеджмента……………….6
1.1.3. Основные функции менеджмента……………………………….10
1.1.3.1. Характеристика основных функций менеджмента………...18
1.1.3.1.1. Функция планирования…………………………………..18
1.1.3.1.2. Функция организации……………………………………19
1.1.3.1.3. Функция мотивации……………………………………...22
1.1.3.1.4. Функция контроля………………………………………..23
2. Методы управления организацией…………………………………..27
1.2.1. Административные методы управления………………………..29
1.2.2. Экономические методы управления…………………………….35
1.2.3. Социально-психологические методы…………………………...44
1.2.3.1. Социологические методы управления………………………45
1.2.3.2. Психологические методы управления………………………51
Глава 2. Практика формирования организационной структуры управления
предприятием (на примере ГП ПРТЦ)………………………………68
2.1. Организационная структура ГП ПРТЦ…………………………….68
2.2. Сфера деятельности и рынки сбыта предприятия………………...77
2.3. Показатели производственно-хозяйственной деятельности
предприятия………………………………………………………….79
Заключение………………………………………………………………………80
Список использованной литературы…
формирования концепции.
Прогноз
- научное предвидение
экономики, общества в будущем. Прогнозы в бизнесе разрабатываются по
сложным социально-экономическим проблемам, как правило, на долгосрочный или
среднесрочный период. Чаще всего прогноз используется в стратегическом
управлении.
Программа - законченный
комплекс заданий, мероприятий,
общей целью, имеющий конкретный конечный результат, требующий привлечения
значительных ресурсов, осуществляемый совокупностью взаимодействующих
органов, организаций, лиц разных функциональных сфер экономики.
Формирование целевых комплексных программ в бизнесе и их реализация играют
все возрастающую роль в процессах управления в разных сферах экономики и
научных исследованиях.
Организация
как основная функция
деятельности людей для достижения целей. При реализации данной функции
оперируют категориями: процесс, система, коммуникации, организационно-
стабилизационные
методы и организационно-
Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его,
разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации в
изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому
организация управления - формирование условий устойчивости и гибкости
социально-экономической системы на основе комплексного подхода с учетом
системных и ситуационных факторов. Организация как основная функция
менеджмента ориентирует
производственно-хозяйственную
пространстве. Ее назначение - постановка, определение и формулирование
целей управления в соответствии с потребностью общества в производимой
фирмой продукции (услугах), в обосновании ресурсообеспеченности целей и
реализуемости в соответствии с имеющимся потенциалом.
Цели - конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь
коллектив в процессе совместной деятельности. Выделяются экономические,
социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные и другие цели. Их
состав и взаимообусловленность определяются назначением структурной
деятельности.
Осознание общей цели, сопричастность к процессу ее достижения и
получение выгоды от конечного состояния системы выступают воздействующими
стимулами.
Постоянный
контроль целей и результатов
их достижения позволяет
промежуточные цели, порядок их важности и характер выработанной стратегии.
Таким образом, цели и стратегии их достижения тесным образом взаимосвязаны,
корректировка или уточнение одной из данных категорий сразу же
непосредственно отражается на другой. В процессе управления осуществляется
постоянный процесс их согласования, определения взаимного соответствия.
Стратегия управления разрабатывается на длительный период, но может
разрабатываться и на текущий период при коренных поворотах в хозяйственной
политике. Стратегия управления свойственна как крупным, так и малым
предприятиям, любым формам хозяйствования.
При оценке любого средства воздействия менеджер анализирует процесс
управления по всем его стадиям и основным функциям.
Содержание
функции организации
обоснование набора видов работ, необходимых для выполнения организуемой
деятельности, определение по каждому виду деятельности: компетенции, т.е.
возможностей или границ действий и принятия решений; полномочий, т.е. прав
на принятие решений; ответственности, т.е. меры и формы ответственности и
санкций за последствия принятых решений. На базе этих данных
устанавливаются перечень и профессиональный состав персонала и создается
система информационного обеспечения. При этом формируются уровни
управления, подразделения или звенья по уровням управления и система связей
между ними. Звено системы управления рассматривается как обособленный
элемент по критерию специализации и комбинации функций по объему и
масштабу полномочий управления. В качестве звена может выступать должность,
отдел, служба, подразделение. Состав звеньев в системе управления
разнообразен. Приоритет при характеристике звена отдается критериям вида
функций и объема полномочий.
По таким
критериям различают
цеха), функциональные
(планово-экономический отдал),
звено (главный инженер), функционально-линейное звено (руководитель
творческой группы). Следует отметить, что связи между звеньями и место
звена в иерархии системы управления определяются критериями формирования
системы, среди которых важнейшими выступают: целесообразность интеграции
функций, управляемость, производственные и жизненные циклы изделий.
Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом
побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов
поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе
мотивации предполагается использование определенной последовательности
взаимозависимых категорий: потребности людей - интересы людей - мотивы
деятельности - действия людей.
В качестве
мотивов могут выступать
решению значимых проблем, заинтересованность в интересных коммуникациях,
потребность в формировании карьеры. Можно сказать, что мотивы, побуждающие
человека к активной, производительной, творческой работе, многогранны, как
многогранен сам человек и общественные отношения, которые оказывают на него
воздействие.
Мотивационный
подход к поведенческой
функцией менеджмента. Менеджер воздействует на другого человека через его
реальные цели, жизненные установки и ожидания, создавая эффективную
мотивацию производственной деятельности работника. В качестве примера можно
указать особенности мотивации разных категорий самих управленцев. Мотивация
специалистов - ориентация на профессиональный рост, накопление знаний; они
предпочитают, чтобы их оценивали профессионалы.
Мотивация
через потребности отражает
(пища, жилище, безопасность) до сложных (самоутверждение,
самосовершенствование, самоуправление). Если мотивация основана на
удовлетворении высших потребностей, то такой человек склонен к
самоуправлению. Для удовлетворения высших потребностей предварительно
должны быть удовлетворены первичные потребности, и необходима высокая
производственная и управленческая культура.
Стимулирование - основная функция, связанная с процессом активизации
деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов и
способов формирования
интересов и мотивов
функция стимулирования основывается на процессах мотивации, преобразуя их в
стимулы, воздействующие на поведение и деятельность преимущественно
коллективов и фирм.
Наиболее
действенно в настоящее
время экономическое
работников. Самый чувствительный стимул, применяемый к работнику - размер
заработной платы и своевременность ее выплаты. Размер заработной платы
сопоставляется с прожиточным минимумом с учетом цен на формирование
потребительской корзины и другими показателями и служит критерием уровня
жизни населения. О недейственности экономических стимулов в период спада
производства и кризиса, переживаемого экономикой России на стадии
реформирования, свидетельствует значительный разрыв в доходах ( в 36 раз)
между богатыми и бедными.[1]
Зарубежные
модели менеджмента,
опираются на два ключевых стимула: участие персонала в распределении
прибыли и переход предприятия в собственность работников. В литературе
приводятся примеры попыток применения американскими фирмами некоторых
японских систем, например кружков качества и статистического контроля
производственного процесса, которые оказались малоуспешными из-за резких
различий в культуре американских и японских компаний.
Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды
управленческой деятельности, связанные с формированием информации о
состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучением
информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по
диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности
стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов
управления.
Последняя стадия контроля связана с уяснением проблем и причин их
возникновения, что и является основанием для активных действий по
корректировке отклонений от цели и плана деятельности. Следует отметить,
что все рассмотренные стадии функции контроля осуществляются одновременно,
т.е. контроль может быть в процессе деятельности и после ее завершения, а
система организации контрольной деятельности зависит от конкретной
ситуации. В значительной степени эффективность функции контроля
определяется методологией, т.е. предварительными исследованиями и
разработкой принципов, правил, инструкций, а также критериев оценки и
показателей, измеряющих отдельные стороны деятельности и процессы. Кроме
того, необходима разработка процедур проведения контрольных операций,
подбор и подготовка управленческого персонала, способного к такой работе.
Выполнение функции контроля требует высокой профессиональной
подготовки, опыта работы с людьми. Специалист в области контроля должен
Информация о работе Процесс и методы управления организацией