Процесс и методы управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

В общем виде управление /менеджмент/ следует представлять как умение
добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект
людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью
превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную
силу. Другими словами, управление - это человеческие возможности, с
помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и
тактических целей организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………1
Глава 1. Процесс и методы управления организацией………………………..3
1. Процесс управления организацией…………………………………..3
1.1.1. Составляющие процесса управления……………………………4
1.1.2. Сущность и содержание функций менеджмента……………….6
1.1.3. Основные функции менеджмента……………………………….10
1.1.3.1. Характеристика основных функций менеджмента………...18
1.1.3.1.1. Функция планирования…………………………………..18
1.1.3.1.2. Функция организации……………………………………19
1.1.3.1.3. Функция мотивации……………………………………...22
1.1.3.1.4. Функция контроля………………………………………..23
2. Методы управления организацией…………………………………..27
1.2.1. Административные методы управления………………………..29
1.2.2. Экономические методы управления…………………………….35
1.2.3. Социально-психологические методы…………………………...44
1.2.3.1. Социологические методы управления………………………45
1.2.3.2. Психологические методы управления………………………51
Глава 2. Практика формирования организационной структуры управления
предприятием (на примере ГП ПРТЦ)………………………………68
2.1. Организационная структура ГП ПРТЦ…………………………….68
2.2. Сфера деятельности и рынки сбыта предприятия………………...77
2.3. Показатели производственно-хозяйственной деятельности
предприятия………………………………………………………….79
Заключение………………………………………………………………………80
Список использованной литературы…

Работа содержит 1 файл

Процесс и методы управления организацией.docx

— 99.70 Кб (Скачать)

организации в обмен  на их эффективную работу.

  Этапы:

    1. определение  потребности работников;

    2. предоставление  возможности работнику удовлетворить   эти  потребности

через хорошую работу.

 Контроль  -  процесс  обеспечения  того,  что  организация   действительно

достигла своей  цели.

 Этапы:

     1.  установление  стандартов;

      2.  измерение  того,  что  было  фактически  достигнуто  и   сравнение

достигнутого с  намеченными стандартами; 

      3. определение  источников  расхождения  и   действий,  необходимых  для

коррекции планов. 
 

    Концепция  управленческого процесса применима  ко всем типам  организаций,

поскольку  процессный  подход  определяет  лишь  основные  общие  шаги   при

управлении и предоставляет  возможность их использования и  выбора  содержания

в зависимости от условий каждой конкретной фирмы. 

      Без    проявления    функций    управления    невозможно    нормальное

функционирование  организации или предприятия,  поэтому  изучению  и  анализу

функций управления нужно уделять достаточное внимание. 
 

1.1.2.  Сущность  и содержание функций менеджмента. 
 

    Функции  управления - это  конкретный  вид  управленческой  деятельности

(осуществляется  специальными приемами и способами), а также  соответствующая

организация работ. 

    Как мы  видим, одним из основных  компонентов,  составляющих  содержание

управления, являются функции. Таким образом, для  выполнения  той  или  иной

относительно простой  работы  необходимо  заранее  определить,  что  нужно  в

итоге получить, как  организовать дело, мотивировать и  проконтролировать  его

выполнение.  Это  и  есть  функции  управления.  Хотя  со  временем  техника

управления и усовершенствовалась,  основополагающие  управленческие  функции

остались сравнительно неизменными.

     Каждая  функция  менеджмента   представляет   собой   сферу   действия

определенного процесса управления, а система управления конкретным  объектом

или  видом  деятельности  -  это  совокупность  функций,  связанных   единым

управленческим циклом.  В  этом  суть  процессного  подхода  к  исследованию

функций менеджмента.

    Анри Файоль, которому принадлежит разработка  теории  административного

управления, в начале ХХ в. выделил пять  исходных  функций,  или  элементов,

административного  процесса:  предвидение,  организация,  распорядительство,

согласование, контроль.

     Но  очень  часто  говорят   лишь  о  четырех  функциях   управления   -

планирование, организация, мотивация и контроль.

      Концепция   российского   менеджмента   как   процесса     выполнения

взаимосвязанных  функций  планирования,   организации,   координирования   и

регулирования, мотивации  и стимулирования, контроля  объединила  ряд  теорий

управления,  в  частности,  школу  научного  управления  и  административную

теорию. В дальнейшем развитии процессная  модель  менеджмента  уточнялась  и

расширялась, углублялась  вследствие  применения  к  менеджменту  методологии

системного   и   ситуационного   подходов,   социологических   исследований,

экономико-математических методов и моделирования. [3]

     Сущностная  характеристика   менеджмента  -  это   функция   или   вид

деятельности  по  руководству  людьми.  В  процессе   развития   менеджмента

сущность  управления  получила  трактовку  “воздействия”   на    людей   для

согласования и  упорядочения  их  действий  в  совместном  труде  посредством

мотивации поведения.

    Наиболее  полное содержание менеджмента  как процесса  отражают  основные

функции, выступающие  общим  условием  управления  социальными  и  социально-

экономическими  процессами.  Процесс  воздействия  будет  реальным  при  его

завершении в  производственно-хозяйственной  деятельности,  где  применяются

любые  средства   взаимодействия:   цели,   стратегии,   методы,   структуры

управления. Поэтому  процесс управления может  быть  рассмотрен  как  процесс

взаимодействия  субъекта  и  объекта  управления,   где   реализуются   идеи

субъекта, т.е.  менеджера.  Данная  группа  функций  объединяется  процессом

выработки   и  реализации  управленческого  решения,  имеющим  универсальные

этапы в определенной их последовательности,  которые  можно  трактовать  как

группы  функций  менеджмента,  т.е.  видов  деятельности  по   выработке   и

реализации управленческих решений.

    Сущностная  особенность менеджмента обуславливает   наличие  менеджера  -

субъекта управления, профессионального управляющего, прошедшего  специальную

подготовку, дающую ему право на выполнение функций  по руководству людьми.

    В рыночных  условиях  должны  закрепляться  не  только  функции,  но  и

ресурсы,  связанные  с  выполнением  данных  функций  и  принятием  решений,

конкретные виды ответственности за результативность менеджмента.

    Для   менеджеров  знание  взаимосвязи   и  взаимодействия  групп   функций

менеджмента  создает  условия  принятия   правильных   решений   в   области

формирования  и  функционирования систем менеджмента.

    Отметим  главные особенности функций  менеджмента. Отношения управления  в

рыночной экономике  многогранны,  многослойны,  ибо  отражают  разные  грани

социально-экономических  отношений между людьми и коллективами,  занятыми   в

  производственных  и  непроизводственных  сферах  деятельности  организаций

различных форм собственности.

     Важная  особенность  функций  менеджмента,  обусловленная   спецификой

российской   экономики,   заключается   в   потребности   высокой    степени

адаптивности к  изменениям внешней и внутренней среды.

    Переходный  этап  развития  рыночной  экономики   России  (а  также,   в

частности, и ПМР) характеризуется особым характером взаимодействия  рыночных

рычагов  управления  и  системы  государственного   регулирования.   Поэтому

функции менеджмента, помимо их интеграционной роли,  обеспечивают  адаптацию

производственно-хозяйственных  систем   к   новым   и   часто   изменяющимся

государственным  регулятором, а также адаптацию  к  новым  рыночным  условиям

во всех сферах хозяйственной  и социальной деятельности.

     Под   адаптивностью  понимается  способность   сохранения   качественной

определенности функции  менеджмента  при  изменениях  социально-экономической

среды. В систему  адаптивных элементов  системы  менеджмента  включается  вся

совокупность средств  воздействия:  целевые,  регулирующие,  координирующие,

активизирующие,  мотивирующие,  контролирующие,   самоорганизующие.   Отсюда

следует, что система  средств воздействия и взаимодействия по каждой  функции

должна  обладать  гибкостью  и  обеспечивать  меньшие  потери  ресурсов  при

изменении социально-экономических  и организационно-технических факторов.

    Следует  отметить и процессы адаптации  к ошибочным решениям и негативным

явлениям  в  системе  управления.  Так,  нынешняя  практика   реформирования

производственных   отношений    (одномоментный    отпуск    цен,    введение

законодательных актов  задним числом, отсутствие  механизмов  их  реализации)

вызывает возмущение  экономической  среды  и  адаптацию  к  данным  условиям

низших   звеньев   (сокрытие   доходов,   неуплата   налогов,   неисполнение

государственных решений).

    Функции  управления имеют специфический  характер,  особое  содержание  и

могут осуществляться самостоятельно, быть как  не  связанными  между  собой,

так и неразрывно связанными, более того, они как  бы взаимопроникают  друг  в

друга. Иными  словами,  в  системе  управления  все  управленческие  функции

объединены в единый целостной процесс. 
 
 

    1.1.3. Основные  функции менеджмента. 
 

     Основные  функции  менеджмента  характеризуются   полнотой  содержания,

устойчивостью структуры, системностью  и  универсальностью  использования  в

разных сферах  деятельности.  Главная  их  особенность  в  том,  что  каждая

основная  функция   менеджмента   представляет   собой   отдельный   процесс

управления  по  выработке  методов  активизации  и  средств  воздействия  на

персонал и его  деятельность  для  достижения  общих  результатов  социально-

экономической системы.

    На рис.1 показан состав и взаимосвязь  современных функций,  формирующих

процесс  управления.  Каждый  из  6-ти  блоков  функций  представляет  собой

обособленный этап  процесса  управления  объектом,  фирмой,  корпорацией.  В

каждом   блоке   два   вида   функций,   взаимосвязанных   между   собой   и

взаимодополняющих друг друга. При одном и том  же назначении функции  каждого

блока  отражают  особенности,  характерные  для  менеджмента   разных   сфер

управляемой деятельности, разных уровней управления и объектов.

    Функции  интересны тем, что в систематизированном  виде могут дать полное

представление  о  процессах  мотивации,  воздействия  и  взаимодействия   от

зарождения  идей  до  их   реализации,   оценки   результата   и   появления

последствий. Основные функции характеризуют  воздействие,  обусловливая  его

определяющие  средства,  реализация  которых  может   обеспечить   требуемый

результат.

    Планирование  как основная функция менеджмента  представляет собой  виды

деятельности по  формированию  средств  воздействия,  обеспечивающих  единое

направление  усилий  всех  членов   фирмы   на   достижение   общих   целей.

Планирование  как  процесс  управления  включает  разработку  и   реализацию

средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое из  средств

воздействия имеет  свою специфику и условия использования.

     Концепция  -  идея,  теоретические  и   методологические   основы   ее

разработки, обоснование, методы и условия  реализации.  Любая  теоретическая

экономическая  проблема  до  ее  воплощения  в  экономике  проходит   стадию

Информация о работе Процесс и методы управления организацией