Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 08:58, курсовая работа
В общем виде управление /менеджмент/ следует представлять как умение
добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект
людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью
превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную
силу. Другими словами, управление - это человеческие возможности, с
помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и
тактических целей организации.
Введение…………………………………………………………………………1
Глава 1. Процесс и методы управления организацией………………………..3
1. Процесс управления организацией…………………………………..3
1.1.1. Составляющие процесса управления……………………………4
1.1.2. Сущность и содержание функций менеджмента……………….6
1.1.3. Основные функции менеджмента……………………………….10
1.1.3.1. Характеристика основных функций менеджмента………...18
1.1.3.1.1. Функция планирования…………………………………..18
1.1.3.1.2. Функция организации……………………………………19
1.1.3.1.3. Функция мотивации……………………………………...22
1.1.3.1.4. Функция контроля………………………………………..23
2. Методы управления организацией…………………………………..27
1.2.1. Административные методы управления………………………..29
1.2.2. Экономические методы управления…………………………….35
1.2.3. Социально-психологические методы…………………………...44
1.2.3.1. Социологические методы управления………………………45
1.2.3.2. Психологические методы управления………………………51
Глава 2. Практика формирования организационной структуры управления
предприятием (на примере ГП ПРТЦ)………………………………68
2.1. Организационная структура ГП ПРТЦ…………………………….68
2.2. Сфера деятельности и рынки сбыта предприятия………………...77
2.3. Показатели производственно-хозяйственной деятельности
предприятия………………………………………………………….79
Заключение………………………………………………………………………80
Список использованной литературы…
фондового рынка. Руководитель предприятия может использовать механизм
ценных бумаг для достижения экономических интересов, роста благосостояния
сотрудников и формирования корпоративных отношений.
Налоговая система составляет важный экономический механизм пополнения
казны государства путем взимания налогов с предприятий и граждан. Она
задается государством, существует вне предприятия, оказывает
непосредственное воздействие на персонал, но всегда оставляет руководителю
поле для маневра даже в условиях фискальной системы налогообложения.
Формы собственности - важная экономическая категория, определяющая
характер взаимоотношений внутри предприятия. Так, при государственной и
муниципальной собственности единым хозяином имущества предприятия выступает
государственный орган, а все работники, включая директора, относятся к
наемному персоналу. Предположительно, на этих предприятиях работники
наиболее отдалены от собственности и никогда не будут чувствовать себя
хозяевами. Поэтому необходима система слежения со стороны контрольных
органов как за имуществом, так и за продукцией. Реальные злоупотребления
(взятки) возникают при сдаче в аренду государственного имущества
коммерческим структурам.
Фазы общественного воспроизводства составляют основу товарно-денежных
отношений между людьми в процессе производства, обмена, распределения и
потребления товаров. В схеме простого воспроизводства Т — Д — Т
произведенный товар
(Т) в сфере материального
деньги (Д), на которые закупаются сырье и материалы, орудия и средства
труда, рабочая сила для производства нового товара (Т). [3]
В схеме
расширенного воспроизводства
товара (Д) закупаются материалы, рабочая сила и орудия труда и
осуществляется производство товара с увеличенной стоимостью (Т), который
затем продается на рынке по большей цене, и вырученные деньги (Д')
используются для расширения производства. Разница (Д' - Д) является валовой
прибылью товаропроизводителя и используется для увеличения объемов
производства более качественного товара, а также для повышения жизненного
уровня работников предприятия.
Обмен товаров в рыночной экономике реализует схему изменения формы
товара из материальной в денежную (Т - Д) и подтверждает его денежную
стоимость на рынке, т.е. товар нужен потребителю и он готов отдать за него
деньги. Фаза кругооборота товара (Т - Д) осуществляется в сфере торгового
(коммерческого) капитала
с привлечением банковского
Распределение выступает в качестве фазы общественного производства,
когда средства производства и рабочая сила направляются в конкретные
отрасли экономики, а определенная часть национального дохода распределяется
между социальными группами общества и нематериальными сферами экономики
(национальная оборона, образование, наука, здравоохранение, социальное
обеспечение и т.п.). Распределение в свою очередь активно воздействует на
производство и обмен, ускоряя или замедляя процессы внутри данных фаз
воспроизводства.
Потребление направлено на использование общественного продукта в
процессе удовлетворения материальных и духовных потребностей и является
заключительной фазой воспроизводства. Потребление бывает материальное и
нематериальное, коллективное и индивидуальное. Потребление общественного
продукта в рыночной экономике осуществляется пропорционально затраченному
капиталу, а внутри предприятия — по труду. В потребительском обществе
главным является личное потребление граждан. Потребление активно
воздействует на все фазы воспроизводства, особенно на производство и обмен
товаров.
Итак, экономические методы выступают в качестве различных способов
воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей.
При позитивном использовании экономических методов конечный результат
проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при
неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или
пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов.
В качестве примера проявления экономических методов управления
персонала можно привести следующее: [6]
( Субсидирование
персонала. Многие компании
и рестораны для своего персонала. Это может быть невозможно для малого
бизнеса в финансовом отношении, но можно рассмотреть возможность установки
автоматов для продажи горячих напитков и лёгкой закуски и предложить талоны
на завтрак.
( Товары со
скидкой. Большинство
работником товары и услуги фирмы со скидкой от 10% и выше. Всегда следует
предоставлять своим работникам большие скидки. Это позволит увеличить
лояльность персонала.
( Ссуды. Некоторые
работодатели дают своим
или ссуды с низким процентом на различные цели (например, для переезда).
( Частное страхование здоровья. Некоторые фирмы производят частное
страхование здоровья своих работников. Многие из этих работников будут
чувствовать себя спокойнее и увереннее, зная, что о них позаботятся, если
они заболеют. Быстрая медицинская помощь работникам также будет приносить
пользу – работник скорее возвратится на работу и будет готов выполнять свои
обязанности.
Также
руководители через
персонала заинтересованность в конечных результатах своего труда, качестве
продукции или услуг,
тем самым, принося доход себе
и компании в целом.
1.2.3.Социально-
Социально-психологические методы - это способы осуществления
управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании
закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов
являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам
воздействия эти методы можно разделить на две основные группы:
социологические методы, которые направлены на группы людей и их
взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека);
психологические методы, которые направленно воздействуют на личность
конкретного человека (внутренний мир человека).[1]
Такое
разделение достаточно условно,
производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе
разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими
ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей,
предполагает знание
как социологических, так и психологических
методов.
1.2.3.1. Социологические
методы управления.
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они
позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить
лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными
результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение
конфликтов в коллективе [3]. Классификация элементов, регулируемых с
помощью социологических методов, показана на рис. 3. Рассмотрим их более
подробно.
Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и
критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда,
потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей,
достижение конечных социальных результатов. Например: увеличение
продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, рост уровня
образования и квалификации работников, сокращение производственного
травматизма, увеличение жилой площади на 1 работника и др. Конкретной
формой социального планирования является план социального развития
коллектива, который в 70-80-х гг. имелся на всех крупных предприятиях СССР
(ГАЗ, ВАЗ, "Электросила", ЗМЗ и др.). В настоящее время проблема
социального планирования актуальна для многих крупных западных и японских
компаний, которые успешно используют передовой опыт советского периода. У
большинства же действующих предприятий на территории СНГ, в том числе и в
ПМР, сейчас другие задачи – сохранить хотя бы те социальные достижения и
социальную инфраструктуру, которые были созданы до развала СССР.
Социологические
методы исследования
работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора,
оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать
кадровые решения. Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию
путем массового опроса людей с помощью специальных анкет. Интервьюирование
предполагает подготовку до беседы, затем, в ходе диалога с собеседником, -
получение необходимой информации. Интервью - идеальный вариант беседы с
руководителем, политическим или государственным деятелем, требует высокой
квалификации интервьюера и значительного времени. Социометрический
метод незаменим
при анализе деловых и
когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных
контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в
коллективе. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников,
которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних
жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие). Собеседование
является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на
Информация о работе Процесс и методы управления организацией