Процесс и методы управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

В общем виде управление /менеджмент/ следует представлять как умение
добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект
людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью
превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную
силу. Другими словами, управление - это человеческие возможности, с
помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и
тактических целей организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………1
Глава 1. Процесс и методы управления организацией………………………..3
1. Процесс управления организацией…………………………………..3
1.1.1. Составляющие процесса управления……………………………4
1.1.2. Сущность и содержание функций менеджмента……………….6
1.1.3. Основные функции менеджмента……………………………….10
1.1.3.1. Характеристика основных функций менеджмента………...18
1.1.3.1.1. Функция планирования…………………………………..18
1.1.3.1.2. Функция организации……………………………………19
1.1.3.1.3. Функция мотивации……………………………………...22
1.1.3.1.4. Функция контроля………………………………………..23
2. Методы управления организацией…………………………………..27
1.2.1. Административные методы управления………………………..29
1.2.2. Экономические методы управления…………………………….35
1.2.3. Социально-психологические методы…………………………...44
1.2.3.1. Социологические методы управления………………………45
1.2.3.2. Психологические методы управления………………………51
Глава 2. Практика формирования организационной структуры управления
предприятием (на примере ГП ПРТЦ)………………………………68
2.1. Организационная структура ГП ПРТЦ…………………………….68
2.2. Сфера деятельности и рынки сбыта предприятия………………...77
2.3. Показатели производственно-хозяйственной деятельности
предприятия………………………………………………………….79
Заключение………………………………………………………………………80
Список использованной литературы…

Работа содержит 1 файл

Процесс и методы управления организацией.docx

— 99.70 Кб (Скачать)

соревнования", "Ударник  труда" и др.

    Принуждение  - крайняя форма морального воздействия,  когда другие  приемы

воздействия  на  личность  не  дали  результатов  и  работника   заставляют,

возможно, даже против его воли и  желания,  выполнять  определенную  работу.

Желательно  применять  принуждение  только  в  чрезвычайных  (форс-мажорных)

обстоятельствах, когда  бездействие может привести к  жертвам, ущербу,  гибели

имущества, людей, несчастным случаям.

    Осуждение  - прием  психологического  воздействия   на  человека,  который

допускает большие  отклонения от моральных норм в коллективе  или  результаты

труда и качество работы которого крайне неудовлетворительны. Такой прием  не

может применяться  для воздействия на людей со слабой психикой и  практически

бесполезен    для    воздействия    на    отсталую     часть     коллектива.

Требование  имеет  силу  распоряжения.  В  связи  с  этим  оно  может   быть

эффективным  только  в  том  случае,  когда  руководитель  обладает  большой

властью или пользуется непререкаемым  авторитетом.  В  других  случаях  этот

прием может оказаться  бесполезным или даже  вредным.  Во  многих  отношениях

категорическое  требование  идентично  с  запрещением,  выступающим  в  виде

легкой формы принуждения.

  Запрещение предполагает  тормозящее воздействие  на  личность.  К  нему  мы

относим запрещение импульсивных действий  неустойчивого  характера,  что,  в

сущности, является вариантом внушения,  а  также  запрещение  недозволенного

поведения (выпивка, бездеятельность, попытка хищения  или брака).

   Этот метод  стоит на грани двух главных  методов воздействия -  принуждения

и убеждения.

   Плацебо давно  используется  в  медицине  как  прием  внушения.  Суть  его

заключается   в   том,   что   врач,   прописывая   больному    какое-нибудь

индифферентное средство, утверждает, что  именно  оно  даст  нужный  эффект.

Психологический настрой  больного на благоприятное  воздействие  прописанного

лекарства  часто  приводит  к  положительному  результату.  На  производстве

плацебо — это  пример  поведения  авторитетного  лица,  когда  работникам  с

легкостью демонстрируют  какие-либо действия,  превозмогая  боль,  чрезмерную

усталость, страх  высоты и т.  п.  Видя  это,  работники  могут  с  такой  же

легкостью повторить  показанные действия, не испытывая  при  этом  неприятных

ощущений. Если  же  наблюдатели  заметят,  что  демонстрация  осуществляется

через силу, то эффекта  не будет. Вообще, эффект  плацебо  удерживается  лишь

до первой неудачи,  пока  работники  не  поймут,  что  ритуальные  действия,

которые они так  скрупулезно выполняли, не имеют  под  собой  реальной  почвы.

[2]

    Порицание  обладает убеждающей силой только  в условиях, когда  собеседник

идентифицирует себя с руководителем: "он один  из  нас".  В  других  случаях

порицание воспринимается как менторское назидание, которое  можно  выслушать,

но которому не нужно  следовать. В силу того, что  человек  довольно  активно

защищает свое "Я", он часто рассматривает этот прием  как покушение  на  свою

самостоятельность.

     Командование  применяется  тогда,  когда   требуется  быстрое  и   точное

исполнение без  каких бы то  ни  было  критических  реакций.  При  выполнении

команд не рассуждают. В жизни  встречаются  запретительные  и  побудительные

разновидности  команд.  Первые:  "Прекратите!",  "Перестаньте  нервничать!",

"Замолчите!" и  т.д. - направлены  на  немедленное   торможение  нежелательных

актов поведения. Они  подаются  твердым  спокойным  голосом  или  голосом  с

эмоционально   окрашенным   оттенком.   Вторые:   "Идите!",    "Принесите!",

"Выполняйте!" и   т.д.  -  нацелены  на  включение   поведенческих  механизмов

людей.

     Обманутое   ожидание  эффективно  в  ситуации   напряженного   ожидания.

Предшествующие   события   должны   сформировать   у   собеседника    строго

направленный ход  мыслей. Если вдруг  обнаруживается  несостоятельность  этой

направленности, то собеседник оказывается в растерянности  и  без  возражений

воспринимает предлагаемую ему  идею.  Такое  положение  дел  характерно  для

многих ситуаций в жизни.

   "Взрыв" -  прием,  известный  как   мгновенная  перестройка  личности  под

влиянием  сильных  эмоциональных  переживаний.  Она   подробно   описана   в

художественной литературе (герои романов  В.  Гюго  "Отверженные",  А.  Дюма

"Граф  Монте-Кристо"  и   др.).   Применение   "взрыва"   требует   создания

специальной обстановки, в которой возникли бы  чувства,  способные  поразить

человека своей  неожиданностью и необычностью. В  такой обстановке у  человека

происходит сбой нервных процессов. Неожиданный  раздражитель вызывает у  него

сильный стресс.  Это  приводит  к  коренному  изменению  взглядов  на  вещи,

события, отдельных  людей и даже мир в целом.

    Метод  Сократа основан на стремлении  оградить собеседника от того,  чтобы

тот сказал "нет". Как только  собеседник  скажет  "нет",  его  очень  трудно

повернуть в обратную сторону. Метод назван именем древнегреческого  философа

Сократа, который  часто пользовался им,  стараясь  вести  беседу  так,  чтобы

собеседнику было  легче  сказать  "да".  Как  мы  знаем,  Сократ  непременно

доказывал свою точку  зрения, не вызывая  со  стороны  оппонентов  не  только

явного негодования, но даже самых незначительных негативных реакций.

     Намек  -  прием  косвенного  убеждения   посредством  шутки,  иронии   и

аналогии. В некотором  смысле  формой  намека  может  быть  совет.  Сущность

намека состоит  в том, что он апеллирует не  к  сознанию,  не  к  логическому

рассуждению,  а  к  эмоциям.  Поскольку  намек  таит  в  себе  потенциальную

возможность оскорбления  личности  собеседника,  то  пользоваться  им  лучше

всего  в  ситуации  конкретного  настроения.  Критерием  меры  здесь   может

выступить прогнозирование  самопереживания: "Как бы я  сам  чувствовал  себя,

если бы мне подавали такие намеки?"

     Комплимент  нередко смешивают с  лестью.  Если  сказать  человеку:  "Как

складно вы  говорите!",  то  это  польстит  ему.  Лесть  приятна  далеко  не

каждому, хотя часто  люди  не  отмахиваются  от  нее.  Французская  пословица

гласит" "Лесть - это умение сказать человеку то, что он сам о себе  думает".

Комплимент никого не обижает, он всех возвышает.

    Похвала   является  позитивным  психологическим   приемом  воздействия  на

человека  и  оказывает  более  сильное  действие,  чем   осуждение.   Иногда

достаточно сказать  молодому сотруднику: "Сегодня  Вы  работаете  значительно

лучше и если еще  чуть-чуть улучшите качество, то Вы достигнете  превосходных

результатов". Однако такая похвала опытному работнику  может быть  воспринята

как обида, и его  успехи лучше  отметить  в  торжественной  обстановке  перед

всем коллективом.[6]

     Просьба   является  весьма   распространенной   формой   общения   между

коллегами,  молодыми  и  опытными  работниками   и   реже   применяется   во

взаимоотношениях  руководителя  с  подчиненными.  Просящий   обращается   за

советом, помощью, инструкцией  к  другому  сотруднику,  когда  сомневается  в

формах  и  методах  выполнения  работы   или   не   в   силах   ее   сделать

самостоятельно.   Просьба   руководителя   является   эффективным    методом

руководства,   т.к.   воспринимается   подчиненным   как    доброжелательное

распоряжение и  демонстрирует уважение к его  личности.

    Совет  -  психологический  метод,  основанный  на  сочетании   просьбы  и

убеждения,  часто  применяемый  во  взаимоотношениях   коллег,   наставников

молодых рабочих  и опытных руководителей. Можно  сказать  рабочему:  "Иванов,

замени инструмент" — это форма распоряжения. Можно  сказать  по-другому:  "Я

Вам советую заменить инструмент". Однако  в  оперативной  работе,  требующей

принятия быстрых  решений,  использование  советов  и  просьб  руководителем

должно  быть  минимизировано  и  исключено  в  тех  случаях,  когда  рабочий

допускает брак и  срыв заданий.

     Поведение  -  совокупность  взаимосвязанных   реакций,   осуществляемых

человеком для приспособления  к  внешней  среде.  Поведение  человека  можно

представить в виде синусоиды  колебаний  или  броуновского  движения  внутри

достаточно широкого поля, образованного моральными нормами, принятыми в  той

социальной  группе  (коллективе,  семье),  к  которой  принадлежит  человек.

Общественная мораль зависит от экономического строя  общества,  национальной

принадлежности, социального  класса, уровня жизни, образования и  ряда  других

признаков,  формирование  общественной  морали  исторически  на   протяжении

многих тысячелетий  осуществляет религия и  фиксирует  в  священных  писаниях

(Библия, Коран) в  виде образцов  поведения  Бога,  ангелов  и  дьявола.  Это

позволяет  нам  предложить  классификацию  пяти  основных   форм   поведения

человека в социальной группе: [1]

    «ангельское», настроенное на  образцы  сверхъестественного   поведения,

отрицание зла  и  насилия,  фетишизацию  принципа  «человек  человеку  друг,

товарищ и брат». Очень мало людей в обществе могут  быть  отнесены  к  данной

форме поведения;

    высокоморальное,  провозглашающее человеческую  добродетель,  соблюдение

только высоких  принципов поведения  (честность,  порядочность,  бескорыстие,

щедрость, мудрость, искренность и  др.).  Во  всех  государствах  носителями

высокой морали считаются  аристократия, священнослужители и  интеллигенция;

   нормальное, построенное на  выполнении  принципов   общественной  морали,

допускающее отклонения  и  недостатки,  признающее  диалектическое  единство

добра и зла, власти и денег. В зоне нормального поведения  находится  большая

часть общества и  трудового коллектива;

   аморальное  поведение свойственно людям,  постоянно  нарушающим  моральный

кодекс общества. Личные интересы, мотивы и  потребности  люди  данного  типа

ставят  выше  сложившихся  норм  в  социальной  группе,  они  не   чувствуют

Информация о работе Процесс и методы управления организацией