Проблемы социальной ответственности и этики в современном менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 07:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать социальную ответственность в бизнесе (на примере ОАО «АК БАРС БАНК»).
Задачи исследования:
1. раскрыть понятие социальной ответственности предпринимательства.
2. провести анализ благотворительной и спонсорской помощи как проявления социальной ответственности компании (на примере ОАО «АК БАРС БАНК»).
3. Разработать рекомендации по совершенствованию управления на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические вопросы социальной ответственности менеджеров и организаций перед обществом…………………………………………………...5
1.1. Понятие социальной ответственности и основные подходы к ее интерпретации…………………………………………………………………….5
1.2. Границы социальной ответственности……………………………...11
1.3. Концепции и стратегии социальной ответственности……………..15
2. Проблемы социальной ответственности и этики на предприятии……………………………………………………………………...22
2.1. Описание Акционерного коммерческого банка «АК БАРС»……..22
2.2. Исследование ответственности и этики на предприятии………….25
3. Предложения по совершенствованию социальной ответственности на предприятии………………………………………………………………….......31
Заключение………………………………………………………………..37
Список использованной литературы…………………………………….39
Приложение……………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

Проблемы социальной ответственности и этики в современном менеджменте.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

     Благотворительная деятельность.

     Банк  на протяжении многих лет поддерживает программы в области спонсорства  и благотворительности. Финансовая и организационная поддержка  социальных и культурных проектов, а также благотворительные пожертвования  в пользу общественных организаций, медицинских и детских учреждений составляет часть деятельности Банка в сфере социальной ответственности.

     Банк  информирует общество о своей  деятельности в этой области и  применяет четкие и прозрачные корпоративные  критерии и процедуры оценки и отбора проектов и обращений. Для этих целей в Банке создана Комиссия по благотворительности и спонсорской помощи. Комиссия определяет основные направления деятельности Банка в этой области и занимается работой с обращениями граждан и организаций, принимает решения по поводу оказания помощи и поддержки.

     Приоритетными в этом направлении являются:

  1. помощь профильным Вузам, техникумам, училищам;
  2. адаптация детей с ограниченными физическими возможностями и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации к полноценной жизни в обществе (патронирование реабилитационных центров и детских домов, адресная поддержка);
  3. помощь пенсионерам из числа работников финансовой, банковской сферы;
  4. сохранение, восстановление и укрепление здоровья подрастающего поколения, строительство спортивных объектов, содействие в проведении соревнований и состязаний по различным видам спорта, финансирование лечения детей;
  5. поддержка одаренных детей и талантливой молодежи, стипендиальные программы и гранты, содействие творческим коллективам;
  6. социальная защита престарелых граждан (шефство над домами ветеранов);
  7. реализация экологических проектов, сохранение памятников природы;
  8. помощь конфессиональным сообществам;
  9. работа с государственными учреждениями и муниципальными образованиями в части реализации социально ориентированных проектов и развития массовой культуры;
  10. поддержка спорта и здорового образа жизни (спонсорство спортивных клубов и организаций, спортивных мероприятий);
  11. поддержка художественных и культурных программ, спонсирование образовательных учреждений.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  социальная ответственность ОАО «АК БАРС» БАНК согласуется с концепцией социальной ответственности корпорации рассмотренной в параграфе 1.3. ОАО «АК БАРС» БАНК проводит активную политику социальной ответственности направленную как на сотрудников банка, так и на внешнюю среду.

 

     3. Предложения по  совершенствованию социальной ответственности на предприятии

 

     Организации предпринимают разные меры в целях  повышения характеристик этичности  поведения руководителей и рядовых работников. К таким мерам относятся разработка этических нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этичному поведению, как происходит в ОАО «АК БАРС» БАНК».

     Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этической атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решений.

     Комитеты  по этике. Некоторые организации создают постоянные комитеты для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов – руководители высшего уровня. Некоторые организации не создают таких комитетов, но нанимают специалистов по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Роль такого адвоката – выработка суждений по этическим вопросам, связанным с деятельностью организации, а также выполнения функции «социальной совести» организации.

     Социальные  ревизии предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники социальной ревизии (например, ОАО «АК БАРС» БАНК») полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации. Хотя некоторые организации пытались воспользоваться принципами социальной ревизии, но проблемы измерения прямых издержек и выгод от реализации социальных программ пока не решены.

     Обучение  этичному поведению. Еще один подход, используемый организациями для повышения показателей этичности поведения, - обучение этичному поведению руководителей и рядовых работников. При этом работников знакомят с этикой бизнеса и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. Встраивание этики как предмета в курсы обучения бизнесу на университетском уровне является еще одной формой обучения этичному поведению, благодаря чему обучающиеся начинают лучше понимать эти проблемы, поэтому в ОАО «АК БАРС» БАНК» работают только высоко квалифицированные сотрудники. А тем, кто хочет развить и усовершенствовать свой профессионализм, организация предоставляет возможность обучаться на заочной форме, что совершенно не мешает работать.

     Согласно  исследованию Центра Этики бизнеса, « корпорации гораздо более озабочены этикой сегодня, чем в прошлом, они предприняли конкретные шаги по внедрению этики в свою практику». При этом ежедневные газеты изобилуют примерами неэтичного поведения работников организаций любого типа; однако, мы полагаем, что сами организации не испытывают недостатка в противоположных примерах этичных действий своих сотрудников. Продолжая внедрять различные программы и методы, описанные выше, и добиваясь, чтобы руководители высокого уровня служили ролевыми моделями надлежащего этичного поведения, организации должны иметь возможность повысить свои этические стандарты.

     Рассмотрим  способы повышения этичности  поведения руководителей и работников в организации и этические  программы организации.

     В целях повышения этичности поведения  руководителей и рядовых сотрудников можно использовать следующие мероприятия и методы:

  1. Создание этических кодексов.

     Они описывают систему общих ценностей  и правил этики, которых, по мнению организации, должны бы придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессе принятия решений. Обычно организации доводят этические нормативы до своих работников в виде печатных материалов.

  1. Создание «карт этики».

     Это набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Они содержат также имя  и телефон консультанта компании по этическим вопросам. Данный метод  активно применяется в японских компаниях.

  1. Создание комитетов по этике.

     Одни  организации создают постоянные комитеты по этике для оценки повседневной практики с точки зрения этики, почти  все члены таких комитетов  — руководители высшего уровня; другие не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Роль такого адвоката — выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функции «социальной совести» организации.

  1. Социальные ревизии.

     Предлагаются для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации;

  1. Обучение этичному поведению.

     Еще один подход, используемый организациями  для повышения показателей этичности  поведения, — обучение этичному поведению  руководителей и рядовых сотрудников. При этом работники знакомятся с  этикой бизнеса, что повышает их восприимчивость  к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. Встраивание этики как предмета в курсы обучения управления персоналом и государственному управлению является еще одной формой обучения этичному поведению, благодаря чему обучающиеся начинают лучше понимать эти проблемы;

  1. Этическая экспертиза.

     Этическая экспертиза представляет собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации (или конкретного проекта), которая вызывает обеспокоенность  высшего руководства, персонала  или общественности и может повлиять на имидж и перспективы организации. Результатом такой экспертизы становится система предложений, направленных на улучшение морального климата и моральной респектабельности организации, а также внесение коррективов в практику деятельности организации (или ее конкретных проектов);

  1. Этическое консультирование

     Этическое консультирование проводится тогда, когда  проблемы организации не могут быть решены силами самой организации (или  в ней отсутствуют соответствующие  структуры) из-за сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными моральными дилеммами, для чего приглашаются компетентные независимые специалисты по этике бизнеса со стороны.

     Однако  наличие всех элементов системы  этического исполнения не гарантирует  того, что все нормы корпоративной этики не останутся на бумаге, а все специально созданные подразделения – без работы. Систему необходимо запустить, поддерживать фокус внимания к этической проблематике на основе применения этических инструментов в реальной деятельности. Эти функции выполняют этические программы.

     Этические программы в той или иной мере вовлекают сотрудников организации  в процесс совершенствования  этической системы в компании и создания инструментов поддержания  этики. Можно выделить следующие  ключевые направления этических программ:

  1. Этика в повседневной деятельности сотрудников компании (анализ этических проблем в компании).

     К этой области относится оценка соответствия текущей деятельности принятым этическим  нормам. Как правило, невозможно сразу  предусмотреть все этически сложные ситуации. Создание банка этических проблем, которые существуют в организации, их классификация, выделение наиболее часто встречающихся сложных ситуаций возможно только после создания этического кодекса и только после вовлечения сотрудников в процесс соотнесения с ним реальной деятельности. В ходе этой программы также могут быть созданы технологии работы с этическими проблемами, описаны примеры желательного и нежелательного поведения в виде кейсов, стандартов, процедур.

     В рамках этого направления также разрабатываются и поддерживаются механизмы, призванные заблаговременно выявлять области сомнений и этических дилемм в деятельности сотрудников.

  1. Этическая компетентность.

     Одними  из основных элементов этической  системы являются способность сотрудников  распознавать сложные этические ситуации и умение разрешать их с помощью этических инструментов (кодекс, инфраструктура). Обучение прикладной этике наиболее эффективно проходит на специальных семинарах-тренингах, в рамках которых моделируются реальные этические дилеммы. В ходе этой программы выделяются и согласуются между собой все группы этических принципов – корпоративные, профессиональные, универсальные.

     Кроме обучения этике сотрудников проходит и подготовка внутренних тренеров, готовых обучать сотрудников  прикладной корпоративной этике.

  1. Этика в управлении.

     Одной из наиболее этически нагруженных является должность руководителя. С одной  стороны, в процессе управления людьми проявляется большое число этических  дилемм, с другой – руководитель является основой системы исполнения кодекса: лично транслирует этические нормы в действии, разбирает этические конфликты подчиненных, консультирует по поводу сложных этических ситуаций. В связи с этим руководитель должен обучаться принципам этичного лидерства, хорошо ориентироваться в этической проблематике. В ходе такого обучения рассматриваются этические проблемы менеджмента с точки зрения линейных руководителей, разрабатываются корпоративные стандарты в области этичного управления.

     Приведенные выше этические программы – это только иллюстрации. В реальности этической программой может становиться любой внутрикорпоративный проект, направленный на совершенствование системы исполнения этических норм.

Информация о работе Проблемы социальной ответственности и этики в современном менеджменте