Проблемы социальной ответственности и этики в современном менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 07:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать социальную ответственность в бизнесе (на примере ОАО «АК БАРС БАНК»).
Задачи исследования:
1. раскрыть понятие социальной ответственности предпринимательства.
2. провести анализ благотворительной и спонсорской помощи как проявления социальной ответственности компании (на примере ОАО «АК БАРС БАНК»).
3. Разработать рекомендации по совершенствованию управления на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические вопросы социальной ответственности менеджеров и организаций перед обществом…………………………………………………...5
1.1. Понятие социальной ответственности и основные подходы к ее интерпретации…………………………………………………………………….5
1.2. Границы социальной ответственности……………………………...11
1.3. Концепции и стратегии социальной ответственности……………..15
2. Проблемы социальной ответственности и этики на предприятии……………………………………………………………………...22
2.1. Описание Акционерного коммерческого банка «АК БАРС»……..22
2.2. Исследование ответственности и этики на предприятии………….25
3. Предложения по совершенствованию социальной ответственности на предприятии………………………………………………………………….......31
Заключение………………………………………………………………..37
Список использованной литературы…………………………………….39
Приложение……………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

Проблемы социальной ответственности и этики в современном менеджменте.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

     Далее Фридмен переходит к определению  самого понятия «социальная ответственность». Он рассуждает так: «В системе рыночной экономики, основанной на частной собственности, менеджер корпорации является наемным  работником по отношению к собственникам бизнеса. Он оказывается напрямую ответственен перед собственниками и своими работодателями. Эта ответственность заключается в ведении бизнеса в соответствии с их желаниями, которые, вообще говоря, можно свести к получению максимально возможной прибыли в рамках принятых правил в обществе, закрепленных в законах или этических нормах. Конечно, может так случиться, что его работодатели не разделяют этой цели. Группа лиц может основать компанию с благотворительными целями – например больницу или школу. Менеджер такой корпорации будет иметь в виде цели не получение денежных прибылей, а предоставление определенных услуг.

     В любом случае, ключевым пунктом является то, что на своей должности как  менеджер корпорации он является выразителем  интересов тех лиц, которые владеют этой корпорацией или основали ее с благотворительными целями, и его главная ответственность – перед ними.

     В каждом из этих случаев менеджер будет  расходовать чьи-либо деньги во имя  общих общественных интересов. Коль скоро его действия, осуществленные из соображений «социальной ответственности», сокращают доходы акционеров, он тратит их деньги. Коль скоро его действия приводят к росту цен для потребителей, он тратит и деньги потребителей. Коль скоро его действия снижают зарплату некоторых сотрудников, он тратит и их деньги.

     Акционеры, потребители и сотрудники могли  сами распорядиться своими деньгами по своему желанию. Менеджер больше действует  из соображений «социальной ответственности», чем выступает выразителем интересов  тех же акционеров, потребителей или сотрудников, если тратит их деньги не так, как они сами бы это сделали». [10]

     Нельзя  не согласиться, что выбрать сферы  проявления социальной ответственности  компаний крайне трудно. Кроме того, по мнению Фридмена, менеджер корпорации становится общественным наемным работником, слугой общества, хотя формально он и остается работником частного сектора.

     Идеи  Милтона Фридмена могут понравиться  некоторым предпринимателям. Но приводимые им аргументы порой работают против его же концепции своеобразного социального безразличия. Например, сам автор выступает за соблюдение не только законов, но и этических норм, однако не считает это проявлением социальной ответственности.

     Скорее  всего, Фридмен подразумевает под  социальной ответственностью компании, прежде, всего благотворительные программы, которые должны, на его взгляд, претворяться в жизнь либо отдельными людьми, либо общественными организациями.

     Фридмен утверждает также, что менеджер –  не слуга общества. Что касается служения обществу, то об этом хорошо написал крупный японский предприниматель Кадзума Татеиси. Он утверждает, что самый рост компании следует понимать, как увеличение возможностей вносить свой вклад в развитие общества.

     Получается, что в расширении деятельности компании заинтересованы все основные группы ее стэйкхолдеров: и ее сотрудники, и потребители фирменной продукции, и акционеры, и местное население, и деловые партнеры, деятельность которых при прочих равных условиях тоже будет успешно развиваться параллельно с развитием ключевой компании. И Кадзума Татеиси пишет, что в концентрированном виде идея служения обществу находит свое выражение в следующем постулате: тот, кто наилучшим образом служит обществу, выигрывает больше всех. Если компания не способна в наиболее совершенной форме служить обществу, то она не заслуживает права на существование. И было бы только справедливо ликвидировать такого рода компании. А с другой стороны, те компании, которые наилучшим образом служат обществу, заслуживают «кислорода» для своего роста и всемерного поощрения.

     Майкл Портер: Почему выгодно быть социально  ответственным.

     Далеко  не все согласны с взглядами М. Фридмена и в среде ученых, и  самих предпринимателей. В последние  годы социальную ответственность в  бизнесе стали прямо называть «социальным преимуществом» компании. Эту идею впервые высказал профессор Гарвардской школы бизнеса, автор теории конкурентных преимуществ Майкл Портер в своей статье в Harvard Business Review « Новая задача филантропии – создание стоимости» в 1999 г.

     Портер  указывает на то, что социальные программы сегодня используются компаниями в основном как форма «public relations» или с рекламной целью. Например, табачная копания Philip Morris (США) потратила в 1999 г. 75 млн. долл. на различные пожертвования, а потом истратила еще 100 млн. долл. на их рекламную компанию.

     Как пишет автор, критики реализации принципа социальной ответственности  корпораций выдвигают два основных аргумента. Первый: социальные и экономические  цели компании четко различаются  между собой, поэтому расходы на социальные программы являются издержками сточки зрения достижения экономических результатов. Второй: компании, которые занимаются социальными проектами, приносят не больше общественной пользы, чем индивидуальные доноры. Эти утверждения верны, если социальные корпоративные программы фрагментарны и несфокусированны, что характерно еще для многих компаний. Однако есть и другой путь в области реализации социально ответственного бизнеса: компании могут усилить свои конкурентные позиции за счет улучшения качества бизнес-среды в местах, где разворачивается их деятельность. Как отмечает М. Портер, использование филантропии как конкурентного преимущества компании позволяет связать социальные и экономические цели и улучшить долгосрочные перспективы ее развития.

     Изучение  практики компаний, которые реализуют  свои социальные проекты в контексте  конкурентоспособности, свидетельствует  о том, что при этом достигаются  как экономические, так и социальные цели. В долгосрочной перспективе  эти цели не противоречат друг другу, а оказываются тесно взаимосвязанными. Это не означает, что каждое инвестиционное вложение компании принесет социальные выгоды или что каждый социальный проект улучшит ее конкурентоспособность. Большая часть вложений имеет позитивные последствия только для бизнеса, а различного рода пожертвования – только для общества. Однако есть область, где происходит «конвергенция интересов». В этом случае социальная деятельность компании становится по-настоящему стратегической.

     Проблема  «стратегической филантропии», как ее назвал Портер, заключается в начале XIX в. в том, чтобы определить, в каких областях надо сфокусировать свою социальную деятельность для улучшения конкурентоспособности компании и как это сделать эффективно.

     К сожалению, нельзя не отметить, что  подходы менеджмента большинства современных корпораций, в том числе транснациональных, пока еще мало изменились в соответствии с новыми идеями.

     Примером  социальной программы, реализованной  в рамках старых подходов, может  служить один из проектов фирмы Avon Products (производство косметики). В 2002 г. Было задействовано 400 тыс. человек в компании «door-to-door» (когда представители компании ходят из дома в дом) по сбору средств для финансирования программы предотвращения рака груди. Всего было собрано 32 млн. долл. несмотря на социальную значимость этого проекта, он не привел к повышению конкурентоспособности компании, хотя был направлен на главную категорию ее потребителей – женщин. Попытки помочь здоровью всех женщин, а не только определенных категорий потребителей продукции Avon, представляются попытками решить глобальную проблему, хотя было бы лучше всего сузить поле деятельности и сфокусировать свою социальную стратегию.

     В качестве положительного примера можно  назвать компанию IBM, чья социальная деятельность, безусловно, стратегически ориентирована. В частности, еще с 1994 г. Начала претворяться в жизнь образовательная программа переобучения в сфере компьютерных технологий, предназначенная как для преподавателей, так и для школьников и студентов. Работая в тесной координации с городскими школами, колледжами и государственными отделами по образованию в разных странах, сотрудники IBM организуют повышение квалификации преподавателей, а также обучение и переобучение учащихся. Проведенная независимая экспертиза показала, что уровень компьютерной подготовки школьников и студентов существенно возрос.

     Такие же подходы применяет и компания Johnson&Johnson.

     Важно понимать, что новые подходы к  проявлению социальной ответственности  в бизнесе непросто внедрить на практике, они не должны рассматриваться менеджментом как некие краткосрочные компании – они рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны постепенно расширяться и развиваться. Чем теснее будет связана социальная ответственность в бизнесе с целями достижения конкурентных преимуществ, тем больше социальных преимуществ получат стэйкхолдеры компании. Таким образом, новая парадигма бизнеса, предложенная М. Портером, на мой взгляд, может стать основой стратегического менеджмента как национальных, так и транснациональных корпораций в XXI в.

 

     2. Проблемы социальной  ответственности и этики на  предприятии 

     2.1. Описание Акционерного коммерческого банка «АК БАРС»

     Акционерный коммерческий банк «АК БАРС» (Открытое акционерное общество) зарегистрирован  в ЦБ РФ и успешно работает на финансовом рынке России с 1993 года.

     Банк  располагает всеми видами существующих в Российской Федерации банковских лицензий и оказывает более 100 видов банковских услуг для корпоративных и частных клиентов.

     Сегодня «АК БАРС» Банк обслуживает более 2 миллионов частных лиц и свыше 48 тысяч корпоративных клиентов, среди которых - крупнейшие экспортеры Республики Татарстан, предприятия нефтегазового и нефтехимического комплекса, машиностроительные, телекоммуникационные, строительные, химические, автотранспортные, торговые и агропромышленные предприятия.

     Стабильность  деятельности Банка гарантирует оплаченный уставный капитал в размере 28,2 млрд. руб. Величина собственного капитала на 1 октября 2011 г. составляет 35,6 млрд. руб.

       «АК БАРС» Банк является участником:

     - Всемирного сообщества банковских телекоммуникаций «СВИФТ» (S.W.I.F.T),

     - Член Национальной Ассоциации Участников фондового Рынка (НАУФОР)

     - Московской Межбанковской Валютной Биржи (ММВБ),

     - Ассоциации участников вексельного рынка (АУВеР),

     - Российской Торговой Системы (РТС) и Ассоциации российских банков.

     Стратегической  целью банка является качественное удовлетворение потребности клиентов и досрочный рост бизнеса путем организации командной работы.

     Среди преимуществ банка можно отметить:

     ­Широкую  продуктовую линейку: вклады, кредиты, пластиковые карты, широкий спектр услуг по ценным бумагам, драгоценные металлы, прием коммунальных платежей и др.

     ­Развитая сеть дополнительных офисов, в которых  предоставляется тот же перечень услуг, что и в головном офисе.

     ­Развитая филиальная сеть.

     Также к преимуществам банка относят  самую низкую комиссию за прием коммунальных платежей, бесплатная компьютерная обработка квитанций, удобный график работы, выгодный курс обмена валют, вклады под любые запросы клиентов, денежные переводы: большой выбор видов переводов при одинаковой комиссии, кредитование сельского хозяйства. Организационная структуру банка отражена на рисунке 1.

     В настоящее время территориальная  сеть Банка насчитывает 43 филиала, 157 дополнительных офисов, 146 операционных касс, 9 операционных офисов, 1 передвижной  пункт кассовых операций, дочерний банк в Саратове – «Наратбанк».

     В Новосибирске филиал Акционерного коммерческого банка «АК БАРС» расположен по адресу пр. Димитрова, д. 7. Директор филиала Горбаченко Игорь Валерьевич, заместитель Директора филиала Буевич Михаил Юрьевич. 

 

     

       

     

     

     

     

       

     

     

       

     Рисунок 1- Организационная структура банка

 

     Таким образом, анализ организационной структуры  Акционерного коммерческого банка «АК БАРС» показывает, что банк имеет развитую сеть дополнительных офисов, в которых предоставляется тот же перечень услуг, что и в головном офисе, кроме того у банка существует развитая филиальная сеть, что позволяет оказывать качественные банковские услуги на значительной территории страны и эффективно руководить и координировать деятельность всего банка. 

Информация о работе Проблемы социальной ответственности и этики в современном менеджменте