Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:24, реферат
Обеспечение безопасных условий и охраны труда в организации входит в обязанности работодателя, достижение поставленных задач начинается с работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. Вскоре предоставление всех компенсаций будет напрямую связано с результатами аттестации.
Имеет ли юридическую силу как нормативный правовой акт Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное Минтрудом России, если оно не зарегистрировано в Минюсте России?
В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 14.07.99 № 217 "Об утверждении разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов феде- ральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" окончательное решение о необходимости государственной регистрации принимает Минюст России после проведения юридической экспертизы. Письмом от 28.04.97 № 07-02-541-97 Минюст России сообщил, что Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. постановлением Минтруда России от 14.03.97 № 12, в государственной регистрации не нуждается.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда. В каком порядке и кем будет проводиться сертификация работ по охране труда?
Постановлением Правительства РФ от 06.09.01 № 663 в п. 21 Положения о Минтруде России внесено изменение, согласно которому это Министерство организует работу по аттестации рабочих мест, а также организует и проводит во взаимодействии с Госстандартом России, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов РФ сертификацию работ по охране труда в организациях. В связи с этим Департаментом условий и охраны труда Минтруда России в настоящее время разработаны проекты Положения о Системе сертификации работ по охране труда (далее — Положение) и Правил по проведению сертификации работ по охране труда. Проектом Положения предусматривается, что Минтруд России определяет центральный орган Системы сертификации работ по охране труда, его задачи, функции и кадровый состав. Федеральные органы исполнительной власти могут образовывать отрасле- вые подсистемы сертификации работ по охране труда, создавать свой центральный орган и органы по сертификации. В субъектах РФ органы исполнительной власти, ведающие вопросами охраны труда, организуют территориальные органы по сертификации работ по охране труда и испытательные (измерительные) лаборатории (центры). В организациях непосредственно будут проводить сертификацию специалисты этих органов с обязательным участием специалистов-экспертов, прошедших подготовку в научно-методическом центре и аттестованных в установленном порядке. Правилами по проведению сертификации работ по охране труда будут определены порядок подачи заявки на сертификацию, процедуры подготовки и непосредственного проведения сертификации работ по охране труда в организации.
Имеют ли право государственные экспертизы условий труда органов исполнительной власти по труду субъектов РФ выдавать разрешения на выполнение работ по измерению параметров опасных и вредных производственных факторов производственной среды, определению показателей тяжести и напряженности трудового процесса?
Из-за отсутствия необходимой правовой основы государственные экспертизы условий труда органов исполнительной власти по труду субъектов РФ не могут выдавать разрешений на выполнение работ по измерению параметров опасных и вредных производственных факторов производственной среды, определению показателей тяжести и напряженности трудового процесса. Государственные экспертизы условий труда органов исполнительной власти по труду субъектов РФ имеют право выдавать разрешения на проведение оценки травмобезопасности рабочих мест в случаях, когда организация самостоятельно не может провести указанную оценку и приглашает стороннюю организацию (абз. 2 п. 1.6 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. постановлением Минтруда России от 14.03.97 № 12; далее - Положение об аттестации от 14.03.97 № 12).
Может ли организация проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда в сторонних организациях, и если может, то какие подтверждающие документы должны быть у нее, каков порядок их получения?
В соответствии с п. 1.6 Положения об аттестации от 14.03.97 № 12 для проведения измерений опасных и вредных производственных факторов в организациях могут привлекаться лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных измерений. Документом, свидетельствующим об аккредитации (аттестации), является лицензия, выданная аккредитующим органом. Порядок и стоимость процедуры аккредитации, критерии для специалистов определяются соответствующими документами аккредитующих органов.
Может ли физическое лицо, заключив договор с организацией, проводить в ней аттестацию рабочих мест по условиям труда и какие для этого ему необходимы удостоверяющие документы?
Аттестация рабочих мест по условиям труда в организации физическим лицом на хоздоговорных условиях Положением от 14.03.97 № 12 не предусмотрена. Однако в принципе такая возможность не исключается при соблюдении всех требований, которые предъявляются к лабораториям, осуществляющим аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Каков порядок контроля за качеством аттестации рабочих мест по условиям труда и признания действительными результатов аттестации рабочих мест, осуществленной организациями до момента введения в действие Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда?
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до введения в действие Положения от 17.03.97 № 12, подтверждаются государственной экспертизой условий труда субъекта РФ в том же порядке, в каком в период до 1 июля 1997 г. осуществлялся контроль качества аттестации, являющийся одной из функций, предусмотренной Положением о государственной экспертизе условий труда (постановление Совета Министров РСФСР от 03.12.90 № 557). Контролируются доаттестация организацией рабочих мест, которые не подлежали в указанный период аттестации, а также аттестация всех рабочих мест по фактору травмобезопасности и проведение оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Можно ли работу на компьютере отнести к работе за дисплеями ЭВМ?
Одна из основных частей персонального компьютера — видеомонитор, который в соответствии с ГОСТ Р 50948-96 "Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности" также называется дисплеем, видеомодулем или видеодисплейным терминалом. Оборудование рабочего места и характер работы пользователя компьютера и оператора ЭВМ практически идентичны, поэтому к ним предъявляются одинаковые санитарно-гигиенические требования, и в связи с этим работу на компьютере в части условий труда можно отнести к работе за дисплеем ЭВМ.
Предоставляются ли доплаты за условия труда работающим на персональных электронно-вычислительных машинах?
Работникам, занятым на ПЭВМ, доплаты за условия труда действующими межотраслевыми нормативными правовыми актами не предусмотрены. Режим труда и отдыха указанной категории работников регулируется гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2.542-96). В соответствии со ст. 5 КЗоТ РФ администрация организаций совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом вправе устанавливать за счет собственных средств дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников коллектива или отдельных категорий работников.
Имеется ли перечень нормативных документов, дающих пояснения для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда инженерно-технических работников?
Согласно Положению от 14.03.97 № 12 оценке условий труда подлежат все рабочие места работников организации независимо от должности. Иных документов по аттестации рабочих мест по условиям труда инженерно-технических работников не имеется.
Кем определяется численность работников службы, проводящей аттестацию рабочих мест?
Действующими нормативными правовыми актами численность работников службы, проводящей аттестацию рабочих мест по условиям труда в организации, не регламентируется. Согласно Положению о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. постановлением Минтруда России от 14.03.97 № 12, организация самостоятельно осуществляет аттестацию рабочих мест и соответственно установление численности работников службы, проводящей аттестацию рабочих мест, относится к ее компетенции.
Разграничиваются ли полномочия между лабораториями центров государственной тОг санитарно-эпидемиологической службы и организаций по проведению измерений для целей аттестации рабочих мест по условиям труда?
Разграничение полномочий между лабораториями центров государственной санитарно-эпидемиологической службы и организаций по проведению измерений для целей аттестации рабочих мест по условиям труда как нормативными правовыми актами, так и межведомственными соглашениями не предусматривается. В соответствии с п. 1.6 Положения от 14.03.97 № 12 измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение тяжести и напряженности трудового процесса могут осуществляться аккредитованными (аттестованными) лабораториями независимо от их ведомственной принадлежности.
Для стопроцентной загрузки работающего за ним закрепляется несколько рабочих мест. Как проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда?
Предлагаем для машиностроительных предприятий ввести новые понятия "технологическое рабочее место" и "рабочая зона".
Понятие "рабочее место", установленное ГОСТ 12.1.005-88, охватывает термины "технологическое рабочее место" и "рабочая зона". Если за работником, кроме рабочего места, соответствующего его основной профессии, закреплено несколько рабочих мест, то общая оценка условий труда производится с учетом таковых на каждом из этих рабочих мест. Составляется единая карта аттестации. Названный ГОСТ входит в перечень основных документов, используемых при аттестации рабочих мест в соответствии с Положением от 14.03.97 № 12.
Правомочна ли ведомственная неаттестованная лаборатория проводить на территории своего предприятия аттестацию рабочих мест по условиям труда и заносить в карты условий труда усредненные результаты производственных факторов за определенный период времени?
В соответствии с Положением от 14.03.97 № 12 измерения параметров опасных и вредных производственных факторов могут осуществлять лабораторные подразделения организаций. Дополнительных требований к этим подразделениям (аттестация, аккредитация) не предъявляется. Однако обязательное условие при проведении измерений — использование метрологически аттестованных и прошедших государственную поверку средств измерений, актуализированных нормативных правовых документов, а также привлечение для этих целей обученного персонала. В карты аттестации рабочих мест заносятся результаты исследований, выполненных в процессе проведения аттестации рабочих мест. Усреднение результатов оценки производственных факторов за какой-либо период времени Положением от 14.03.97 № 12 не предусмотрено.
Опубликовано на сайте: 15 июня, 2005
к.т.н. СурковН.И., к.т.н. ХаритоновА.В., к.т.н. Кирсанкин С.И.
Департамент труда Кемеровской области
(Россия, г. Кемерово)
В Кемеровской области численность работающего населения составляет около 1 млн. 150 тыс., человек или примерно 41% всего населения области. В области насчитывается более 50 тысяч учтенных хозяйствующих субъектов всех отраслей экономики, крупных и средних организаций - 5612.
Списочная численность работающих по учитываемому кругу предприятий (промышленность, транспорт, строительство, связь) на начало 2004 года составила 411629 человек. В условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, работает 154018 человек – 37,4%. Тяжелым физическим трудом занято 17,4 % работников. При повышенном уровне шума, ультразвука, инфразвука: -82962 (20,1%); повышенного уровня вибрации: -31187 (7,6%); повышенной запыленности воздуха рабочей зоны:-70205 (17,1%); повышенной загазованности воздуха рабочей зоны: -29163 (7,1%). На оборудовании, не отвечающим требованиям безопасности, работает 2,3% работников.
Наиболее неблагоприятные условия труда отмечены на предприятиях черной металлургии, угольной промышленности, машиностроении, в производстве стройматериалов, транспорте и связи. Мы полагаем, что наряду с действительным ухудшением условий труда по всем известным причинам, в негативной статистике сказываются и результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, потому что все больше предприятий подают в Госкомстат не надуманные, а фактические сведения об условиях труда полученные в результате проведения аттестации.
Необходимо отметить, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, значительно отличаются от данных подаваемых организациями ежегодно в Комитет по статистике ( форма 1-Т условия труда), приведу лишь один пример: в ОАО "Южно Кузбасская ГРЭС" количество занятых во вредных условиях труда по стат. отчетности (форма 1-т условия труда) – 469 чел., а по результатам проведенной аттестации рабочих мест – 918чел. Это еще раз доказывает, что одной из основных задач аттестации рабочих мест по условиям труда является определение фактического состояния условий труда на рабочих местах в организации.
Для кардинального изменения сложившейся ситуации в Кемеровской области создана система государственного управления охраной труда. Департаментом труда разработана и создана система мер, направленная на помощь всем организациям, которая обеспечивает:
информирование всех организаций о нормативных требованиях, обучение специалистов и членов аттестационной комиссий, обеспечение методической и другой литературой, создание с этой целью сети учебных и учебно-методических центров по охране труда во всех районах области;
активное вовлечение в этот процесс органов местного самоуправления, профсоюзов, объединений предприятий, отраслевых министерств;
Информация о работе Проблемы аттестации рабочих мест по условиям труда