Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:52, реферат

Описание работы

Принятие решений практически всеми психологами признается центральным моментом управления. Именно по этому критерию и определяются главные роли в трудовом процессе: руководителя и подчиненного. Решение проявляется в планировании (процессе поиска и принятия решений, а также определении целей, задач и средств их достижения), в организации (решение, направленное на объединение различных видов ресурсов и совместной деятельности людей), управлении мотивацией, контроле и пр.

Содержание

1.Сущность и характерные особенности управленческих решений
2.Классификация управленческих решений
3.факторы,влияющие на качество и эффективность принимаемых решений

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 499.26 Кб (Скачать)

Сфера применения этих количественных методов для  решения управленческих проблем  ограниченна. Далеко не во всех случаях возможно построить адекватную математическую модель управленческой проблемы и получить ее чисто «машинное» решение.

Для более или  менее сложных систем такое решение скорее исключение, чем правило. Экономико-математические методы нашли применение главным образом в автоматизированных системах управления производственными процессами. Сдерживающим фактором в расширении сферы применения экономико-математических методов является то, что в управлении учитываются и социальные, и организационные, и психологические факторы, которые в большинстве случаев невозможно выразить количественными параметрами. 

В группу систематизированных методов входят: эвристические методы, основанные на опыте и логике, с помощью которых опытный и способный руководитель выбирает правильное решение; методы экспертных оценок, основанные на количественной оценке явлений и процессов, например, метод «мозговой атаки» с коллективным обсуждением и разработкой вариантов решения или метод «Дельфа», основанный на постепенном улучшении оценок экспертов при последовательном уточнении задания или проблемы.

Систематизированные методы эффективны при решении проблем  в условиях риска и неопределенности. Здесь в качестве основного инструмента  моделирования выступает интеллект  человека, а для обработки оценок экспертов широко применяются статистические методы и ЭВМ. 

Системно-целевые методы необходимо использовать при решении смежных стратегических проблем. К ним относят методы системного анализа и программно-целевые методы.

Основными методами системного анализа управленческих проблем являются: 

1) декомпозиция системы — метод расчленения системы на части, элементы и подсистемы для выявления взаимосвязей между ними и их влияния на достижение цели; 

2) диагностика системы — метод исследования каждого из элементов и системы в целом для выявления наиболее чувствительных точек или «узких мест». 

Программно-целевые методы исходят из доминирующей роли цели, предлагают средства к ее достижению. После определения глобальной цели разрабатывается программа ее достижения в виде «дерева целей» и определяются мероприятия для достижения целей низшего порядка.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:  
• применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;  
• изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;  
• обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры выхода, входа, "внешней среды" и процесса системы разработки решения;  
•  применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;  
• структуризация проблемы и построение дерева целей;  
• обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;  
•  обеспечение многовариантности решений;  
•  правовая обоснованность принимаемого решения;  
•  автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений; 
• разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;  
•  наличие механизма реализации решения.  
 
После предварительной регламентации параметров качества управленческого решения и его эффективности (устанавливается предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы внешней среды, оказывающие влияние на качество и эффективность решения.  
 
Затем анализируются параметры входа системы и принимаются меры по их  улучшению и повышению качества входящей информации. После уточнения требований выхода, факторов "внешней среды", влияющих на качество и эффективность решения, отработки входа системы следует смоделировать технологию принятия решения, проанализировать параметры процесса, принять меры по их улучшению и приступить непосредственно к разработке решения.  
Если качество входа оценивается на "удовлетворительно", то при любом уровне качества процесса качество выхода, то есть качество решения, будет не более чем "удовлетворительным". Надо прорабатывать не менее трех организационно технических вариантов выполнения одной и той же функции по достижению цели.  
 
Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно и дорого. В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий повышения качества и эффективности решений на основе автоматизации системы менеджмента.

3.Факторы, определяющие  качество и эффективность управленческих  решений.

Под качеством управленческих решений следует понимать степень  его соответствия характеру разрешаемых  задач функционирования и развития производственных систем. Иначе говоря, в какой степени УР обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях формирования рыночных отношений.

Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений, могут классифицироваться по различным признакам – как  факторы внутренней природы (связанные  с управляющей и управляемой  системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды). К числу  этих факторов следует отнести:

1) законы объективного  мира, связанные с принятием и  реализацией УР;

2) четкую формулировку  цели – для чего принимается  УР, какие реальные результаты  могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель  и достигнутые результаты;

3) объём и ценность  располагаемой информации – для  успешного принятия УР главным  является не объём информации, а ценность, определяемая уровнем  профессионализма, опыта, интуицией  кадров;

4) время разработки  УР – как правило, управленческое  решение всегда принимается в  условиях дефицита времени и  чрезвычайных обстоятельств (дефицита  ресурсов, активности конкурентов,  рыночной конъюнктуры, непоследовательного  поведения политиков);

5) организационные  структуры управления;

6) формы и методы  осуществления управленческой деятельности;

7) методы и методики  разработки и реализации УР (например, если фирма лидирует – методика  одна, если следует за другими  – иная);

8) субъективность  оценки варианта выбора решения.  Чем более неординарным является  УР, тем субъективнее оценка.

9) состояние управляющей  и управляемой систем (психологический  климат, авторитет руководителя, профессионально-квалификационный  состав кадров и т.д.);

10) систему экспертных  оценок уровня качества и эффективности  УР.

Управленческие  решения должны опираться на объективные  законы и закономерности общественного  развития. С другой стороны, УР существенным образом зависят от множества субъективных факторов – логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т. п. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.

1.4            Факторы влияющие на качество и эффективность управленческих решений 

 

Под качеством управленческих решений следует понимать степень  его соответствия характеру разрешаемых  задач функционирования и развития производственных систем. Иначе говоря, в какой степени УР обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях формирования рыночных отношений.

Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений, могут классифицироваться по различным признакам – как  факторы внутренней природы (связанные  с управляющей и управляемой  системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды). К числу  этих факторов следует отнести:

1)     законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией УР;

2)     четкую формулировку цели – для чего принимается УР, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты;

3)     объём и ценность располагаемой информации – для успешного принятия УР главным является не объём информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров;

4)     время разработки УР – как правило, управленческое решение всегда принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков);

5)     организационные структуры управления;

6)     формы и методы осуществления управленческой деятельности;

7)     методы и методики разработки и реализации УР (например, если фирма лидирует – методика одна, если следует за другими – иная);

8)     субъективность оценки варианта выбора решения. Чем более неординарным является УР, тем субъективнее оценка.

9)     состояние управляющей и управляемой систем (психологический климат, авторитет руководителя, профессионально-квалификационный состав кадров и т.д.);

10)систему экспертных  оценок уровня качества и эффективности  УР.

Управленческие  решения должны опираться на объективные  законы и закономерности общественного  развития. С другой стороны, УР существенным образом зависят от множества субъективных факторов – логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т. п. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы, и внешнего окружения. [3]

Глава II    Среда принятия управленческих решений


Информация о работе Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности