Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:52, реферат
Принятие решений практически всеми психологами признается центральным моментом управления. Именно по этому критерию и определяются главные роли в трудовом процессе: руководителя и подчиненного. Решение проявляется в планировании (процессе поиска и принятия решений, а также определении целей, задач и средств их достижения), в организации (решение, направленное на объединение различных видов ресурсов и совместной деятельности людей), управлении мотивацией, контроле и пр.
1.Сущность и характерные особенности управленческих решений
2.Классификация управленческих решений
3.факторы,влияющие на качество и эффективность принимаемых решений
Классификация управленческих решений
Решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками (таблица 1). При рассмотрении данной классификации следует иметь в виду, что, как и любая классификация, приведенная классификация решений использует частично пересекающиеся, порой не однозначно определенные классификационные признаки. Например, трудно провести четкие разграничения между творческими и рациональными решениями, при принятии последних, безусловно, присутствуют элементы творчества. То же можно сказать про программируемые и формализуемые решения, про творческие и уникальные решения и т.п. Реальные решения одновременно могут относиться к различным типам решений.
Рассмотрим представленную в таблице классификацию более подробно.
Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся ранее в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан прежде всего с генерацией новых альтернатив.
Содержание. В зависимости от содержания принятого руководителем решения, управленческие решения могут быть: экономические, социальные, организаторские, технические и т.д.
Длительность реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок - решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
Критерии |
Классы решений |
Степень повторяемости проблемы |
Традиционные Нетипичные |
Содержание |
Экономические Социальные Организационные Технические Научные |
Длительность реализации |
Долгосрочные Краткосрочные |
Количество критериев выбора |
Однокритериальные Многокритериальные |
Значимость цели |
Стратегические Тактические |
Форма принятия решения |
Индивидуальные Групповые |
Уровень принятия решения |
Организации в целом Структурных подразделений Функциональных служб Отдельных работников |
Уровень творчества |
Рутинные Творческие |
Направления решения |
Внутри организации как Выходящие за пределы организации |
Способ фиксации решения |
Документированные Недокументированные |
Таблица 1. Классификация решений, принимаемых организацией
Количество критериев выбора. Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию, то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений многокритериальные, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т. п.
Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством, способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.
Форма принятия решений. Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно индивидуальным. Однако в современной практике менеджмента все чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т. е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие решения называются групповыми. Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению групповых форм принятия решений.
Уровень принятия решения. Результат решения может сказаться на каком - либо одном или нескольких подразделениях организации.
Уровень творчества определяется степенью использования руководителем творческого потенциала. Рутинные решения практически не предполагают использования творческого потенциала руководителя, применения специальных методов обоснования решений. Примером таких решений являются решения о найме и увольнении, при обосновании которых руководствуются четкими законами и правилами, критериями, характеризующими соответствие кандидатов определенным требованиям (имеется в виду объективный подход к принятию данных решений). Творческие решения основываются на нетрадиционных подходах, инновациях, на умении нестандартно взглянуть на возникшую проблему. Для таких решений обычно заранее не известны все имеющиеся альтернативы, невозможно использовать прежний опыт. Творческий подход используется при выборе направлений развития организации, разработке стратегических планов, различных комплексных программ, принятии уникальных решений.
Направление решения. Принятое управленческое решение может быть направлено на решение задач внутри организации как системы, так и выходить за ее пределы.
Способ фиксации. По этому признаку управленческие решения могут быть разделены на фиксированные, или документированные (т. е. оформленные в виде какого либо документа - приказа, распоряжения, письма и т.п.), и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.
Решения можно оценивать как хорошие или плохие по любому из двух общих критериев:
1) соответствие объективным требованиям к хорошему решению в то время, когда оно принимается;
2) правильность решения, выявляемая позднее.
Соответствие решения общему критерию предполагает, что указанное решение:
· действенное и прагматичное, четко определяет, что, когда и как будет сделано по проблеме;
· выработано в интересах достижения целей организации;
· осуществлено эффективно, т. е. его реализация приносит организации определенную выгоду.
Сущность и классификация управленческих решений
Управленческое решение - это взвешенный
шаг, результатом которого являются
осуществление действия для достижения
цели организации или воздержание
от него. Оно является неотъемлемой
частью деятельности менеджера. Данное
понятие рассматривается как: фиксированный
управленческий акт, постановление, приказ
и т. д.; процесс разработки и реализации
решения по разрешению проблемы; выбор
альтернативы при решении проблемы.
Объектом управленческого решения, как
правило, являются проблемы, связанные
с разрешением теоретических и практических
вопросов.
Требования, предъявляемые к управленческим
решениям:
Классификация управленческих решений.
1. По степени влияния на будущее организации:
2. По масштабам:
3. По продолжительности периода
реализации:
4. По направленности воздействия:
5. По обязательности выполнения:
6. По функциональному назначению:
7. По широте охвата:
8. По степени
9. По сфере реализации: научные
и маркетинговые исследования, производство,
реализация товаров (услуг), работа
по кадрам и т. д.
10. По способам принятия:
2. Классификация управленческих решений.
Классификация УР
необходима для определения общих
и конкретно- специфических подходов
к их разработке, реализации и оценке,
что позволяет повысить их качество,
эффективность и
1) по функциональному содержанию;
2) по характеру решаемых задач (сфере действия);
3) по иерархии управления;
4) по характеру организации разработки;
5) по характеру целей;
6) по причинам возникновения;
7) по исходным методам разработки;
8) по организационному оформлению.
Классификация ур
Управленческие решения должны быть: эффективными, своевременными, рациональными, обоснованными и реально осуществимыми.
Разработка и принятие управленческих решений осуществляются в пять этапов:
1. Определение или формулировка проблем.
2. Определение цели и задач, которые достигаются после реализации принимаемого решения.
3. Установление критерия выбора решения.
4. Разработка возможных способов достижения цели и вариантов решений.
5. Оценка по установленному критерию вариантов решений и выбор лучшего из них.
При разработке и принятии управленческих решений целесообразно использовать следующие методы: традиционные; экономико-математические; систематизированные и системно-целевые.
Традиционные методы необходимо применять тогда, когда решения принимаются либо на основе личного опыта и интуиции руководителя, либо по результатам специальных расчетов, в том числе экономических. Этими методами целесообразно пользоваться для решения задач в условиях определенности, т.е. в типовых стандартных ситуациях. Они достаточно распространены в практике управления. К преимуществам традиционных методов можно отнести их простоту и испытанность длительным применением. Однако им присущи недостатки, которые проявляются все сильнее по мере усложнения производства.
Экономико-математические методы основаны на одновременном использовании математических и экономических методов при решении практических задач. К ним относятся экономико-статистические методы, методы экономический кибернетики, методы оптимизации и эконометрия.
Информация о работе Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности