Принципы проектирования организационных структур предприятий туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить преимущества и недостатки организационной структуры управления туристической фирмой на примере ООО «Карланж».
В задачи курсовой работы входят:
охарактеризовать существующие организационные структуры управления туристическими фирмами;
ознакомиться с основными подходами и методологическими принципами построения организационных структур;
ознакомление с этапами и методами организационного проектирования;

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Сущность организационных структур.
1.1 Понятие организационной структуры . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Виды организационных структур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Переход от целей организации к ее структуре. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
1.4 Формирование организационных структур и его стадии. . . . . . . . . . . 17
1.5 Преимущества и недостатки различных типов организационных структур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
1.6 Регулирование организационных структур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Глава 2. Принципы проектирования организационных структур.
2.1 Понятие и основа проектирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.2 Этапы проектирования организационных структур . . . . . . . . . . . . . . .23
2.3 Основные принципы и методы проектирования организационных структур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.4 Подходы к проектированию организационных структур. . . . . . . . . . 30
Глава 3. Анализ организационных структур предприятий туризма
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Список использованной литературы . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Ларина Диана. 2924.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

     На  формирование структуры управления оказывают влияние изменения  организационных форм, в которых  функционируют предприятия. Так, при  вхождении фирмы в состав какого-либо объединения, скажем, ассоциации, концерна и т.п., происходит перераспределение управленческих функций (часть функций, естественно, централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы.

     Важный  фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии  информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации "электронного интеллекта", то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях.

     Весь  процесс формирования можно организовать по трем крупным стадиям:

     1) формирование общей структурной  схемы во всех случаях имеет  принципиальное значение, поскольку  при этом определяются главные  характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование, как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов системы (способность переработки информации);

     2) разработка состава основных  подразделений и связей между ними - заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру;

     3) регламентация организационной  структуры - предусматривает разработку  количественных характеристик аппарата  управления и процедур управленческой  деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчёты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.

     Когда требуется взаимодействие многих звеньев  и уровней управления, разрабатываются специфические документы называется - органиграммами.

     Органиграмма  представляет собой графическую  интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и  входящих в них работ, описывающую  распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками. Построение органиграммы позволяет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами систем управления, возникающими при организации согласованного выполнения её задач и функций.

     1.5 Преимущества и  недостатки различных  типов организационных  структур.

     Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на достижение единой цели. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Однако им присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития.

     Очевидно, прежде всего, что бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы.

     Еще один изъян структур бюрократического типа - невозможность с их помощью управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы. Функциональная специализация элементов структуры приводит к тому, что их развитие характеризуется неравномерностью и различной скоростью. В результате возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованностью в их действиях и интересах, что замедляет прогресс в организации.

     В исходном определении органического  типа структуры подчеркивались такие  ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой (бригадной) организации труда.

     Реальный  переход к органическому типу структуры управления требует серьезной  подготовительной работы. Прежде всего, компании принимают меры к расширению участия работающих в решении проблем организации (путем обучения, повышения уровня информированности, заинтересованности и т.п.), ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные технологии, радикально пересматривают характер взаимоотношений с другими компаниями (вступая сними в союзы или образуя виртуальные компании, где реализуются партнерские отношения).

     Необходимо  отметить, что органический тип структуры  управления находится лишь в начальной  фазе своего развития, и в «чистом» виде его используют пока немногие организации. Но элементы этого подхода к структуре управления получили довольно широкое распространение, особенно в тех компаниях, которые стремятся приспособиться к динамично меняющейся среде.

     1.6 Регулирование организационных  структур.

     В большинстве случаев решения  о корректировке структур принимаются  высшими руководителями организации  как часть их основных обязанностей. Значительные по масштабам организационные  предприятия не осуществляется до тех пор, пока не появится твёрдая корректировка структуры или разработка нового проекта.

     1) Неудовлетворительное функционирование  предприятия.

     Наиболее  распространенной причинной необходимости  разработки нового проекта организации  являются неудачи в попытке снижения роста издержек, повышения производительности, расширения всё сужающихся внутренних и внешних рынков или в привлечении новых финансовых ресурсов. Обычно, прежде всего, предпринимаются изменения в составе и уровне квалификации работающих, разработка специальных программ. Но причина неудовлетворительной деятельности предприятия заключается в определённых недостатках организационной структуры управления.

     2) Перегрузка высшего руководства.

     Если  меры по изменению методов и процедур управления не позволяют уменьшить нагрузку, не приводят к продолжительному облегчению, то весьма эффективным средством решения этой задачи становится перераспределение прав и функций, корректировки и уточнения в формах организации.

     3) Отсутствие ориентации на перспективу.

     Будущее развитие предприятия требует со стороны высших руководителей всё  большего внимания стратегическим задачам. В то же время до сих пор многие руководители продолжают уделять основное время оперативным вопросам. Что  приведёт к простой экстраполяции текущих тенденций в будущем. Высший руководитель должен осознавать, что его важнейшая обязанность заключается в том, чтобы сделать предприятие способным разработать и реализовать стратегическую программу.

     4) Разногласия по организационным  вопросам.

     Каждый опытный руководитель знает, что стабильность в организационной структуре предприятия существует внутренняя гармония. Эта структура затрудняет достижение целей, допускает несправедливое распределение власти и т.д. Когда возникают глубокие и устойчивые разногласия по поводу организационной структуры, единственным выходом является тщательное изучение структуры. Смена руководства часто вызывает решение о реорганизации. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2.  Принципы проектирования организационных  структур. 

     2.1 Понятие и основа проектирования

     Проектирование  связано с инженерной деятельностью, направленной на создание новых объектов, методов, теорий, которые совершенствуют среду, окружающую человека. Предметом  проектирования могут быть модели машин  и приборов, шахты, корабли, новые материалы, системы управления, организационные системы.

     Проектирование  рассматривается как процесс  составления описания, необходимого для создания еще не существующего  объекта, алгоритма его функционирования или алгоритма процесса. Однако следует иметь в виду, что проектирование не сводится только к созданию идеи построения объекта, оно предполагает также необходимость предвидеть последствия, к которым приведет появление объекта, и определить меры по реализации проекта.

     Цель  проектирования - положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде. Результатом же проектирования является описание будущего объекта и тех изменений, которые возникнут в мире после его появления.

     Приведенные трактовки понятия и целей  процесса проектирования указывают на то, что этот процесс охватывает деятельность не только конструкторов, архитекторов и других работников проектного профиля, но и тех специалистов, кто стремится внести изменения в работу производственных систем, в экономическую деятельность.

     Важной  особенностью современной науки  является стремление представить проблему формирования и совершенствования  производственных систем как научную  задачу организационного проектирования.

     Организационное проектирование как процесс - это  упорядочение организационно-структурных характеристик системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности.

     Предметом организационного проектирования в  низовом звене народного хозяйства - на предприятии, в учреждении - является система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности [5].

     Целью организационного проектирования в  этих условиях становится разработка новых организационных систем или  предложений по изменению существующих систем, а результатом - комплект технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной системы.  

     2.2 Этапы проектирования  организационных структур

     Проектирование  организации осуществляется в четыре этапа:

     1) определяются цели и результаты  деятельности - представляются продукт  труда, его объемы, основные этапы  технологии;

     2) определяются связи с внешней  средой - выделяются все контакты, которые необходимо осуществлять организации (в связи с ее технологией, выполнением законов, поддержанием собственной работоспособности и т.д.);

     3) разделяются процессы - по стадиям,  по уровням иерархии;

     4) группируются функции. Между разделенными  процессами устанавливается общее - основание для объединения отдельных этапов в более обобщенные цепочки. При этом возможны две стратегии: группировка работ вокруг ресурсов и вокруг результата деятельности.

     При создании организационной  структуры возможна следующая группировка функций:

     Ситуация 1 - группировка работ проводится в основном вокруг ресурсов деятельности того клиента, ради удовлетворения потребностей которого и создается организация. Если организация в большей степени ориентирована на свои ресурсы, то специфика самой деятельности становится менее важной, что приводит к широкой специализации и внедрению гибких, адаптивных организационных структур (например, региональное объединение продавцов).

     Ситуация 2 - в группировке работ большое значение имеют и ресурсы, и конечный продукт, что приводит к очень высокой специализации самой организации и созданию особо жестких (линейных) организационных структур с хорошо организованными вертикальными связями и возможной автономностью отдельных частей (например, армия, производственные объединения). 

Информация о работе Принципы проектирования организационных структур предприятий туризма