Принципы проектирования организационных структур предприятий туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить преимущества и недостатки организационной структуры управления туристической фирмой на примере ООО «Карланж».
В задачи курсовой работы входят:
охарактеризовать существующие организационные структуры управления туристическими фирмами;
ознакомиться с основными подходами и методологическими принципами построения организационных структур;
ознакомление с этапами и методами организационного проектирования;

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Сущность организационных структур.
1.1 Понятие организационной структуры . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Виды организационных структур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Переход от целей организации к ее структуре. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
1.4 Формирование организационных структур и его стадии. . . . . . . . . . . 17
1.5 Преимущества и недостатки различных типов организационных структур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
1.6 Регулирование организационных структур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Глава 2. Принципы проектирования организационных структур.
2.1 Понятие и основа проектирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.2 Этапы проектирования организационных структур . . . . . . . . . . . . . . .23
2.3 Основные принципы и методы проектирования организационных структур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.4 Подходы к проектированию организационных структур. . . . . . . . . . 30
Глава 3. Анализ организационных структур предприятий туризма
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Список использованной литературы . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Ларина Диана. 2924.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

     Одной, оптимальной для всех ситуаций, организационной  структуры управления предприятием не существует. Относительная эффективность  того или иного типа структуры  определяется различными внешними и внутренними условиями, а также реализуемыми стратегиями.

     При разработке структуры управления важно  исследовать специфику организационных  связей и уже на базе этого вырабатывать рекомендации по созданию рациональной организационной структуры управления. 

     1.2 Виды организационных  структур 

     Рассмотрим  основные типы структур управления предприятием: иерархические (бюрократические, жесткие) и органические (гибкие).

     1. Иерархический тип  структур управления

     Структуры управления на многих современных предприятиях построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале XX века.

     Линейная  организационная  структура

     (основана  на вертикальном разделении управленческого  труда)

     Особенности:

  • низшие уровни управления последовательно подчинены высшим;
  • во главе каждого подразделения поставлен руководитель-единоначальник, который решает все вопросы управления этим подразделением (связь с вышестоящим уровнем управления осуществляется только через него);
  • структура управления используется малыми и средними фирмами, при отсутствии широких кооперационных связей.

     Преимущества:

  • единство и четкость распорядительства;
  • согласованность действий исполнителей;
  • четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненными;
  • быстрая реакция на указания; 
    личная ответственность руководителя за результаты действия подразделения.

     Недостатки:

  • высокие требования к компетентности руководителя;
  • перегрузка менеджеров высшего звена управления;
  • предпосылки для злоупотребления властью;
  • отсутствие горизонтальных связей между подразделениями

     Функциональная  организационная  структура

     (основана  на горизонтальном разделении  управленческого труда)

     Особенности:

  • каждое подразделение аппарата управления укомплектовано высококвалифицированными специалистами;
  • каждое подразделение аппарата управления специализируется на выполнении определенных функций;
  • каждое подразделение аппарата управления отдает распоряжения нижестоящим уровням управления в рамках своих полномочий;
  • используется в управлении организациями с массовым типом производства.

     Преимущества:

  • высокая компетентность специалистов;
  • освобождение линейных руководителей от решения многих специальных вопросов.

     Недостатки:

  • трудности поддержания взамосвязей между различными фукнциональными службами;
  • длительная процедура принятия решений;
  • несогласованность распоряжений различных функциональных служб.

     Линейно-штабная  организационная  структура

     (базируется  на линейной организации управления)

     Особенности:

  • наряду с линейными руководителями аппарат управления включает штабные подразделения;
  • главная задача штабных подразделений состоит в оказании помощи линейным руководителям;
  • штабные подразделения не обладают правами принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями;
  • к штабным подразделениям относятся службы контроллинга, маркетинга, группы сетевого планирования, юридические службы и т.д.

     Преимущества:

  • более осмысленная и компетентная подготовка управленческих решений;
  • освобождение линейных руководителей от решения специфических задач;

     Недостатки:

  • недостаточно четкая ответственность, т.к. готовящий решения не участвует в их реализации;
  • тенденция к чрезмерной централизации;
  • возрастание требований к высшему звену управления, принимающему решения.

     Дивизиональная  организационная  структура

     Такая структура предоставляет определенную самостоятельность своим производственным подразделениям, оставляя за руководством стратегию развития, научно-исследовательские разработки, финансовую и инвестиционную политику и т.п.

     Особенности:

  • руководители функциональных служб подчинены руководителям производственных служб;
  • структуризация производства по отделениям осуществляется:
  • по выпускаемой продукции - продуктовая специализация;
  • по обслуживаемым территориям - региональная специализация

     Преимущества:

  • ускоренная реакция на изменения во внешней среде;
  • улучшение координации деятельности производственных служб и фирмы в целом;

     Недостатки:

  • рост иерархичности и аппарата управления в целом;
  • дублирование функций управления и, как следствие, очень высокие затраты на содержание управленческой структуры;
  • дублирование работ для разных подразделений;
  • в отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно-функциональная структура со всеми их недостатками.

     Применительно к производственной структуре предприятия  линейно-функциональная структура  управления имеет ряд разновидностей: корпусную(Рис.1), цеховую(Рис.2) и бесцеховую(Рис.3).

     См. Приложения

     Корпусная структура управления применяется  на очень больших предприятиях, прежде всего, машиностроения, где выпускается  разнообразная продукция в массовых количествах для данного вида продукции.

     Цеховая структура управления получила широкое  распространение на крупных и  средних предприятиях. При цеховой  организационной структуре управления имеет место значительная дифференциация функционального аппарата управления, т. е. на предприятии организуется большое число административно-управленческих служб, отделов, бюро, отдельных должностей.

     Бесцеховая  структура управления целесообразна  для небольших предприятий с  численностью рабочих менее 1000 человек (для предприятий машиностроительного комплекса). Преимущество этой структуры в том, что производственные цехи, независимо от места их размещения на заводской территории, освобождаются от выполнения административно-хозяйственных функций, которые перекладываются полностью на заводоуправление. Следовательно, цехи превращаются исключительно в производственные единицы и соответственно переименовываются в производственные участки, возглавляемые начальником (старшим мастером) участка. В этом случае высвобождается значительное число работников, выполнявших при цеховой системе в основном административные функции. Бесцеховая структура управления применяется на предприятиях малого бизнеса различных форм собственности и организационно-правовых форм.

     2. Органический тип  структур управления

     Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность  изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. При внедрении  этих структур необходимо одновременно изменять и взаимоотношения между  подразделениями предприятия. Если же сохранять систему планирования, контроля, распределения ресурсов, стиль руководства, методы мотивации персонала, не поддерживать стремление работников к саморазвитию, результаты внедрения таких структур могут быть отрицательными.

    1. Бригадная организационная структура

     Воснову положена групповая форма организации  труда и производства

     Особенности:

  • автономная работа рабочих групп (бригад);
  • самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали;
  • замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями;
 

     1.3 Переход от целей  организации к  ее структуре 

     До  последнего времени методы построения управления характеризовались чрезмерно  нормативным характером, недостаточным  разнообразием, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Нередко аппарат управления на самых разных уровнях повторял одни и те же схемы. С научной точки зрения слишком узкую трактовку получали сами исходные факторы формирования структур: численность персонала вместо целей организаций; постоянный набор органов вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях.

     Одним из главных недостатков применявшихся  методик являлась их функциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления, а не их результатов. Поэтому цели и взаимосвязи различных звеньев системы управления приобретают более важное значение, чем строгое установление их функциональной специализации. Это особенно отчётливо проявляется при решении проблем, связанных с созданием корпораций, АО, финансово-промышленных групп, заказов и договоров запросам потребителей, с комплексным решением проблем качества продукции.

     Системный подход, придавая важное значение научно обоснованному определению функции  управления и нормативов численности как части общего процесса формирования организационно-управленческой структуры, ориентирует исследователей и разработчиков на более общие принципы проектирования организаций. Т.е. он предполагает исходное определение системы целей организации, которые обусловливают структуру задач и содержание функций аппарата управления.

     Основное  назначение большинства производственных организаций с точки зрения общества определяется целями удовлетворения рыночной потребности в производимой продукции  и услугах. Вместе с тем соответствие между системой целей и организационной  структурой управления не может быть однозначным.

     В единой системе должны рассматриваться  и различные методы формирования организационных структур управления. Эти методы имеют различную природу, каждый из них в отдельности не позволяет решить все практически  важные проблемы и должен применяться в органическом сочетании с другими.

     Эффективность построения организационной структуры  не может быть оценена каким-либо одним показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать, насколько  структура обеспечивает достижения организацией результатов, соответствующих поставленным перед ней производственно-хозяйственным целям, с другой - насколько её внутреннее построение и процессы функционирования адекватны объективным требованиям к их содержанию, организации и свойствам.

     Конечным  критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры является наиболее полное и устойчивое достижение целей. Однако довести этот критерий до практически применимых простых показателей, как правило, чрезвычайно трудно. Поэтому целесообразно использовать набор нормативных характеристик аппарата управления: его производительность при переработке информации; оперативность принятия управленческих решений; надёжность аппарата управления; адаптивность и гибкость. При возникновении проблем необходимо формулировать численность персонала как критерий экономической эффективности, в соответствии с которым должна быть обеспечена максимизация результатов по отношению к затратам на управление. Численность аппарата управление, должна быть объективно обоснованной для того, чтобы во всей полноте обеспечить решение задач, вытекающих из целей организационной системы. 

     1.4 Формирование организационных  структур и его  стадии. 

     Процесс формирования организационной структуры  включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

Информация о работе Принципы проектирования организационных структур предприятий туризма