Принципы проектирования организационных структур предприятий туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить преимущества и недостатки организационной структуры управления туристической фирмой на примере ООО «Карланж».
В задачи курсовой работы входят:
охарактеризовать существующие организационные структуры управления туристическими фирмами;
ознакомиться с основными подходами и методологическими принципами построения организационных структур;
ознакомление с этапами и методами организационного проектирования;

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Сущность организационных структур.
1.1 Понятие организационной структуры . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Виды организационных структур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Переход от целей организации к ее структуре. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
1.4 Формирование организационных структур и его стадии. . . . . . . . . . . 17
1.5 Преимущества и недостатки различных типов организационных структур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
1.6 Регулирование организационных структур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Глава 2. Принципы проектирования организационных структур.
2.1 Понятие и основа проектирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.2 Этапы проектирования организационных структур . . . . . . . . . . . . . . .23
2.3 Основные принципы и методы проектирования организационных структур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.4 Подходы к проектированию организационных структур. . . . . . . . . . 30
Глава 3. Анализ организационных структур предприятий туризма
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Список использованной литературы . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Ларина Диана. 2924.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

     МИНОБРНАУКИ РОССИИ

     ФГОУ  СПО Петровский колледж 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     По  предмету: «Менеджмент в туризме»

     На  тему: «Принципы проектирования организационных  структур предприятий туризма». 
 
 

     Выполнил: студент группы 2924

     Ларина  Диана Валерьевна

     Проверил: Кудрявцева Екатерина Викторовна

     Оценка: _____________         
 
 

Санкт-Петербург, 2011 г.

Содержание

     Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

     Глава 1. Сущность организационных структур.                                                                                                                                          

     1.1 Понятие организационной структуры  . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5                                                                                                                                             

     1.2 Виды организационных структур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

     1.3 Переход от целей организации  к ее структуре. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

     1.4 Формирование организационных структур  и его стадии. . . . . . . . . . . 17

     1.5 Преимущества и недостатки различных  типов организационных структур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

     1.6 Регулирование организационных  структур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

     Глава 2.  Принципы проектирования организационных  структур.

     2.1 Понятие и основа проектирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

     2.2 Этапы проектирования организационных  структур . . . . . . . . . . . . . . .23

     2.3 Основные принципы и методы  проектирования организационных  структур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

     2.4 Подходы к проектированию организационных  структур. . . . . . . . . .  30

     Глава 3. Анализ организационных структур предприятий туризма 

     Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

     Список  использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

     Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 
 
 

     Введение

     Чем крупнее предприятие, тем важнее для него становятся вопросы системы  управления и структуры. В крупных  компаниях, как отмечают многие отечественные  и зарубежные источники, со временем возникает не очень понятный феномен, называемый "снижением управляемости". Оно выражается в том, что хорошо организованное преуспевающее предприятие не может развиваться дальше без снижения эффективности. 

     Без развития методов проектирования структур управления затрудняются совершенствование управления и повышение эффективности производства в силу ряда причин: в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления; в сферу хозяйственного управления невозможно переносить закономерности управления техническими системами.

     Тема  данной курсовой работы является актуальной, так как наиболее важной в управлении туристической фирмой является структура  управления. От того, насколько грамотно, четко, правильно, логично будет организована структура управления туристической фирмы на прямую зависит эффективность всей деятельности организации. Организация должна быть достаточно гибкой, чтобы своевременно реагировать на изменения как внутренней, так и внешней среды. 

     Цель  курсовой работы: определить преимущества и недостатки организационной структуры управления туристической фирмой на примере ООО «Карланж».

     В задачи курсовой работы входят: 

  • охарактеризовать существующие организационные структуры управления туристическими фирмами;
  • ознакомиться с основными подходами и методологическими принципами построения организационных структур;
  • ознакомление с этапами и методами организационного проектирования; 
  • произвести анализ эффективности действующей организационной структуры управления;
  • выявить явные преимущества и недостатки данной организационной структуры.

     Весомое значение данной темы заключается в  том, что теоретические положения  принципов проектирования организационных структур, затронутые в курсовой работе, можно применить в повседневной работе менеджера.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Сущность организационных  структур

     1.1 Понятие организационной  структуры

     Организационная структура предприятия - это форма разделения труда, закрепляющая определенные функции управления за структурными подразделениями различного уровня иерархии.

     Организационная структура управления предприятием адекватна структуре самого предприятия  и соответствует масштабам и  функциональному назначению управляемых объектов. Крупные предприятия, специализирующиеся на производстве сложных и трудоемких видов продукции (например, автомобилей, самолетов, металлов, нефтепродуктом и др.) состоят, как правило, из десятков цехов, лабораторий и отделов. Для координации их деятельности создается сложная иерархическая структура управления.

     Необходимость создания многозвенной системы управления часто обусловлена диверсификацией  производства. Выпуск широкого ассортимента товаров, технологически не связанных  между собой, нередко требует образования органов управления производством и сбытом по каждому виду продукции. Вместе с тем малые предприятия характеризуются наличием простейших организационных структур: руководитель - исполнитель. Организационная структура управления на предприятии строится по принципу подчинения нижестоящего органа вышестоящему. Например, руководители цеховой лаборатории или цеховой бухгалтерии подчиняются соответственно руководству центральной заводской лаборатории и главному бухгалтеру предприятия. Начальники цехов и отделов подчиняются или непосредственно директору, или одному из заместителей директора.

     Суть  управления состоит в сборе, переработке, хранении и выдаче информации в виде программ, планов, распоряжений, нормативов, заданий. Каждый из указанных документов содержит подробную информацию о том, что, когда и кому надлежит сделать, в каком объеме можно использовать те или иные ресурсы, от кого получить исходные материалы и кому передать готовый продукт. В них указываются права и обязанности исполнителей, устанавливаются необходимые технические, экономические и социальные ограничения, предусматривается контроль исполнения.

     Внутренняя  структура органов управления носит  в основном ступенчатый характер, особенно на крупных и средних  предприятиях.

     Изменяющийся характер спроса и необходимость сохранения или расширения рыночной ниши требуют от организационных структур все большего динамизма. Все чаще приходится менять продукцию, расширять ассортимент, диверсифицировать производство. В этих условиях, прежде всего, изменяются материальные потоки и связи между производственными подразделениями, в более сложных условиях меняется состав и специализация элементов производственной структуры с соответствующим изменением связей. Развитие подобных процессов и явилось толчком к появлению проектного управления, матричных схем. В крупных фирмах преимущественно корпоративного типа практика промышленно развитых стран привела к переходу от линейно-функциональной схемы к дивизиональным структурам.

     Основные  факторы, определяющие сложность и иерархичность организационный структуры предприятия, то есть влияющие на количество и численность отделов и служб, а также форма влияния факторов (табл.1): 

     Таблица 1. Факторы, определяющие сложность  организационной структуры предприятия.

     Факторы, определяющие сложность организационной  структуры предприятия      Как влияет усиление (увеличение, повышение, углубление) фактора       
     Номенклатура  выпускаемой продукции      Осложняет       
     Показатель  унификации продукции      Упрощает       
     Сложность продукции      Осложняет       
     Масштаб производства      Упрощает       
     Специализация производства      Упрощает       
     Кооперирование  производства      Упрощает       
     Концентрация  производства      Осложняет       
     Комбинирование  производства      Осложняет       
     Развитие  инфраструктуры региона      Упрощает       
     Международная интегрированность предприятия      Упрощает       
 

     К структуре управления предъявляется  множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах  формирования организационной структуры  управления, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.

     1. Организационная структура управления  должна прежде всего отражать  цели и задачи организации,  а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

     2. Следует предусматривать оптимальное  разделение труда между органами  управления и отдельными работниками,  обеспечивающее творческий характер  работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

     3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

     4. Между функциями и обязанностями,  с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

     5. Организационная структура управления  призвана быть адекватной социально-культурной  среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.

     Реализация  этих принципов означает необходимость  учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества  различных факторов воздействия на организационную структуру управления.

     Главный фактор, "задающий" возможные контуры  и параметры структуры управления, - сама организация. Известно, что организации  различаются по многим критериям. Большое  разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и "плоских", и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа коих требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом. 

Информация о работе Принципы проектирования организационных структур предприятий туризма