Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:08, курсовая работа
Цель данной работы - раскрытие основных функций, принципов и методов менеджмента.
В задачи входит раскрытие и анализ:
•Основных функций менеджмента,
•Основных принципов,
•Методов менеджмента.
Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую перемену. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.
Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт - постижение науки и искусства менеджмента.
Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами.
Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Цель данной работы - раскрытие основных функций, принципов и методов менеджмента.
В задачи входит раскрытие и анализ:
При выполнении работы мы использовали такие методы как метод научного анализа, сравнительный метод, конкретно-исторический метод и еще ряд некоторых других методов.
Глава 1 Функции менеджмента
Сущность любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе менеджмента, проявляется в функциях (лат. functio – обязанность, назначение, роль). Осуществление функций на практике – есть трудовой процесс.
Под функцией менеджмента можно понимать:
Функции характеризуются относительной обособленностью, целенаправленностью, объективной необходимостью осуществления, взаимосвязанностью. Обособленность функций обусловливает обособленность решений.
Функции управления универсальны. Они применимы к любым социально-экономическим процессам и системам, к самим функциям управления как специализированным видам деятельности, к процессу и системе управления.
Функции бывают общими специфическими.
Общие функции менеджмента, отражающие его содержание, порядок управления деятельностью организации, были сформулированы в 1916 г. А. Файолем. В качестве таковых он выделил: организацию, планирование, координацию, контроль и распорядительство. Сегодня к ним можно добавить ещё мотивацию, информирование и развитие.
Эти функции образуют комплекс.
Также мы рассмотрим специфические функции менеджмента.
1.1 Прогнозирование и планирование
Поскольку управление – это процесс взаимосвязанных функций, то начальным и главным звеном в этой цепочке является планирование.
План – официальный документ, в котором отражается прогноз развития организации в будущем, промежуточные и конечные задачи, цели, стоящие перед ней и отдельными подразделениями; механизм координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегия на случаи чрезвычайных обстоятельств.
Планирование – это построение плана будущих действий, определение содержания и последовательности шагов, ведущих к намеченной цели, установление намеченных конечных результатов. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Таким
образом, планирование как функция
менеджмента состоит в
Перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач.
Текущее планирование ориентировано на фактическое достижение намеченных целей, исходя их конкретных условий и состояния рынка, на каждом данном этапе развития.
Способы планирования:
Виды планов:
В зависимости от направленности и характера решаемых задач планирование можно условно разделить на два вида: краткосрочное (оперативное) и долгосрочное (стратегическое).
Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намеченных конечных результатов с учётом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечение необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются и перспективные планы фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменения профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдельные последствия , влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.
Стратегическое планирование связано с определением следующих понятий:
Видение – представление о желаемом будущем организации.
Миссия определяет позитивный смысл всей деятельности организации. Часто формулировка миссии организации содержит представления о желаемом будущем по трем основным параметрам:
Стратегические цели – то, чего организация пытается достичь в рамках сформулированной миссии.
Стратегия определяет то, как будет достигнуто намеченное. Каждая организация может иметь некоторый набор возможных стратегий, реализация которых способна устранить существующий разрыв между настоящим и желаемым будущим. На основе анализа всех выработанных вариантов стратегий может быть выбрана одна из них для достижения стратегических целей организации.
Стратегия определяет общий подход и направление действий для осуществления миссии организации. Различия между целями, стратегиями и планами действий заключены частично в подробностях описания, а частично в широте рассмотрения. Стратегии лучше всего характеризовать как «выбранное направление действий», в рамках которых составляются и оцениваются планы действий. Если цель – это конечное состояние деятельности, к которому устремляется организация, то стратегия – это путь его достижения. Тогда план действий – это совокупность способов осуществления стратегий. Стратегическое планирование как бы задает рамки, внутри которых можно проводить бизнес-планирование и более детальное оперативное планирование.
Оперативное планирование затрагивает уровень конкретных задач и заданий: кто и что в ближайшее время должен делать, когда и как. Оперативный план оперирует с количествами, нормами, процедурами, сроками выполнения и затратами. В нем указываются конкретные дела, которые должны быть сделаны за определенный период времени. Оперативное планирование может быть связано с конкретным проектом, т.е. с одноразовым мероприятием с чётко установленными началом и концом (например, покупка автомобиля для пополнения автопарка или расширение компьютерной системы). Еще чаще в оперативных планах определяется деятельность подразделения, филиала или штаб-квартиры организации на предстоящие двенадцать месяцев или на более короткий период. Его целью является поиск наилучших способов достижения конкретных целей при существующих ресурсах и времени. Иначе говоря, оперативные планы должны подсказывать, как сделать что-то, имея меньше, чем хотелось бы.
Принципы оперативного планирования: ориентация на реальную практику и осязаемые результаты, умеренные усовершенствования.
Реализация оперативных планов осуществляется через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или более короткий срок по каждому отдельному подразделению – центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет или финансовый план организации. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта, что необходимо для достижения намеченных планов финансовых показателей. При его составлении прежде всего учитываются показатели, разработанные в стратегических или оперативных планах. Бюджет организации охватывает все стороны ее деятельности и базируется на оперативных планах отделений и предприятий фирмы, поэтому он служит также средством координации работы всех ее звеньев.
Стратегическое планирование осуществляется в несколько этапов.
1. Определение целей.
Первым этапом всегда должно быть выяснение, чего коллектив собирается достичь, какие результаты желает получить. Постановка целей должна сопровождаться разработкой критериев для оценки прогресса в достижении этих целей.
Принцип SMART описывает требования к хорошо сформулированным целям , которые во многом определяют результаты реализации любого плана. SMART – это аббревиатура английских слов.
Цели должны быть:
2. Генерация и оценка вариантов.
После
максимально возможного уточнения
целей можно начинать планировать,
как они будут достигаться. Этот этап включает
в себя генерацию и последующую оценку
возможных альтернативных вариантов действий
на основе определённых критериев. Его
результатом является очень важное решение
– предпочитаемый вариант действий.
3. Определение действий.
Этот этап – составление перечня всех возможных действий, необходимых для успешной реализации выбранного пути.
4. Установление очередности действий.