Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 04:11, курсовая работа
Однако в организациях процесс принятия решения играет более существенную роль, чем в частной жизни индивида. Здесь ставки гораздо выше. Решения, принимаемые в организации, во-первых, влияют на жизнь не только работников организации, но и многих других людей. Если организация достаточно влиятельная, её решения могут изменять не только среду, в которой эта организация действует, но и даже ход истории человечества. Во-вторых, решения, принимаемые в организациях, отличаются значительной сложностью, так как при этом необходимо учитывать огромное количество разнообразных факторов: будущее состояние рынка, конкурентоспособность продукции или услуг, объёмы капиталовложений и.т.д.
Введение_________________________________________________________1
Глава 1. Понятие контроля и его виды_________________________________3
1.1 Понятие контроля________________________________________3
1.2 Необходимость контроля реализации управленческих решений_3
1.3 Виды контроля__________________________________________5
1.4 Процесс контроля реализации управленческих решений_______9
1.5 Инструменты и характеристики эффективного контроля реализации управленческих решений________________________________19
1.6 Качество управленческого решения________________________24
1.7 Использование информационно-управляющих систем в планировании и контроле__________________________________________25
1.8 Контроллинг и принятие решений_________________________25
1.9 Социально-психологические аспекты контроля и оценки исполнения решений______________________________________________26
1.9.1 Инструменты эффективного контроля, основанные на учете особенностей поведения персонала__________________________________28
Глава 2. Ответственность лица, принимающего решение________________30
2.1 Виды ответственности и механизмы контроля_______________30
Глава 3. Пример принятия и контроля управленческого решения в турфирме «Нелси» _________________________________________________________38
3. 1 Методы разработки управленческих решений_______________38
3.2 Выработка оптимального управленческого решения для турфирмы «Нелси» _______________________________________________39
Заключение______________________________________________________44
Список литературы________________________________________________45
Административное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, поэтому его часто называют также управленческим правом, т.к. содержанием деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления является именно «публичное» управление. Такое традиционное понимание сущности административного права в современных условиях дополняется вторым, может быть самым важным элементом. Административное право теперь все в большей мере призвано регулировать отношения между личностью и государством, между гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от произвола, ущемления или ограничения со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.
Круг таких отношений, определенных Кодексом РФ об административных правонарушениях, чрезвычайно широк. Это отношения, связанные с охраной здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности, охраной собственности, окружающей среды и природопользования, промышленной безопасности. А также отношения в области строительства и энергетики, движения и эксплуатации промышленного и железнодорожного транспорта, безопасности дорожного движения, связи и информации, в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела и ряда других.
К
административной ответственности
могут быть привлечены должностные
лица, в случае совершения ими административных
правонарушений в связи с выполнением
организационно-
Наиболее распространенным видом ответственности руководителей является корпоративная ответственность, средством реализации которой служит механизм иерархического контроля. Ответственность и подотчетность в организации невозможны без авторитета, выраженного вправе руководить. Это право осуществляется с помощью скалярной цепи — канала отдачи команд, идущих сверху вниз, и обратного канала ответственности и подотчетности, идущего снизу вверх (т.н. «властная вертикаль»). Если высший руководитель организации может назначать и отстранять своих заместителей, те — своих подчиненных и т.д., то таким образом каждый менеджер в организации является ответственным и подотчетным перед каждым вышестоящим уровнем иерархии и механизм иерархического контроля становится всеобъемлющим. Тем, кто «внизу», всегда придется осуществлять принятые на вышестоящем уровне решения под угрозой санкций или отставки и держать ответ перед руководством за свои решения.
Корпоративная ответственность в зависимости от вида санкций может быть дисциплинарной и материальной.
Дисциплинарная ответственность — форма воздействия, использующая дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, перевод на низшую должность, увольнение.
Материальная ответственность — обязанность сотрудника возместить организации, в которой он работает, имущественный ущерб, причиненный по его вине.
Однако и механизм иерархического контроля имеет определенные ограничения.
Масштаб организации и объем решаемых проблем. В достаточно крупной организации, чем выше поднимается менеджер по иерархической лестнице, тем меньше времени у него остается для хотя бы общего контроля решений своих подчиненных. Кроме того, современная организация предполагает глубокую специализацию. Руководитель же всегда вынужден обобщать, и тем больше, чем выше его статус в иерархии. Таким образом, очень часто руководитель не обладает знанием проблемы, достаточным для самостоятельного анализа предложенного специалистами решения, даже если бы он обладал временем.
По этим же причинам многие управленческие решения инициируются более низкими звеньями. В значительной степени на высших уровнях иерархии принятие руководителем рекомендаций своих сотрудников основано на доверии к подчиненным. «Немалая часть функций руководителя состоит в том, чтобы придавать официальный статус решениям подчиненных» Саймон Г. и др. Менеджмент в организациях. / Сокр. пер. с англ. — М.: Экономика, 1995..
Еще одним ограничителем механизмов иерархического контроля как средства обеспечения ответственности является отождествление руководителя со своим структурным подразделением. Менеджер встает на точку зрения своих подчиненных и, как правило, пытается защитить их от критики извне: ведь это «его» организационная единица, ее сотрудники — «его» сотрудники и он не может играть роль независимого контролера. Действительно, иерархический контроль ставит перед руководителем серьезную дилемму. Если менеджер не отождествляет себя со своими подчиненными и придерживается независимой точки зрения, то вряд ли сможет обеспечить их подчинение и добиться согласия с ценностями, лежащими в основе принимаемых решений. Если же он отождествляет себя с подчиненными, то разделяет и свойственные им ценности, а следовательно, не сможет эффективно контролировать принимаемые ими решения.
Недостатки процессов коммуникации. Довольно частые сбои в процессе обмена информацией также являются ограничителем механизма иерархического контроля. Если исполнители недостаточно информированы о том, что думают их высшие менеджеры, то и руководство мало знает о подлинных настроениях и мыслях подчиненных. Если о мотивах и целях принятия решений вовремя не сообщается, если информация фильтруется или искажается в процессе коммуникации, то в той же степени перестает действовать и иерархический контроль.
Кроме рассмотренных выше формальных видов ответственности, руководитель несет за свои решения еще и неформальную — моральную ответственность — необходимость следовать нормам человеческих отношений, механизмом реализации которой является организационная культура.
Под
организационной культурой пони
В организации действуют довольно мощные психологические факторы, обеспечивающие соответствие принимаемых решений организационной культуре, ее ценностям, традициям, нормам поведения. Если принятое решение выпадает из этой культуры, то ставит под сомнение авторитет руководителя и требует от него трудных и болезненных объяснений.
Таким
образом, устанавливая неписаные правила,
организационная культура ограничивает
принимаемые решения еще и
определенным кругом моральных принципов,
норм и традиций и тем самым
заполняет бреши, неизбежно оставляемые
механизмами формального контроля.
3. 1 Методы разработки управленческих решений
Для принятия обоснованных решений необходимо опираться на опыт, знания и интуицию специалистов. Коллегиальные и групповые решения имеют значительные преимущества перед индивидуальными решениями. Поэтому в менеджменте значительное внимание уделяется вопросам работы в группе, команде, а также способам разработки совместных решений. В данном случае руководители и специалисты, участвующие в разработке решений, могут рассматриваться как эксперты по избранной проблеме. Методы экспертных оценок предполагают организацию работы со специалистами, обработку их мнений, выраженных в количественной и качественной форме с целью подготовки информации для принятия решений.
Рис. 1. Пример дерева
причинно-следственной
связи для туристической
организации
Экспертные методы разработки управленческих решений — это методы, основанные на анализе и усреднении различными способами мнений, суждений специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам. Часто сопровождаются созданием специальных рабочих групп специалистов, экспертной комиссии. В качестве экспертов могут выступать руководители, которые ответственны за принятие важных решений и являются достаточно компетентными специалистами.
Методы экспертных оценок: Дельфи, круглый стол, мозговой штурм, метод сценариев, метод средневзвешенных оценок, деловая игра, японский метод «ринги».
Дельфи — один из методов экспертного прогнозирования, основанный на последовательной оценке специалистами любых предложенных альтернатив. Может быть применен в процессе группового принятия управленческого решения посредством выбора наилучшей альтернативы. Результаты экспертных оценок заносятся в таблицу (См.: таблица 2).
Рассмотрим,
как можно применить метод
Дельфи для принятия управленческого
решения в турфирме.
3.2 Выработка оптимального управленческого решения для турфирмы «Нелси»
В туристической организации «Нелси» возникла проблема снижения ее конкурентного статуса на фоне появления новых конкурентов, имеющих значительные преимущества (известный бренд, низкие цены).
Их цель: выработать оптимальное управленческой решение посредством групповой сессии и использования приемов экспертных оценок.
1 этап.
Проблема обсуждается в группе
специалистов, строится дерево причинно-
2 этап. Используя метод мозговой атаки определяется 5–8 альтернатив, которые являются способами решения рассматриваемой проблемы.
3 этап. На основе таблицы Дельфи (См. таблица 2), определяются наиболее весомые альтернативы.
Таблица 2. Распределение экспертных оценок альтернатив методом Дельфи | ||||||||||||
Ф.И.О. | Альтернативы | |||||||||||
эксперта | Найти надежного туроператора, зарекомендо-вавшего себя на рынке | Обучить персонал турагентства и повысить заработную плату | Изменить внутренний дизайн помещений по приему посетителей — потенциальных туристов | Использовать
современные технологии бронирования
и электронные системы продаж | ||||||||
Р | Б | П | Р | Б | П | Р | Б | П | Р | Б | П | |
А
Б В Г Д |
Метод средневзвешенных критериев является эффективным для оценки экспертами ряда альтернатив и вариантов слабо структурированных решений.
Система взвешенных критериев может быть применена для оценки поставщиков продукции. На первом этапе экспертами дается оценка непосредственно критериев выбора. Предположим, цена за турпутевки, бонусы за объемы поставок т.д. Все критерии «взвешиваются» по отношению к главному критерию (См.: таблица 3). По выбранным взвешенным критериям оцениваются все возможные варианты решений. Допустим, четыре фирмы-туроператора: А, Б, В, Г. На самом деле их может быть значительно больше. На этом этапе производится сравнительная оценка каждой фирмы по каждому критерию (См.: таблица 4).
Таблица 3. Данные для определения качества поставок туроператоров по критериям выбора | |||||
Критерии выбора | Вес | А | Б | В | Г |
Цена за турпутевки | 10 | 10 | 4 | 6 | 8 |
Бонусы за объемы поставок | 4 | 10 | 10 | 3 | 2 |
Скидки и льготы | 8 | 1 | 2 | 10 | 6 |
Своевременность и надежность поставок | 7 | 7 | 10 | 5 | 9 |
Безопасность и страхование туристов | 10 | 2 | 4 | 6 | 10 |
Статус туроператора | 2 | 10 | 8 | 4 | 6 |
На последнем этапе определяется суммарное взвешивание вариантов с учетом разной «весовой» категории каждого критерия, т.е. перемножаются весовые показатели критериев выбора на взвешенные варианты по каждой строке (См.: таблица 3). Суммарная взвешенная оценка показывает наиболее адекватную оценку фирм-поставщиков турпродуктов.
Информация о работе Пример принятия и контроля управленческого решения в турфирме «Нелси»