Пример принятия и контроля управленческого решения в турфирме «Нелси»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 04:11, курсовая работа

Описание работы

Однако в организациях процесс принятия решения играет более существенную роль, чем в частной жизни индивида. Здесь ставки гораздо выше. Решения, принимаемые в организации, во-первых, влияют на жизнь не только работников организации, но и многих других людей. Если организация достаточно влиятельная, её решения могут изменять не только среду, в которой эта организация действует, но и даже ход истории человечества. Во-вторых, решения, принимаемые в организациях, отличаются значительной сложностью, так как при этом необходимо учитывать огромное количество разнообразных факторов: будущее состояние рынка, конкурентоспособность продукции или услуг, объёмы капиталовложений и.т.д.

Содержание

Введение_________________________________________________________1

Глава 1. Понятие контроля и его виды_________________________________3

1.1 Понятие контроля________________________________________3

1.2 Необходимость контроля реализации управленческих решений_3

1.3 Виды контроля__________________________________________5

1.4 Процесс контроля реализации управленческих решений_______9

1.5 Инструменты и характеристики эффективного контроля реализации управленческих решений________________________________19

1.6 Качество управленческого решения________________________24

1.7 Использование информационно-управляющих систем в планировании и контроле__________________________________________25

1.8 Контроллинг и принятие решений_________________________25

1.9 Социально-психологические аспекты контроля и оценки исполнения решений______________________________________________26

1.9.1 Инструменты эффективного контроля, основанные на учете особенностей поведения персонала__________________________________28

Глава 2. Ответственность лица, принимающего решение________________30

2.1 Виды ответственности и механизмы контроля_______________30

Глава 3. Пример принятия и контроля управленческого решения в турфирме «Нелси» _________________________________________________________38

3. 1 Методы разработки управленческих решений_______________38

3.2 Выработка оптимального управленческого решения для турфирмы «Нелси» _______________________________________________39


Заключение______________________________________________________44

Список литературы________________________________________________45

Работа содержит 1 файл

осн. часть (1).doc

— 262.50 Кб (Скачать)

1.9 Социально-психологические аспекты контроля и оценки исполнения решений.

     Контроль  занимает особое место среди факторов, обеспечивающих выполнение принятых решений, в том числе по силе своего социально-психологического воздействия. Психологию поведения необходимо учитывать как в отношении проверяемого, так и в отношении исполнителя. В ходе проведения контроля нередко обнаруживаются трудности. Например, бывает сложно добраться до истины, избежать предвзятости и субъективных толкований, кроме того, нельзя умалять влияние обычных человеческих слабостей, простительных в других случаях, но не в случае контроля исполнения принятого решения. В качестве таких слабостей могут выступать излишняя доверчивость, поверхностные наблюдения, боязнь обидеть слишком глубоким изучением уважаемого лица, желание оправдать ожидания старшего начальника. Затруднить контроль могут и недостаток компетентности, ограниченность времени для более глубокого анализа, отсутствие гражданского мужества сказать правду.

      Отдав распоряжение о выполнении принятого  решения, руководитель далее ориентируется  на обратную связь – поступающую  информацию о ходе реализации решения. Но это не решает всей проблемы.

      Во-первых, потому что непосредственный участник событий оценивает их с элементами субъективизма. Мы оцениваем себя чаще всего не по фактическим результатам  труда, а по напряжению усилий, которые  для этого потребовались. Для  руководителя же важна объективная оценка фактического состояния дел.

     Во-вторых, руководителя интересует не столько  объективная информация отдельных  участков, сколько сравнительные  данные о степени выполнения его  решений в разных коллективах (подразделениях).

     В-третьих, исполнительная и контрольная деятельности по своим целям, способам действий, мотивам, результатам и условиям принципиально отличаются и требуют различной профессиональной подготовки и опыта.

     В-четвертых, руководителю в разное время требуется  различная информация, для этого подчиненные должны обеспечить непрерывное и своевременное представление различной информации, что отрывает их от выполнения прямых обязанностей по выполнению решений.

     В-пятых, руководителю необходимы личные впечатления, живая связь с исполнителем, кроме информации, какой бы объективной она не была.

     Возникает вопрос, а что дает контроль подчиненным? Он призван информировать исполнителей о ходе работы,  ее соответствии замыслам руководителя. Исполнитель заинтересован  в том, чтобы его усилия были замечены окружающими и оценены по достоинству. Признание служит дополнительным стимулом к дальнейшим усилиям в работе, тем более уважаемых людей, признанных авторитетов. Сам  факт контроля (в деликатной форме) служит аргументом, повышающим престиж выполняемой исполнителем задачи, прибавляет самоуважения, уверенности в своих делах.

     Соблюдение  некоторых условий психологического свойства повышает эффективность контроля. А именно: когда человек работает увлеченно, самозабвенно и верно, не стоит отвлекать его, так как внутренне он примет контроль как помеху. Осуществлять контроль следует в ситуации, когда работник испытывает сомнения, либо когда выполнен некоторый этап работы и он сам готов поделиться результатами.

     Вопросы, часто контролируемые, отражают особое значение в сознании исполнителей. То, что выпадает из внимания контролеров, уходит в тень и у исполнителя. Поэтому проводить контроль следует системно. Все должно проверяться, хотя и не одинаково глубоко. 

1.9.1 Инструменты эффективного контроля, основанные на учете особенностей поведения персонала

     Помимо  рассмотренных выше инструментов контроля, таких как использование обратной связи, установление правил и процедур, существуют инструменты контроля, основанные на учете особенностей поведения  персонала, т.е. тех людей, которые осуществляют реализацию принятого управленческого решения.

Учет  особенностей поведения  персонала:

  • установление осмысленных стандартов, воспринимаемых сотрудниками. Люди должны чувствовать, что стандарты, используемые для оценки их деятельности, действительно достаточно полно и объективно отражают их работу. Кроме того, они должны понимать, чем и как они помогают своей организации в достижении ее интегральных целей. Если сотрудники видят, что установленные стандарты контроля не полны и не объективны или же попросту «ловят блох», то они могут игнорировать их или сознательно нарушать либо будут испытывать усталость и разочарование. Менеджеры должны также стремиться к тому, чтобы установленные ими стандарты были бы искренне восприняты и одобрены теми людьми, чью деятельность они будут определять. Иногда для повышения приемлемости стандартов необходимо, чтобы работники сами принимали участие в их разработке;
  • установление двустороннего общения — в случае возникновения каких-либо проблем с системой контроля у подчиненного должна быть возможность открыто обсудить их, не опасаясь, что руководство обидится на это. Подобное общение должно способствовать точному пониманию работниками истинной цели контроля и помогать установить скрытые упущения в системе контроля, неочевидные для ее создателей из высшего руководства фирмы;
  • избежание чрезмерного контроля — нельзя перегружать своих подчиненных многочисленными формами контроля, иначе это будет поглощать все их внимание и приведет к полному беспорядку и краху. Основной вопрос, который надо задавать при введении того или иного типа контроля, следующий: необходимо ли это для того, чтобы предотвратить или предупредить значительные отклонения от желаемых результатов? Кроме того, конторолеры-руководители не должны проверять работу чаще и тщательнее, чем это необходимо. Иначе, по понятным причинам, это может просто раздражать;
  • установление жестких, но достижимых стандартов — при разработке мер контроля важно принять во внимание мотивацию. Четкий и ясный стандарт часто создает мотивацию уже тем, что точно говорит работникам, чего ждет от них организация. Однако согласно мотивационной теории ожидания можно мотивировать людей на работу для достижения только тех целей, которые они склонны считать реальными. Таким образом, если стандарт воспринимается как нереальный или несправедливо высокий, то он может разрушить мотивы работников. Аналогично, если стандарт установлен на столь низком уровне, что достичь его не составляет никакого труда, это обстоятельство может оказывать демотивирующее воздействие на людей с высоким уровнем потребностей в достижении результатов. Хороший менеджер чувствует разницу в потребностях и возможностях подчиненных и устанавливает стандарты с учетом этих различий;
  • вознаграждение за достижение результата — согласно теории ожидания существует четкая взаимосвязь между результативностью и вознаграждением. Если руководство организации хочет, чтобы сотрудники были мотивированы на полную самоотдачу в интересах организации, оно должно справедливо вознаграждать их за достижение установленных стандартов результативности.

Глава 2. Ответственность лица, принимающего решение.

2.1 Виды ответственности и механизмы контроля

     Один  из главных вопросов при принятии управленческих решений — это  вопрос об ответственности руководителя, которая возникает в случае причинения вреда организации или элементам ее внешней среды. Ответственность за результаты принятого решения и его исполнения (или неисполнения) — весьма важный фактор управленческой деятельности, поэтому менеджер в процессе разработки управленческого решения должен оценить возможную меру ответственности в случае выбора каждой из возможных альтернатив. Для этого необходимо, прежде всего, определить вид ответственности и степень, в которой менеджеры ответственны перед другими людьми или группами как внутри организаций, так и вне их.

     Под ответственностью будем понимать принуждение к соблюдению и исполнению определенных требований, норм и правил.

    Такие требования и нормы могут быть выработаны и установлены:

  • государством (законом) — и тогда речь идет о юридической ответственности;
  • руководством определенной организации — в этом случае ответственность можно определить как корпоративную;
  • гражданским обществом — тогда ответственность является социальной;
  • группой людей в процессе межличностного общения — такая ответственность называется моральной.

     Чтобы выяснить, перед кем ответствен руководитель, необходимо знать, кому и как он подотчетен. Подотчетность — это способ осуществления ответственности. Подотчетность определяется видом, методами и процедурами контроля, под которым находится менеджер и его решения.

     Рассмотренным выше видам ответственности соответствуют  определенные механизмы контроля, что  наглядно отражено в табл. 1.

Таблица 1. Виды ответственности и механизмы контроля

Виды  ответственности Механизм контроля
Юридическая

а) уголовная

б) гражданская

в) административная

Судебная система

Органы  исполнительной власти

Корпоративная

а) дисциплинарная

б) материальная

Иерархический контроль
Социальная Общественное  мнение
Моральная Организационная культура

     В зависимости от исторических, социальных и национально-культурных особенностей страны данные виды ответственности  имеют различную значимость. В  современных российских условиях (в  которых уместнее говорить не об ответственности, а о безответственности), в силу гипертрофированной роли государства на протяжении столетий во всех сферах жизни и деятельности людей, бюрократического характера власти, несформированности гражданского общества и общественного мнения, социальная ответственность фактически не действует и наиболее значимы корпоративная и юридическая ответственность. Что же касается моральной ответственности, то в обществе, переживающем системный кризис и резкую смену ценностей, она неизбежно ослабевает.

     Юридическая ответственность может иметь уголовный, гражданский и административный характер.

     Уголовная ответственность предусмотрена Уголовным кодексом в отношении физических лиц, возникает в случае совершения преступления и заключается в применении к виновному государственного принуждения в виде наказания, определяемого приговором суда.

     Гражданская ответственность предусмотрена Гражданским кодексом в отношении физических и юридических лиц, возникает в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств и заключается в применении к правонарушителю установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него экономически невыгодные последствия имущественного характера: компенсацию убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), возмещение вреда.

     Административная ответственность предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях, возникает в случае совершения физическими и юридическими лицами административных правонарушений и заключается в применении к ним административных наказаний (как правило, штрафов).

    Условиями возникновения юридической ответственности  являются:

  • совершение противоправного действия (бездействия);
  • наличие вреда;
  • причинно-следственная связь между противоправным действием (бездействием) и вредом;
  • доказанная вина причинителя вреда.

     Основным  методом обеспечения юридической  ответственности является право  обращения в суд в связи  с решениями и действиями руководителей (должностных лиц). Система подотчетности  судам действует на трех основных уровнях:

1) решение может быть обжаловано  потому, что закон или указ, на котором оно было основано, признан нарушающим Конституцию;

2) суды имеют право определять, соответствует ли закону конкретное  решение;

3) суды могут выносить решения  о мерах наказания в отношении  должностных лиц, нарушивших закон.

     Любое должностное лицо, которое выходит  за рамки своих полномочий, может  быть сочтено персонально ответственным  за свои действия.

     Необходимо  однако учитывать, что в качестве процедуры осуществления ответственности  механизм судебного контроля страдает следующими серьезными недостатками.

1. Отсутствие ответственности за  бездействие. Судебный надзор  относится, как правило, только  к совершенным действиям, но  не к бездействию. Он применяется,  в основном, для того, чтобы пресекать  злоупотребления властью, а не принуждать к ее осуществлению, и, следовательно, редко направлен на то, чтобы заставить руководителя на деле соблюдать законы.

2. Медлительность. Судебная процедура  слишком медлительна, а объем  административных решений настолько  огромен, что подвергнуть судебному контролю даже малую их часть, означало бы остановить весь процесс управления.

3. Высокие издержки. Судебные издержки  и гонорары адвокатов довольно  высоки и никто не может  заранее сказать, как долго  будет рассматриваться дело и  каким будет его исход. В результате «простой человек» часто страдает от бюрократического произвола, а законность в его глазах выглядит жалкой пародией.

4. Рассмотрение технических вопросов. Многие решения носят технический  характер и разрабатываются специалистами.  Поэтому судьи, не являясь в таких делах профессионалами, вынуждены вызывать экспертов. В таких ситуациях одна группа специалистов будет говорить одно, другая — другое, а суд должен решить, кто из них лучше разбирается в данном вопросе.

     Сказанного  достаточно, чтобы показать: судебные методы контроля могут охватывать лишь крайне незначительную часть управленческих решений.

     Гораздо более существенная область управленческих решений является предметом регулирования  административного права и контролируется органами исполнительной власти. Поэтому рассмотрим более подробно особенности административной ответственности.

Информация о работе Пример принятия и контроля управленческого решения в турфирме «Нелси»