Предприятие как объект управления и его среда (внутренняя и внешняя)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение предприятия как объекта управления и его среды.
В соответствии с поставленной целью, были определены следующие задачи исследования:
- изучить основы управления предприятием и влияния среды на управленческие процессы;
- дать оценка внешнего окружения предприятия;
- проанализировать действующий порядок управления на предприятии;

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3
1. Основы управления предприятием и влияния среды на управленческие процессы……………………………………………………………….…………..6
2. Оценка внешнего окружения предприятия………………………………….20
3. Действующий порядок управления на предприятии…………………….....25
4. Направления нивелирования воздействия факторов внешней среды на управление предприятием…………………………………………………...….36
Заключение………………………………………………………………….……39
Список использованной литературы………………………………...…………41
Приложения………………………………………………………………..…….43

Работа содержит 1 файл

КР-ПП как объкт управления и его среда.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

     Высший  уровень (3–7%) – администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами.

     Средство, при помощи которого руководство  устанавливает отношения между  вертикальными уровнями полномочий, является делегирование.

     Делегирование – это передача решений задач управления и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение на основе использования полученных полномочий. Под полномочиями понимают ограниченное право работника использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников как выполнение определенных, делегированных ему управленческих задач, а под ответственностью – обязательство выполнять эти задачи. Полномочия могут рассматриваться как право перераспределять должностные обязанности среди подчиненных и удостоверяться в их профессионализме. Делегирование осуществляется на том основании, что дело профессиональнее знает тот работник, который им непосредственно занимается.

     При делегировании осуществляется передача только полномочий, а не ответственности. Руководитель, который должен решить какую-либо задачу, не обязан выполнять ее лично, но именно он является ответственным за удовлетворительное завершение работы.

     Делегирование полномочий в ООО «Город Мастеров» позволяет подчиненным максимально продуктивно использовать имеющиеся у них знания, способности и опыт.

     Чтобы делегирование было действенным и эффективным, необходимо соответствие между полномочиями и ответственностью, поэтому руководство ООО «Город Мастеров» передает работнику полномочия, достаточные для выполнения всех задач, за которые он принял на себя ответственность. Это определяет суть принципа соответствия. Следовательно, работник может принимать ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу делегированных ему полномочий.

     Делегирование будет эффективным только в том  случае, если будут учитываться все его составляющие факторы, как со стороны делегатора полномочий, так и со стороны лица, получающего эти полномочия. Факторы эффективного делегирования сгруппированы в таблице 2.

     В таблице 1 представлен достаточно обширный перечень факторов успешного делегирования, следуя которому ООО «Город Мастеров» достигает эффективной работы как структурных управленческих звеньев, так и организации в целом. Но, несмотря на это, метод делегирования наталкивается, как утверждают психологи, на большой подводный камень – организационно-психологический барьер, т. е. на личностные особенности людей (как делегатора, так и получателя полномочий). Однако положительная практика показывает: даже средний сотрудник, получив большую самостоятельность, работает с большей отдачей.

     Таблица 1

     Составляющие  факторы эффективного делегирования в

       ООО «Город Мастеров»

Со  стороны делегатора полномочий Со стороны  получателя полномочий
• делегирование  ясно сформированных функций, задач  и проектов;

• установление четкой поддержки и обратной связи;

• осуществление  делегирования доверенным и компетентным лицам;

• осуществление  делегирования обязанностей с ориентацией  на рост карьеры получателя;

• определение  четких конечных результатов деятельности получателя;

• формирование чувства взаимного сотрудничества;

• осуществление  контроля за трудовыми процессами и  сферой ответственности;

• предоставление получателю полномочий возможности  повышать свою квалификацию

• самостоятельное  профессиональное выполнение делегируемой деятельности;

• своевременное и обстоятельное информирование делегатора о нестандартных ситуациях (событиях);

• постоянное повышение  квалификационного уровня;

• формирование эффективного стиля управления;

• обеспечение  гармоничного распределения обязанностей и ответственности между исполнителями;

• исключение возможности  злоупотребления полученными полномочиями;

• исключение обратного  делегирования (кроме экстремальных  ситуаций)

 

     Другим  аспектом эффективной организации  работы ООО «Город Мастеров» можно назвать степень централизации и децентрализации управления.

     Обычно  под централизацией принято понимать концентрацию (сосредоточение) властных функций принятия управленческих решений  на верхнем иерархическом уровне руководства организацией. Централизация  в ООО «Город Мастеров» позволяет более эффективно осуществлять координацию и контроль деятельности структурных подразделений по реализации стратегической политики организации в целом. Кроме того, централизация управления позволяет эффективно использовать технико-технологические, материальные и кадровые ресурсы, необходимые для решения целей организации.

     Помимо  отмеченных преимуществ, централизация  управления имеет и свои недостатки. Так, к недостаткам относятся:

  • подавление творческой инициативы персонала в решении производственных задач организации;
  • снижение оперативности управления;
  • снижение возможностей адаптации персонала к новым условиям работы.

     Целевое назначение же децентрализации управления заключается в том, что руководитель снижает степень своей рабочей  нагрузки путем передачи ее части  своим работникам и таким образом  развивает творческую инициативу на нижнем уровне управления. Одним словом, децентрализация способствует обеспечению оперативности и гибкости принятия управленческих решений в ООО «Город Мастеров» и моральной удовлетворенности подчиненных. Кроме того, децентрализация обеспечивает высокую адаптивность организации к новым условиям, уменьшает объем управленческих задач и упрощает их решение.

     К недостаткам децентрализации следует  отнести:

  • ослабление контроля и единства в действиях;
  • проявление свойств эмерджентности;
  • тенденцию к обособлению структурных звеньев.

     Оперативное управление деятельностью организации в ООО «Город Мастеров» осуществляется на основе стратегии организации и предполагает разработку оперативных (тактических) целей и планов действий, которые строго исполняются и постоянно контролироваться.

     Оперативное руководство в ООО «Город Мастеров» осуществляется по пяти основным направлениям:

     • финансы (финансовое планирование);

     • материально-техническое снабжение  и сбыт продукции;

     • персонал (найм, отбор, обучение, переобучение, оценка деятельности, повышение квалификации, ротация кадров);

     • информационное обеспечение деятельности организации (анализ внутренней и внешней среды, маркетинговые исследования и т.д.);

     • временное управление работами (построение сетевых графиков, графиков Ганта, составление расписаний движения ресурсов).

     Оперативное планирование, как правило, осуществляется на срок до 1 года.

     Целью оперативного управления в организации является реализация плановых заданий и борьба с отклонениями от них. В случае неожиданного отклонения результатов деятельности от плановых заданий руководство организации обращается к адаптивному управлению. 

 

      4. Направления нивелирования воздействия факторов внешней среды на управление предприятием 

      Отправной точкой для всесторонней оценки эффективности деятельности предприятия служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в менеджменте и маркетинге (табл. 2). Проще говоря, SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по  сегментам.

     Таблица 2

     Угрозы  и возможности, сильные и слабые стороны ООО «Город Мастеров»

ВОЗМОЖНОСТИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
Увеличение  объемов услуг;

Введение новых технологий;

Расширение новых  направлений деятельности.

Ценовые преимущества;

Возможность расширения сфер деятельности;

Высокое качество работ, доказанное временем;

Эффективные каналы продвижения рекламы;

Авторитетность.

УГРОЗЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Нестабильность  в обществе;

Ослабление позиции  с приходом новых конкурентов;

Низкая платежеспособность населения;

Уход редких специалистов.

Нехватка инвестиций;

Низкий уровень  маркетинговых исследований;

Текучесть персонала;

Отсутствие чётких целей и стратегий развития организации.

 

      В соответствии с тем, что исследуемое  предприятие относится к сфере  строительства и с учетом данных, полученных путем анализа SWOT-таблицы, приведенной в табл. 2, можно сделать заключение, что предприятию необходимо придерживаться стратегии массового маркетинга, с целью привлечения как можно большего числа заказчиков.

      На  изучаемом предприятии был выявлен  ряд недостатков:

      1. Мало внимания на предприятии  уделяется стратегическому планированию;

      2. Закупочная политика предприятия в большей степени ориентированна на работу с постоянными поставщиками строительных материалов, чем на поиск новых с возможно более выгодными условиями сотрудничества. Руководством предприятия не проводятся серьезных мероприятия по поиску и привлечению новых поставщиков. Также не формируется база поставщиков, которых можно привлечь в случае отказа от сотрудничества с основными поставщиками, что не редко приводит к ситуациям, когда в производство вовремя не поступает необходимый материал.

      3. На предприятии практически полностью отсутствуют PR – акции, основная задача которых создание и сохранение имиджа фирмы.

      4. Телевизионная реклама используется крайне редко.  Известно, что это самый дорогой вид рекламы, но по охвату, а самое главное силе воздействия на потенциального потребителя, ему нет равных, поэтому необходим более детально и взвешенно подойти к этому аспекту маркетинговой деятельности предприятия.

     Для совершенствования деятельности ООО «Город Мастеров» в целом и управления предприятием в частности можно предложить следующие мероприятия:

     - больше внимания уделять стратегическому  планированию в организации;

     - формировать только квалифицированные  кадры, т.к. в условиях рыночной экономики квалификационные кадры – это одно из условий успешной деятельности предприятия;

     - формировать более эффективные  команды для работы в организации;

     - повышение мотивации персонала, т.к. хорошая система мотивации персонала может привести к существенным финансовым результатам. Мечта любого руководителя – идеальные подчиненные и слаженная работа коллектива;

  • интенсифицировать маркетинговые изыскания;
  • разнообразить формы работы с клиентами с учетом их реального финансового состояния.

 

Заключение 

     Проведено исследование деятельности ООО «Город Мастеров», как объекта управления и его среды.

     Внешняя среда организации — это все  то, что лежит за пределами организации  и имеет возможность влиять на ее жизнедеятельность. Степень влияния  внешних факторов может быть различной, поэтому внешнюю среду подразделяют на «ближнее» организационное окружение (его факторы непосредственно влияют на организацию) и «дальнее» окружение (факторы которого воздействуют на организацию опосредованно). Воздействующие на организацию факторы можно подразделить на экономические, политические, культурные и технологические. Эти группы факторов определяют процесс комплексного анализа, с помощью которого можно выявить ключевые угрозы и возможности внешней среды. Внешняя среда различается по степени присущей ей неопределенности. Неопределенность представляется такими полярными характеристиками, как «простая — сложная» среда, «стабильная — нестабильная». Эти характеристики могут различным образом сочетаться.

Информация о работе Предприятие как объект управления и его среда (внутренняя и внешняя)