Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение предприятия как объекта управления и его среды.
В соответствии с поставленной целью, были определены следующие задачи исследования:
- изучить основы управления предприятием и влияния среды на управленческие процессы;
- дать оценка внешнего окружения предприятия;
- проанализировать действующий порядок управления на предприятии;
Введение……………………………………………………………….…………..3
1. Основы управления предприятием и влияния среды на управленческие процессы……………………………………………………………….…………..6
2. Оценка внешнего окружения предприятия………………………………….20
3. Действующий порядок управления на предприятии…………………….....25
4. Направления нивелирования воздействия факторов внешней среды на управление предприятием…………………………………………………...….36
Заключение………………………………………………………………….……39
Список использованной литературы………………………………...…………41
Приложения………………………………………………………………..…….43
Управление
деятельностью
Деятельность, осуществляемая на практике
- индивидуальная деятельность
- групповая деятельность
- сотрудничество в рамках
- отношения между отдельными группами
Результаты и
цели деятельности
организации
Индивидуальные
результаты людей
И цели их жизни
Рис. 1. Схема
системы управления [7, с. 104]
Субъект и объект управления должны соответствовать друг другу. Если они не смогут понять друг друга в процессе работы, то они не реализуют свои потенциальные возможности. Так, если руководитель и подчиненный не будут совместимы психологически, то между ними начнутся конфликты, которые окажут плохое влияние на результаты работы.
Субъект и объект управления должны обладать самостоятельностью. Субъект управления не в состоянии предусмотреть все интересы объекта и возможные варианты его действий в разных ситуациях. Когда в качестве объекта управления являются люди, обладающие своими взглядами, на ситуацию, стремлением, мышлением они должны иметь возможность, реализовать свои возможности на практике. При отсутствии такой возможности люди либо подавляют свою активность, либо стараются добиться своего мнения.
Субъект и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; один - в отдаче необходимых команд, другой - в их своевременном исполнении. Возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта, выполнять поступающие команды. Степень достижения участниками управленческой деятельности своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей самого управления. И это составляет целую проблему управления в том случае, когда его субъект и объект не связаны отношениями собственности.
Таким образом, можно сделать вывод, что управление повсюду сопровождает деятельность человека. И всякая деятельность человека нуждается в управлении. Благодаря управлению оказывается возможной эта деятельность. Чем лучше осуществляется управление, тем выше вероятность успеха. От управления зависит реальность предвидения результата, четкость и согласованность действий людей. А так же заинтересованность человека - участника совместного труда в общем, результате. Вот почему начиная с определенного этапа развития производства и общества, все большее внимание уделяется управлению. Ставятся задачи совершенствования управления, поиска новых форм, определение возможностей его развития, используя средства новой техники, обогащения информацией и прочее.
Управление — это целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства: с целью эффективного выполнения стоящих перед производством задач. Предметом управления производством является процесс воздействия на коллективы предприятия и его подразделений с целью получения высоких конечных результатов [14, с. 73].
Аппарат управления должен быть максимально приближен к тем подразделениям производства, которые он обслуживает, и располагать полной информацией о состоянии, задачах, путях и средствах их реализации. Для эффективного выполнения своих функций аппарат управления должен быть экономичным, оперативным и надежным. Экономичность аппарата управления характеризуется неуклонным ростом производительности труда управленческого персонала, снижением затрат на его содержание, ростом конечных результатов производственной и социальной деятельности предприятия при той же или меньшей численности занятых работников.
Оперативность деятельности аппарата управления характеризуется эффективностью и быстротой подготовки и исполнения решений в связи с изменяющимися условиями производства, обеспечением бесперебойности хода производства; надежность — достоверностью информации, отображающей все стороны деятельности предприятия, непрерывностью производства и выпуском высококачественной продукции по плану-графику с наилучшим использованием производственных ресурсов.
Система
управления должна быть динамичной и
соответствовать особенностям, потребностям
и задачам данного этапа
Принципы управления — это обязательные, основополагающие начала, определяющие структуру и функционирование всей системы управления.
Принципы
управления можно представить как
основополагающие идеи, закономерности
и правила поведения
Принцип
сочетания централизации и
Принцип
научной обоснованности управления
предполагает научное предвидение.
Научная обоснованность управления
означает учет действия основных экономических
законов при выработке
Принцип плановости – установление основных направлений и пропорций развития организации.
Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнить возложенные на него задачи и периодически за них отчитываться. Принцип иерархичности и обратной связи заключается в многоступенчатости и постоянном контроле.
Функции структур управления
Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии.
Управление – это непрерывный процесс воздействия на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе производства для достижения наилучших результатов при наименьших затратах.
Управление
как функция реализуется через
выполнение ряда управленческих действий,
получивших название функций управления.
Функция управления – это особый вид управленческой
деятельности. Продукт процесса разделения
и специализации труда в сфере управления.
Впервые их состав был сформирован А. Файолем,
который выделил пять общих функций управления:
-планирование,
-организовывание,
-мотивация,
-координация,
-контроль [21, с. 102].
Планирование - это функция управленческой деятельности, связанная с составлением планов организации и ее составных частей. Планирование включает: установление целей и задач, разработку стратегий, программ и планов для достижения целей, определение необходимых ресурсов, доведение планов до всех , кто их должен выполнять. В настоящее время планирование – это процесс использования новых путей и способов совершенствования деятельности предприятия за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Составной частью планирования при этом становится составление долгосрочных и среднесрочных прогнозов экономического и социального развития, текущих планов выпуска продукции.
Организовывание - функция управления, задачей которой является формирование структуры предприятия, а также обеспечение всем необходимым для его работы – персоналом, материалами, оборудованием, денежными средствами.
Мотивация
– функция управления, имеющая целью активизировать
людей, работающих в организации и побудить
их эффективно трудиться для выполнения
целей, поставленных в планах. Действие
по мотивации включает экономическое
и моральное стимулирование. Создание
условий для проявления творческого потенциала
работников и их саморазвития.
Контроль – это управленческая функция,
задачей которой является количественная
и качественная оценка и учет результатов
работы предприятия.
В ней выделяют два основных направления:
-
контроль за выполнением работ,
-
меры по коррекции всех
Координация
– обеспечивает процессу управления бесперебойность
и непрерывность. Главная задача координации
– достижение согласованности в работе
всех звеньев организационной структуры
предприятия путем установления рациональных
связей между ними . Координация обеспечивает
единство и согласование всех стадий процесса
управления (планирования, организовывания,
мотивации и контроля), а также действий
руководителей.
Состав функций управления постоянно
изменяется под влиянием ускорения научно-технического
прогресса и разделения труда, повышения
уровня концентрации производства и совершенствования
управления, а также качественных изменений
в организации самого производства. На
современном этапе эти функции по своему
содержанию можно свести в несколько основных
групп, различающихся объектом воздействия.
Преимущественной стадией его осуществления
и содержанием управленческой деятельности.
Контроль, регулирование и оценка деятельности. Это анализ всех направлений деятельности предприятия. Данная функция предполагает решение следующих задач: контроль за ходом производства, за рациональным использованием всех видов ресурсов. Внесение изменений в текущий ход работ по выполнению планов, заказов в установленные сроки и требуемого качества, оценка деятельности звеньев управления и выполнение резервов повышения ее эффективности, оценка социального развития.
Чтобы эти задачи были реализованы, кто-то, очевидно, должен фактически выполнять каждую из задач, вытекающих из целей организации. Для этого руководство обязано найти эффективной способ сочетания ключевых переменных, характеризующих задачи и людей. Постановка целей и обеспечение их политикой, стратегией, процедурами и правилами способствует решению этой задачи мотивация и контроль также играют существенную роль в обеспечении эффективности выполнения заданий. Однако организация как процесс представляет собой функцию, которая наиболее очевидно и непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, соответственно формальных взаимоотношений людей их выполняющих [21, с. 105].
Важнейшим
резервом повышения эффективности
всего общественного
Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений, могут классифицироваться по различным признакам – как факторы внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды).
Внешняя среда фирмы, предприятия или организации – это совокупность активных субъектов и сил, действующих за их пределами, не поддающихся контролю со стороны фирмы, предприятия или организации и влияющих на возможности фирмы, предприятия или организации устанавливать и поддерживать отношения с субъектами внешнего окружения для достижения своих стратегических целей.
Среда прямого и косвенного действия. Внешняя среда фирмы достаточно разнородна. В то же время, все множество субъектов и сил ее составляющих, принято подразделять на две группы: среду прямого и косвенного действия.
Информация о работе Предприятие как объект управления и его среда (внутренняя и внешняя)