Правовые аспекты управления наемным персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 16:53, реферат

Описание работы

Безусловно, все перечисленные блоки тесно взаимосвязаны и в то же время имеют свои специфические особенности, о которых и представляется целесообразным поговорить в этой статье с позиции обязательности их правового регулирования нормами трудового и гражданского законодательства. В этих нормах отдельные наемные сотрудники (руководители) именуются «Работодатели», другие – «Работники», а все вместе «Физические лица» или «Граждане».

Работа содержит 1 файл

Правовые аспекты управления наемным персоналом.doc

— 309.00 Кб (Скачать)

   Сегодня в Казахстане дан успешный старт  реформе кадровой политики органов  внутренних дел РК. Впервые в истории  правоохранительных органов была создана  эффективная, прозрачная и понятная всем, демократичная в своей основе, схема отбора и продвижения кадров. Возможности профессионального роста для наиболее квалифицированных и преданных службе сотрудников значительно расширяются, так как на первое место выдвигаются профессионально значимые качества, а не личная преданность и наличие землячества.  
 

О реализации целей и задач, поставленных Главой государства перед органами юстиции в январском Послании народу Казахстана рассказывает начальник управления кадров КУИС МЮ РК  Галит Былкылов.

Нурлыбай ОМАРОВ

- Галит Даукенович, как  строилась кадровая работа в системе КУИС в прошлом году? 
- 2010 год для кадровой службы комитета начался с глубокого анализа кадровой работы в целом и нормативных актов, на которых она строится. В свете новых требований, предъявляемых к специалистам пенитенциарной системы, анализ выявил ряд недостатков в подборе и укомплектовании кадров. Нарушилась преемственность кадров, снизился общий уровень профессиональной подготовки. Поэтому в течение года был переработан и утвержден целый ряд нормативных документов. Так, типовые квалификационные требования, предъявляемые к категориям должностей УИС, утвержденные приказом министра юстиции, определяют и позволяют назначать квалифицированных специалистов, имеющих достаточный опыт работы в органах УИС. Утверждены Правила формирования кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие руководящие должности.  
Еще одним правовым механизмом, направленным на обеспечение эффективного и рационального использования профессионального потенциала сотрудников из числа руководителей, является ротация,  Положение о которой было утверждено в 2010 году.

- Как создается  резерв кадров и осуществляется  их подбор в Комитете и на  местах? 
- Кадровый резерв  обеспечивает более эффективное использование кадрового потенциала, открытость и гласность при прохождении службы в УИС. Посредством резерва решается задача своевременного замещения вакантных должностей и повышения уровня профессиональной подготовки руководителей и, что не менее важно,   создаются условия для конкурсного  отбора кандидатов из числа перспективных сотрудников. Новые Правила формирования кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие руководящие должности, утвержденные приказом министра в  2010 году, предполагают создание Квалификационного совета, который определяет подготовленность сотрудников УИС для зачисления в кадровый резерв для выдвижения на вышестоящую должность. Квалификационные советы будут осуществлять свою деятельность и в территориальных органах комитета и учреждениях образования. 
Новые нормативы позволят сформировать единую систему представления материалов в проекты приказов по личному составу и отражают такие требования, как запрос характеристик-рекомендаций на лиц, принимаемых на службу после увольнения из Вооруженных сил и других воинских формирований и характеристик с последнего места работы на лиц, принимаемых на службу из других правоохранительных органов.

В настоящее  время формируется резерв кадров на 2011 год по номенклатурам министра юстиции и председателя УИС. Представленные кандидатуры будут рассмотрены на Квалификационном совете, зачислены в кадровый резерв. 
- Как обстоят дела по подготовке кадров в ваших учебных заведениях?  
- В настоящее время подготовка специалистов для УИС осуществляется на базе трех учебных заведений: Академии в Костанае, юридического колледжа в Павлодаре и учебного центра в Таразе. За последние три года Академией и Павлодарским юридическим колледжем было выпущено 914 молодых офицеров (в среднем около 300 специалистов ежегодно), которые пополнили ряды органов и учреждений УИС республики. В Павлодарском юридическом колледже и Учебном центре УИС за три года прошли курсы первоначальной подготовки 3 275 (около 1000 ежегодно) кандидатов на службу на должности рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава. 
Для эффективной подготовки и переподготовки сотрудников, работающих с лицами из числа спецконтингента, в 2011 году организованы курсы повышения квалификации в межведомственном Учебном центре по борьбе с организованной преступностью на базе Алматинской и Карагандинской академий МВД республики. Для подготовки сотрудников режимных служб исправительных учреждений и следственных изоляторов КУИС в текущем году на базе Военного института Внутренних войск МВД республики организованы курсы повышения квалификации техников и инженеров ИТСО. В целях повышения качества подготовки кадров для УИС в настоящее время прорабатывается вопрос оптимизации ведомственных образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы. 
Анализ действующей системы ведомственного образования УИС указал на возможность оптимизации, укрепления и создания Академии права Министерства юстиции РК, которая будет осуществлена в рамках имеющегося финансирования и штатной численности двух учебных заведений - Академии Комитета УИС и Павлодарского юридического колледжа. Академию права Министерства юстиции планируется создать на базе Академии Комитета УИС. 
 В ее структуре предусматривается четыре института: «Социально-гуманитарный», «Юридический», «Научно-исследовательский» и «Послевузовского дополнительного образования». Проект постановления Правительства РК «Об оптимизации организаций образования уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан»  уже разработан. 
Отбор, выявление и изучение кандидатов для поступления в учебные заведения КУИС осуществляют кадровые службы территориальных подразделений (органы и учреждения) Комитета УИС. В случае отказа выпускника от дальнейшего  прохождения службы в органах (учреждениях) УИС после окончания обучения либо досрочного расторжения им договора, он обязан возместить государству бюджетные средства, затраченные на выплату стипендии, питание, вещевое довольствие, полученные в период обучения. 
- Какая профилактическая работа проводится с личным составом в целях предотвращения дисциплинарных проступков и коррупции? 
- На сегодняшний день работа с личным составом в пенитенциарной системе - это очень широкий диапазон вопросов, включающий в себя нравственное, патриотическое воспитание сотрудников, создание нормального психологического климата в коллективе, позитивного отношения к личности (осужденным) и обществу в целом. 11 января 2011 года КУИС утвержден План мероприятий по улучшению имиджа сотрудников и поднятию престижа службы в органах УИС на 2011 год,  в рамках которого территориальные департаменты  продолжают тесно работать с акиматами областей по оказанию социальной помощи сотрудникам УИС в решении жилищных проблем.  
В целях открытости и гласности деятельности уголовно-исполнительной системы и укрепления имиджа ее сотрудников совместно с представителями НДП «Нур-Отан» и НПО на постоянной основе запланировано осуществление тематических мероприятий, в том числе по борьбе с коррупцией. 
В целях дополнительного стимулирования сотрудников при добросовестном исполнении служебных обязанностей и достижении положительных результатов в работе, на постоянной основе решаются вопросы о материальном поощрении, на созданных в каждом органе, учреждении и организации образования Досках почета размещаются фотографии заслуженных и отличившихся в службе сотрудников УИС, внесших особый вклад в развитие системы. 
- Галит Даукенович, не могу обойти Закон РК «О правоохранительной службе», который принят недавно. Коснулся ли он уголовно-исполнительной системы?  
- Отмечу, что принятый Закон «О правоохранительной службе» обеспечит реализацию норм и положений национального законодательства о государственной службе применительно к правоохранительной службе как ее самостоятельному виду и станет важным фактором эффективности государственного управления в целом в контексте административной реформы в республике. Безусловно, новый закон коснулся уголовно-исполнительной системы.  
Во-первых, законом закреплен статус системы исполнения наказаний как особый вид государственной службы, а также определен перечень государственных органов, т.е. внутренних дел, финансовой полиции, уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, таможни  и прокуратуры, которые составляют единую систему правоохранительных органов республики. Касательно нововведений и дополнений в порядок прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы хотелось бы сказать о том, что новым законом: 
- четко определены условия и ограничения поступления на службу и на учебу в организации образования УИС, изменен возраст зачисления в кадры: рядовой и младший состав – принимаются граждане в возрасте не старше 25 лет; средний и старший начальствующий состав – не старше 35 лет, имеющие соответствующее образование, в зависимости от квалификационных требований и прошедшие срочную военную службу; 
- конкретизирована принадлежность к правоохранительному органу путем добавления к специальным званиям и классным чинам слов: например - лейтенант «полиции», «юстиции», «финансовой полиции», «противопожарной службы» и «таможенной службы»;  
- исключены из перечня ранее предусмотренны звания «прапорщик» и «старший прапорщик» и заменены на «старшину»  юстиции; 
- сроки выслуги в специальных званиях приведены к единообразию: в звании младшего лейтенанта и лейтенанта - 1 год, старшего лейтенанта - 3 года, капитана - 4 года, майора -  
5 лет, подполковника – 7 лет (увеличен на 2 года); 
- изменен порядок присвоения специальных званий досрочно и на одну ступень выше, предусмотренный занимаемой штатной должностью.  
6) определен порядок ротации уполномоченных руководителей и их заместителей по решению руководителя или уполномоченного руководителя правоохранительного органа – не менее одного раза в три года; 
7) восстановлена функция по охране общественного порядка и участия в обеспечении правового режима чрезвычайного положения и ликвидации чрезвычайных ситуаций уголовно-исполнительной системы (продолжительность не должна превышать трех месяцев); 
8) введено в перечень поощрений, применяемых к сотрудникам УИС, награждение Почетной грамотой, занесение в Книгу почета, присвоение почетного звания, в организациях образования применяется поощрение в виде предоставления внеочередного увольнения из расположения; 
9) введено понятие – «Дисциплинарная комиссия»; 
10) в основания и условия наложения дисциплинарных взысканий введены пункты следующего содержания:  
а) «если в письменном объяснении сотрудник согласен с фактом совершения им данного дисциплинарного проступка, то руководитель или уполномоченный руководитель правоохранительного органа вправе наложить взыскание без проведения служебного расследования»; 
б) «руководитель, превысивший представленные ему права по применению, наложению взысканий, несет за это дисциплинарную ответственность, а приказы о взыскании отменяются должностным лицом, уполномоченным применять меры взысканий»; 
11) введена статья - «Порядок проведения служебного расследования»; 
12) увеличен период временной нетрудоспособности непрерывного нахождения на лечении сотрудника с 2 до 4 месяцев (5 месяцев в течение года по различным заболеваниям), кроме тех случаев, когда законодательством Республики Казахстан предусмотрены более длительные сроки нахождения на лечении по отдельным заболеваниям, для направления на медицинское освидетельствование в военно-врачебную комиссию, для решения вопроса о годности его к дальнейшей службе; 
13) увеличен предельный возраст службы в правоохранительных органах по званию «подполковник» до 47 лет, а высшего начальствующего состава до 58 лет; 
14) статьей 84 «Переходные положения» определено, что сотрудникам, которым присвоены специальные звания, классные чины до введения в действие настоящего Закона, сроки выслуги в данных специальных званиях, классных чинах исчисляются в соответствии с законодательством, действовавшим до введения в действие настоящего Закона. 
В настоящее время Комитетом УИС принимается комплекс мер по организации разъяснительной работы. 

 

 Создание резерва  кадров позволяет планомерно осуществлять выдвижение и расстановку кадров, своевременно замещать вакантные должности, обеспечивать правильное сочетание  опытных и молодых перспективных  работников. Кандидаты для зачисления в резерв кадров – это работники, добросовестно исполняющие служебные обязанности, обладающие необходимыми профессиональными знаниями, значительным практическим опытом, организаторскими способностями и соответствующими моральными качествами.

Не могут зачисляться  в резерв кадров работники, имеющие  дисциплинарные взыскания за существенные упущения по службе и нарушения норм прокурорской этики, а также имеющие  предпенсионный возраст или стаж работы в органах прокуратуры  менее двух лет.

Выдвижению в  резерв кадров должно предшествовать тщательное изучение деловых и личных качеств работников. При рекомендации о зачислении аттестуемого в резерв для выдвижения прокурор оценивает  подчиненного и перспективу продвижения  его по службе.

При принятии аттестационной комиссией решения о зачислении работника в резерв данное предложение  кадровой службой органа прокуратуры  вносится на рассмотрение коллегии и  после обсуждения утверждается руководителем  прокуратуры. Решение о зачислении в резерв доводится до сведения работника прокуратуры, а выписка из решения коллегии приобщается к его личному делу. Список резерва кадров ежегодно пересматривается на заседании коллегии.

За время пребывания в резерве работник должен иметь  возможность совершенствовать свое профессиональное мастерство, приобрести практические навыки, необходимые для выполнения обязанностей по «зарезервированной» вышестоящей должности. Подготовка лиц, зачисленных в резерв, организуется по индивидуальным планам, рассчитанным, как правило, на два года. План составляется руководителем кадровой службы прокуратуры субъекта Федерации по предложению прокурора города (района) с учетом специфики и объема обязанностей по должности, на которую планируется назначение сотрудника. В плане предусматриваются следующие формы повышения профессиональной подготовки сотрудников для кадрового роста:

проведение стажировок на месте, в структурных подразделениях как своей прокуратуры, так и  вышестоящей прокуратуры или  в прокуратуре с большим объемом  работы;

включение «резервиста» в состав бригад по проверке работы других прокуратур и оказанию практической помощи прокурорам городов (районов);

участие в проверках  конкретных жалоб и заявлений  граждан, обращений юридических  лиц, поступающих в органы прокуратуры;

проведение анализа и обобщения следственной и прокурорской практики;

периодическое исполнение обязанностей по должности, на которую предполагается назначение;

привлечение к  работе по подготовке проектов нормативных  актов, решений коллегии, оперативных  совещаний, актов прокурорского реагирования;

изучение законодательных  и других нормативных актов, относящихся  к специфике предполагаемых должностных  обязанностей, конспектирование материалов и сдача зачетов;

участие в проведении учебно-методических семинаров, научно-практических конференций;

подготовка публикаций и выступлений в средствах  массовой информации;

обучение в  институтах прокуратуры по соответствующим  программам.

На каждого  работника, зачисленного в резерв кадров, в кадровой службе органа прокуратуры  заводится рабочее дело, в котором сосредоточиваются материалы о его подготовке. Работник, не проявивший в подготовительный период качеств, необходимых для назначения на вышестоящую должность, или допустивший существенные упущения в работе, по предложению прокурора города (района) или вышестоящего прокурора подлежит исключению из резерва кадров. Он может быть вновь включен в резерв кадров на выдвижение на вышестоящую должность после устранения упущений по службе или снятия с него дисциплинарного взыскания. Решение об исключении из резерва принимается коллегией прокуратуры и объявляется работнику.

Ответственность за подготовку лиц, зачисленных в  резерв кадров для выдвижения на вышестоящую  должность, возлагается на руководителей  прокуратур, в которых проходят службу эти работники.

Глава 5. НАЗНАЧЕНИЕ НА ДОЛЖНОСТЬ, ПЕРЕМЕЩЕНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖБЕ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ  

ОРГАНАХ

Статья 29. Общие правила замещения должностей рядового и начальствующего состава правоохранительных органов

1. Должности,  подлежащие замещению лицами рядового, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, и соответствующие этим должностям специальные звания или классные чины определяются руководителем правоохранительного органа в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Лица, назначаемые  на должности среднего, старшего  и высшего начальствующего состава,  до присвоения им специального  звания или классного чина  или зачисления в кадры правоохранительных  органов исполняют служебные  обязанности по занимаемой должности.

3. Назначение  на должность, перемещение по  службе производятся руководителем  или уполномоченным руководителем  при условии соответствия лиц  предъявляемым квалификационным  требованиям. Квалификационные требования  к категориям должностей утверждаются  руководителями правоохранительных органов на основе типовых квалификационных требований к категориям должностей, утверждаемых уполномоченным органом по делам государственной службы.

При этом соблюдаются  следующие условия:

1) при назначении  на должность и перемещении по службе лиц среднего и старшего начальствующего состава может обеспечиваться использование их по основной специальности либо в соответствии с имеющимся опытом, а при необходимости использования на должностях по новой для них специальности назначению должна предшествовать переподготовка на соответствующих курсах (сборах);

2) непрерывный  срок временного исполнения обязанностей  по вакантной должности не  должен превышать два месяца, а по невакантной – четыре;

3) сотрудники  могут быть зачислены в распоряжение правоохранительного органа с освобождением от занимаемой должности и сохранением должностного оклада по последней должности, срок которого не должен превышать пятнадцать календарных дней.

В исключительных случаях, вызванных особыми обстоятельствами, этот срок может быть продлен руководителем правоохранительного органа до двух месяцев.

В срок пребывания в распоряжении не засчитываются  период нахождения лиц рядового и  начальствующего состава в установленных  настоящим Законом отпусках, на лечении (обследовании по направлению военно-врачебной комиссии) в организациях здравоохранения, время нахождения в пути следования от места прежней службы до места нахождения соответствующего правоохранительного органа; время нахождения на учебно-экзаменационных сессиях заочных, вечерних отделений организаций образования; время нахождения под арестом в связи с привлечением к уголовной ответственности, в случаях прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или вынесения оправдательного приговора со дня ареста и по день освобождения включительно.

Сотрудникам, освобожденным  от занимаемых должностей и находящимся  в распоряжении, не использовавшим оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск, в случаях задержки решения вопроса  об их дальнейшем использовании на службе предоставляется неиспользованный отпуск. За время оплачиваемого ежегодного трудового отпуска денежное содержание им выплачивается в размере, получаемом по основной должности ко дню зачисления в распоряжение, независимо от срока пребывания в распоряжении.

К сотруднику, зачисленному в распоряжение правоохранительного  органа, могут применяться меры поощрения  и на него могут налагаться дисциплинарные  взыскания, предусмотренные настоящим Законом.

Время нахождения сотрудника в распоряжении правоохранительного органа засчитывается в стаж правоохранительной службы, в выслугу лет для присвоения специального звания или классного чина.

На сотрудника, находящегося в распоряжении правоохранительного  органа, в полном объеме распространяется установленный распорядок дня правоохранительного органа.

В случаях письменного  отказа сотрудника, находящегося в  распоряжении правоохранительного  органа, занять предлагаемую должность  он подлежит увольнению в соответствии с настоящим Законом.

Перемещение по службе лиц рядового и начальствующего состава осуществляется без зачисления их в распоряжение соответствующего правоохранительного органа. Назначение на должность лиц, состоящих в распоряжении соответствующего правоохранительного органа, производится в возможно короткий срок, но не позднее двух месяцев со дня освобождения от должности. Порядок использования на службе находящихся в распоряжении правоохранительного органа указанных лиц определяется нормативными правовыми актами правоохранительных органов;

4) при необходимости  срочного замещения вакантной должности уполномоченный руководитель вправе временно назначить сотрудника из числа начальствующего состава на срок не более одного месяца;

5) при необходимости  перемещения лиц среднего, старшего  и высшего начальствующего состава  на другие должности, а также в другую местность решение об этом, с их согласия, принимают соответствующие уполномоченные руководители с учетом подготовки и опыта службы этих лиц, а также отсутствия у них и членов их семей противопоказаний по состоянию здоровья;

6) перемещение  по службе в другую местность  лиц начальствующего состава,  нуждающихся по состоянию здоровья  в изменении места жительства, производится по разрешению соответствующих  руководителей на основании заключения  военно-врачебной комиссии;

7) перемещение лиц рядового и начальствующего состава с неоперативных на оперативные должности с учетом результатов военно-врачебной экспертизы.  

Статья 30. Перемещение по службе

1. Перемещение  по службе лиц рядового и  младшего начальствующего состава  производится:

Информация о работе Правовые аспекты управления наемным персоналом