Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 16:53, реферат
Безусловно, все перечисленные блоки тесно взаимосвязаны и в то же время имеют свои специфические особенности, о которых и представляется целесообразным поговорить в этой статье с позиции обязательности их правового регулирования нормами трудового и гражданского законодательства. В этих нормах отдельные наемные сотрудники (руководители) именуются «Работодатели», другие – «Работники», а все вместе «Физические лица» или «Граждане».
Цель аттестации – получение объективной информации об уровне профессиональной подготовки и результативности деятельности сотрудника. В ходе аттестации предстоит установить служебное соответствие занимаемой должности, выявить перспективы применения потенциальных способностей (в том числе и выдвижения) с тем, чтобы использовать каждого в соответствии с его специальностью и квалификацией.
Как отмечает А. Таранов, цель аттестации – «стимулировать рост творческой активности служащих, побудить их к непрерывному совершенствованию профессиональных знаний и навыков, улучшить подбор, расстановку и перераспределение кадров».[14]
В ходе аттестации между сотрудником и государственным органом устанавливается связь, которая не только определяет уровень профессионализма работников, но и выявляет ошибки и недостатки в их работе, слабые места в деятельности соответствующего органа. Она позволяет исправлять и преодолевать их, стимулирует профессиональное развитие и желательное поведение сотрудников, что, в конечном счете, помогает работникам достигать поставленных целей. Она способствует закреплению за государством высокопрофессиональных сотрудников, обеспечению необходимой стабильности кадрового корпуса.
Таким образом, аттестация – это целая система правоотношений, а не одностороннее действие работодателя (государственного органа). Ее объектами выступают сотрудники ОВД РК. При ее проведении возникают правоотношения не только между аттестационной комиссией и аттестуемым, но и между аттестационной комиссией и руководителем соответствующего подразделения МВД РК.
Обычно выделяется две основные задачи аттестации:
– установление соответствия сотрудника занимаемой должности (определение уровня профессиональной подготовки);
– присвоение вышестоящего звания либо назначение на вышестоящую должность (присвоение квалификационного разряда).
С другой стороны, считается, что аттестация в более широком понимании решает следующие основные задачи:
– соблюдение на практике принципов организации службы ОВД РК;
– обеспечение законности в системе функционирования службы ОВД РК;
– формирование профессионального кадрового персонала ОВД РК;
–
выявление потенциальных
–
применение к сотрудникам ОВД
РК мер ответственности и
– повышение дисциплины и ответственности сотрудников ОВД РК;
–
обеспечение реального
– поддержание стабильности ОВД РК;
– стимулирование повышения квалификации и профессионализма сотрудников ОВД РК;
– предупреждение и борьба с правонарушениями и коррупцией в системе ОВД РК.
Фактически в этом плане цели и задачи аттестации отождествляются с задачами реформирования политики ОВД РК в целом и направлены на повышение эффективности ее функционирования.
Поскольку порядок аттестации закрепляется целым рядом нормативных правовых актов, в юридической литературе выделяется правовой институт аттестации – система правовых норм, «регулирующих аттестационно-должностные отношения, складывающиеся при прохождении службы в ОВД РК в процессе осуществления деятельности по оценке деловых, личных и нравственных качеств, результатов их труда и действенному контролю за работой сотрудников в целях определения уровня профессиональной подготовки и соответствия сотрудника ОВД РК занимаемой должности в ОВД РК, решения вопроса о присвоении сотруднику следующего вышестоящего воинского звания (квалификационного разряда) и повышения эффективности управления».[15]
Правила
проведения аттестации лиц рядового
и начальствующего состава
По Правилам проведения аттестации от 2003 года не подлежат аттестации сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел менее одного года, кроме случаев выдвижения на вышестоящую должность или на учебу, а также женщины из числа лиц рядового и начальствующего состава в период их беременности и ухода за детьми в возрасте до 1,5 лет. Они аттесуются не ранее, чем через год после выхода их на службу.[16]
Д.М. Овсянко считает, что механизм аттестации включает в себя следующие этапы:
1.
Подготовка аттестации (разработка
принципов и методик
2.
Проведение оценки и
3.
Принятие решений
4. Разрешение возникших споров, связанных с проведением аттестации, и ее результатами.
5. Подведение итогов аттестации.
6. Распространение передового аттестационного опыта.[17]
На наш взгляд, последний этап собственно выходят за пределы аттестации конкретного сотрудника, а охватывают деятельность соответствующих органов после проведения аттестации. Очевидно, указанный автор исходит из широкого ее понимания.
В свою очередь, аттестация в ОВД РК включает в себя ряд последовательных этапов:
1)
подготовка к проведению
2) тестирование сотрудника, подлежащего аттестации;
3)
собеседование с сотрудником,
проводимое аттестационной
4)
вынесение решения
Подготовка к проведению аттестации состоит из следующих мероприятий:
– подготовка необходимых документов аттестуемых;
– разработка графика проведения аттестации;
–
определение состава
–
организация разъяснительной
– согласование сроков и места проведения тестирования.
Кадровая
служба один раз в течение шести
месяцев определяет сотрудников, подлежащих
аттестации. По ее представлению руководство
органа издает приказ, которым утверждается
список сотрудников, подлежащих аттестации,
устанавливаются сроки
Служебная характеристика должна содержать объективную, обоснованную оценку профессиональных, личностных качеств и результатов служебной деятельности аттестуемого сотрудника за период, состоящий из его трех летнего непрерывного пребывания на службе в органах внутренних дел и срока, прошедшего после этого в соответствии с настоящими Правилами до проводимой аттестации.
Кадровая служба обязана ознакомить сотрудника с представленной на него служебной характеристикой в срок не позднее, чем за три недели до заседания аттестационной комиссии. Сотрудник вправе заявить о своем несогласии с представленной на него служебной характеристикой и предоставить в кадровый аппарат информацию, характеризующую его.
На аттестуемого сотрудника кадровой службой оформляется аттестационный лист по установленной форме. Кадровая служба направляет собранные аттестационные материалы в аттестационную комиссию[18].
Что касается ОВД РК, то многолетняя сложившаяся практика, с учетом специфики службы в правоохранительных органах отмечает, что оценивать аттестуемого должен его непосредственный руководитель (вышестоящий), т.к. именно он полностью отвечает за сотрудника.
Давать
оценку сотруднику должна аттестационная
комиссия. Вот почему особое значение
приобретает вопрос о ее формировании.
Она создается Министром
Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствовали не менее двух третей ее состава. Результаты голосования определяются большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим.
Аттестационная комиссия проводит аттестации в присутствии аттестуемого сотрудника. Сотрудники, отсутствовавшие на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам, проходят аттестацию после выхода на работу. В случае неявки сотрудника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин дважды, комиссия вправе принять решение о проведении аттестации в его отсутствие на основе имеющихся материалов.
Аттестация, проводимая в органах внутренних дел, будет более эффективной, если руководители будут воспринимать ее, прежде всего, как весьма важный фактор контроля профессиональных качеств каждого работника. При ее качественном и объективном проведении она будет способствовать повышению эффективности работы и укреплению трудовой дисциплины в коллективе. Необходимо, чтобы индивидуальные собеседования руководителей со своими подчиненными носили регулярный характер и проводились не только в период аттестации.
К аттестации сотрудников могут по решению председателя аттестационной комиссии привлекаться эксперты.
На
основании изученных
1)
аттестован и рекомендуется
2)
соответствует занимаемой
3) подлежит повторной аттестации;
4) не соответствует занимаемой должности и рекомендуется к понижению в должности;
5)
не соответствует занимаемой
должности и рекомендуется к
увольнению из органов
Принятие аттестационной комиссией решения о несоответствии занимаемой должности с рекомендацией об увольнении является отрицательным результатом аттестации.
Решение аттестационной комиссии принимается открытым или тайным голосованием. Способ голосования избирается по усмотрению аттестационной комиссии. Проходящий аттестацию сотрудник, входящий в состав аттестационной комиссии, в голосовании относительно себя не участвует.
Информация о работе Правовые аспекты управления наемным персоналом