Правовые аспекты управления наемным персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 16:53, реферат

Описание работы

Безусловно, все перечисленные блоки тесно взаимосвязаны и в то же время имеют свои специфические особенности, о которых и представляется целесообразным поговорить в этой статье с позиции обязательности их правового регулирования нормами трудового и гражданского законодательства. В этих нормах отдельные наемные сотрудники (руководители) именуются «Работодатели», другие – «Работники», а все вместе «Физические лица» или «Граждане».

Работа содержит 1 файл

Правовые аспекты управления наемным персоналом.doc

— 309.00 Кб (Скачать)

   Цель  аттестации – получение объективной информации об уровне профессиональной подготовки и результативности деятельности сотрудника. В ходе аттестации предстоит установить служебное соответствие занимаемой должности, выявить перспективы применения потенциальных способностей (в том числе и выдвижения) с тем, чтобы использовать каждого в соответствии с его специальностью и квалификацией.

   Как отмечает А. Таранов, цель аттестации –  «стимулировать рост творческой активности служащих, побудить их к непрерывному совершенствованию профессиональных знаний и навыков, улучшить подбор, расстановку и перераспределение кадров».[14]

   В ходе аттестации между сотрудником  и государственным органом устанавливается связь, которая не только определяет уровень профессионализма работников, но и выявляет ошибки и недостатки в их работе, слабые места в деятельности соответствующего органа. Она позволяет исправлять и преодолевать их, стимулирует профессиональное развитие и желательное поведение сотрудников, что, в конечном счете, помогает работникам достигать поставленных целей. Она способствует закреплению за государством высокопрофессиональных сотрудников, обеспечению необходимой стабильности кадрового корпуса.

   Таким образом, аттестация – это целая  система правоотношений, а не одностороннее  действие работодателя (государственного органа). Ее объектами выступают  сотрудники ОВД РК. При ее проведении возникают правоотношения не только между аттестационной комиссией и аттестуемым, но и между аттестационной комиссией и руководителем соответствующего подразделения МВД РК.

   Обычно  выделяется две основные задачи аттестации:

   – установление соответствия сотрудника занимаемой должности (определение  уровня профессиональной подготовки);

   – присвоение вышестоящего звания либо назначение на вышестоящую должность (присвоение квалификационного разряда).

   С другой стороны, считается, что аттестация в более широком понимании  решает следующие основные задачи:

   – соблюдение на практике принципов организации службы ОВД РК;

   – обеспечение законности в системе  функционирования службы ОВД РК;

   – формирование профессионального кадрового  персонала ОВД РК;

   – выявление потенциальных возможностей сотрудника ОВД РК с целью повышения его по службе;

   – применение к сотрудникам ОВД  РК мер ответственности и стимулирования;

   – повышение дисциплины и ответственности  сотрудников ОВД РК;

   – обеспечение реального функционирования механизма продвижения сотрудников  ОВД РК по служебной лестнице;

   – поддержание стабильности ОВД РК;

   – стимулирование повышения квалификации и профессионализма сотрудников  ОВД РК;

   – предупреждение и борьба с правонарушениями и коррупцией в системе ОВД  РК.

   Фактически  в этом плане цели и задачи аттестации отождествляются с задачами реформирования политики ОВД РК в целом и направлены на повышение эффективности ее функционирования.

   Поскольку порядок аттестации закрепляется целым  рядом нормативных правовых актов, в юридической литературе выделяется правовой институт аттестации – система правовых норм, «регулирующих аттестационно-должностные отношения, складывающиеся при прохождении службы в ОВД РК в процессе осуществления деятельности по оценке деловых, личных и нравственных качеств, результатов их труда и действенному контролю за работой сотрудников в целях определения уровня профессиональной подготовки и соответствия сотрудника ОВД РК занимаемой должности в ОВД РК, решения вопроса о присвоении сотруднику следующего вышестоящего воинского звания (квалификационного разряда) и повышения эффективности управления».[15]

   Правила проведения аттестации лиц рядового и начальствующего состава органов  внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее - Правила), утвержденные приказом МВД РК от 11 октября 2003 года № 566, устанавливают следующую периодичность проведения аттестации. Ей подлежат лица рядового и начальствующего состава органа внутренних дел и военнослужащие внутренних войск МВД Республики Казахстан (далее - сотрудники) по истечении каждых последующих трех лет пребывания на службе в органах внутренних дел, не позднее шести месяцев со дня наступления указанного срока. Сотрудники, поступившие на службу впервые или с перерывом стажа службы, проходят аттестацию по истечению одного года непрерывного пребывания на службе в вышеуказанные сроки. Пребывание на службе в системе правоохранительных органов считается непрерывным, когда со дня увольнения сотрудника со службы в системе правоохранительных органов и до дня его приема на службу в системе правоохранительных органов не прошло трех месяцев, при условии отсутствия у него за указанный период трудовых отношений с иными юридическими (за исключением государственных органов) и физическими лицами.

   По  Правилам проведения аттестации от 2003 года не подлежат аттестации сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел менее одного года, кроме случаев  выдвижения на вышестоящую должность  или на учебу, а также женщины из числа лиц рядового и начальствующего состава в период их беременности и ухода за детьми в возрасте до 1,5 лет. Они аттесуются не ранее, чем через год после выхода их на службу.[16]

   Д.М. Овсянко считает, что механизм аттестации включает в себя следующие этапы:

   1. Подготовка аттестации (разработка  принципов и методик проведения  аттестации; организация разъяснительной  работы среди сотрудников о задачах аттестации и порядке ее проведения; ознакомление каждого сотрудника, подлежащего аттестации с "Положением"; утверждение количественного и персонального состава аттестационной комиссии).

   2. Проведение оценки и осуществление  контроля над работой сотрудников.

   3. Принятие решений соответствующим  руководящим органом или руководителем  по результатам аттестации.

   4. Разрешение возникших споров, связанных  с проведением аттестации, и ее  результатами.

   5. Подведение итогов аттестации.

   6. Распространение передового аттестационного опыта.[17]

   На  наш взгляд, последний этап собственно выходят за пределы аттестации конкретного  сотрудника, а охватывают деятельность соответствующих органов после проведения аттестации. Очевидно, указанный автор исходит из широкого ее понимания.

   В свою очередь, аттестация в ОВД РК включает в себя ряд последовательных этапов:

   1) подготовка к проведению аттестации;

   2) тестирование сотрудника, подлежащего  аттестации;

   3) собеседование с сотрудником,  проводимое аттестационной комиссией;

   4) вынесение решения аттестационной  комиссии.

   Подготовка  к проведению аттестации состоит  из следующих мероприятий:

   – подготовка необходимых документов аттестуемых;

   – разработка графика проведения аттестации;

   – определение состава аттестационных комиссий;

   – организация разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации;

   – согласование сроков и места проведения тестирования.

   Кадровая  служба один раз в течение шести  месяцев определяет сотрудников, подлежащих аттестации. По ее представлению руководство  органа издает приказ, которым утверждается список сотрудников, подлежащих аттестации, устанавливаются сроки проведения аттестации и состав аттестационной комиссии, а также график его проведения. Кадровый аппарат должен письменно уведомить сотрудника о сроках проведения аттестации не позднее месяца до начала ее проведения. Непосредственный начальник сотрудника, подлежащего аттестации, оформляет служебную характеристику, по утвержденной форме и направляет ее в кадровую службу.

   Служебная характеристика должна содержать объективную, обоснованную оценку профессиональных, личностных качеств и результатов  служебной деятельности аттестуемого сотрудника за период, состоящий из его трех летнего непрерывного пребывания на службе в органах внутренних дел и срока, прошедшего после этого в соответствии с настоящими Правилами до проводимой аттестации.

   Кадровая  служба обязана ознакомить сотрудника с представленной на него служебной характеристикой в срок не позднее, чем за три недели до заседания аттестационной комиссии. Сотрудник вправе заявить о своем несогласии с представленной на него служебной характеристикой и предоставить в кадровый аппарат информацию, характеризующую его.

   На  аттестуемого сотрудника кадровой службой  оформляется аттестационный лист по установленной форме. Кадровая служба направляет собранные аттестационные материалы в аттестационную комиссию[18].

   Что касается ОВД РК, то многолетняя  сложившаяся практика, с учетом специфики  службы в правоохранительных органах  отмечает, что оценивать аттестуемого должен его непосредственный руководитель (вышестоящий), т.к. именно он полностью отвечает за сотрудника.

   Давать  оценку сотруднику должна аттестационная комиссия. Вот почему особое значение приобретает вопрос о ее формировании. Она создается Министром внутренних дел, Командующим внутренними войсками МВД, начальниками Главных управлений внутренних дел, Управлений внутренних дел областей, городов Астаны и Алматы и на транспорте, учебных заведений МВД по представлению кадровой службы и состоит из членов и секретаря комиссии в количестве не менее пяти человек. Из числа членов аттестационной комиссии назначается председатель. Аттестационная комиссия для проведения аттестации сотрудника, занимающего должность руководителя органа, создается должностным лицом, имеющим право его назначения на эту должность. В зависимости от особенностей функциональных направлений работы государственного органа может быть создано несколько аттестационных комиссий. Председатель аттестационной комиссии и ее члены должны занимать такую же или более высокую должность, чем сотрудники подлежащие аттестации. В состав аттестационной комиссии включаются руководители различных подразделений, представители кадровой и юридической служб. Члены аттестационной комиссии проходят аттестацию на общих основаниях[19].

   Заседание аттестационной комиссии считается  правомочным, если на нем присутствовали не менее двух третей ее состава. Результаты голосования определяются большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим.

   Аттестационная  комиссия проводит аттестации в присутствии  аттестуемого сотрудника. Сотрудники, отсутствовавшие на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам, проходят аттестацию после выхода на работу. В случае неявки сотрудника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин дважды, комиссия вправе принять решение о проведении аттестации в его отсутствие на основе имеющихся материалов.

   Аттестация, проводимая в органах внутренних дел, будет более эффективной, если руководители будут воспринимать ее, прежде всего, как весьма важный фактор контроля профессиональных качеств  каждого работника. При ее качественном и объективном проведении она будет способствовать повышению эффективности работы и укреплению трудовой дисциплины в коллективе. Необходимо, чтобы индивидуальные собеседования руководителей со своими подчиненными носили регулярный характер и проводились не только в период аттестации.

   К аттестации сотрудников могут по решению председателя аттестационной комиссии привлекаться эксперты.

   На  основании изученных материалов, после собеседования с аттестуемым  при прохождении тестирования оценки не ниже порогового значения, устанавливаемых  для данной категории должностей (далее - пороговое значение), комиссия правомочна принять одно из следующих решений:

   1) аттестован и рекомендуется для  зачисления в кадровый резерв  для занятия должности вышестоящей  категории;

   2) соответствует занимаемой должности;

   3) подлежит повторной аттестации;

   4) не соответствует занимаемой  должности и рекомендуется к  понижению в должности;

   5) не соответствует занимаемой  должности и рекомендуется к  увольнению из органов внутренних  дел. 

   Принятие  аттестационной комиссией решения о несоответствии занимаемой должности с рекомендацией об увольнении является отрицательным результатом аттестации.

   Решение аттестационной комиссии принимается  открытым или тайным голосованием. Способ голосования избирается по усмотрению аттестационной комиссии. Проходящий аттестацию сотрудник, входящий в состав аттестационной комиссии, в голосовании относительно себя не участвует.

Информация о работе Правовые аспекты управления наемным персоналом