Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:58, отчет по практике
Туристическая фирма "УФА-ТУР" работает на туристическом рынке с 2001 года. Основные направления: отдых на побережье - в России, Турции, Египте, ОАЭ, Греции, Болгарии, Тайланде, экскурсионные туры по России и странам Европы с авиаперелетом, ж/д переездом и автобусные, туры на отдых и лечение в санатории республики и других регионов, отдых на островах, вылет из Уфы.
11. Разрабатываем (или корректируем) Положение по развитию и обучению персонала.
Действительно развитие организации не возможно без развития и профессионального роста персонала.
В Положении необходимо описать основные принципы развития организации: как мы будем определять количественную и качественную потребность в обучении; какие формы обучения будем использовать; как будем оценивать результативность обучения; кто будет финансировать обучение и т.д.
Качественную и количественную потребность в обучении работников можно определять следующими методами:
- Анализ информации о работниках (стаж работы, рабочий опыт, базовое образование, участие в программах обучения и курсах повышения квалификации).
- Регулярная оценка рабочих результатов (аттестация). В ходе регулярной оценки рабочих результатов (аттестации) могут обнаружиться как сильные, так и слабые стороны в работе конкретного человека. После этого можно принимать решение о необходимости обучения и определение конкретной формы и содержания обучения.
- Анализ долгосрочных и краткосрочных планов компании и планов отдельных подразделений с целью определения того, какой уровень квалификации и профессиональной подготовки персонала необходим для их успешной реализации. Каким должно быть обучение (содержание, используемые методы), которое позволит работникам достичь требуемого уровня квалификации и профессиональной подготовки.
- Анализ несоответствий и предпринятых корректирующих действий. Проблемы организации, обусловленные плохой работой, нарушениями техники безопасности, неоправданно большими потерями рабочего времени и т.п., а также затраты, связанные с устранением несоответствий и их причин, также могут быть следствием недостаточной компетентности персонала.
- Сбор и анализ заявок на обучение персонала от руководителей подразделений.
- Предложения работников. Такая информация собирается при помощи опросов и анкетирования работников.
- Организация работы с кадровым резервом и работа по планированию карьеры. В процессе работы с кадровым резервом и при планировании карьеры работников получают дополнительную информацию о потребности разных категорий персонала в обучении.
- Выявление факторов, оказывающих влияние на работу персонала. Например, изменение стандартов или введение новых программ часто требует дополнительного обучения.
Содержание, формы и методы обучения могут быть разные, но при этом должны учитываться не только потребности слушателей в развитии, приобретении новых знаний навыков, получении информации, необходимой для успешной работы, но и соответствие данного обучения целям и интересам организации:
- повышение квалификации
работников на курсах с
- семинары, школы, посещение выставок, обмен опытом работы с другими организациями;
- постоянно действующая система технической учёбы;
- самоподготовка;
-стажировка молодых
При формировании программы обучения
принимается во внимание, как установленная
потребность в компетентности персонала,
так и желание самих сотрудников повысить
свою квалификацию.
Получение дополнительного образования возможно:
По инициативе сотрудника – желание сотрудника получить знания, повысить квалификацию или пройти переподготовку, не учитывающее служебной необходимости и профиля выполняемой работы.
По взаимной инициативе сотрудника и организации - желание сотрудника получить знания, повысить квалификацию или пройти переподготовку, учитывающее служебную необходимость и профиль выполняемой работы.
По инициативе организации – служебная необходимость, вызванная организационными, штатными и другими изменениями или выраженная в требованиях к образованию и квалификации по занимаемой должности.
В Положении по развитию и обучению персонала устанавливаются так же приоритеты (кого в первую очередь целесообразно обучать) и источники финансирования (полная или частичная оплата компанией или обучение за счет сотрудника и т.д.)
Для выяснения того, в какой степени были достигнуты цели обучения, обязательно необходимо описать, как будет проводиться оценка результативности учебных программ и форм обучения.
- Уровень реакции обучающихся работников – выясняется мнение обучающихся о той учебной программе, в которой они приняли участие (как они оценивают пользу от обучения, понравилась ли программа и т.д.). Данные, собранные при помощи данного анкетирования, используются при оценке и выборе поставщиков – обучающих организаций при анализе результативности участия работников в данной форме обучения и целесообразности сотрудничества с организацией, предоставляющей данные учебные услуги, а так же выявления наиболее эффективных форм обучения для различных категорий персонала и т.п.
- Уровень усвоенных знаний и навыков – для анализа качества обучения работнику, прошедшему обучение, может быть назначен квалификационный экзамен или тестовые испытания, для определения объема и качества усвоенного материала. Данному испытанию в обязательно подвергаются работники, которые были направлены на повышение квалификации или обучение по рекомендации аттестационной комиссии по итогам проведенной аттестации.
- Оценка изменения профессионального уровня и поведения работника, прошедшего обучение – выявление того, в какой степени в процессе выполнения работы используются знания и навыки, полученные в ходе обучения. В данном случае учитываются любые изменения в поведении работника, способствующие эффективной работе: получение конкретных знаний (учебный результат), позитивный настрой, повышение профессиональной мотивации, преодоление устаревших устойчивых стереотипов мышления, повышение сплоченности коллектива и т.п.
- Изменение результатов деятельности работника, прошедшего обучение – оценка влияния проведённого курса обучения на результаты деятельности отдела и организации в целом. Для анализа данного влияния, начальником подразделения производится сравнение производственных результатов деятельности подразделения за период, предшествующий обучению и период, после прохождения работником обучения по определенной учебной программе. Данная оценка наиболее применима при наличии определенных критериев, которые послужили причиной направления работника на обучение для повышения квалификации по данному конкретному вопросу, в частности, когда работник направляется на обучение для введения каких-либо преобразований (нововведений) в деятельности подразделения или компании в целом.
Все данные, полученные при
оценке результативности обучения, собираются,
систематизируются и
3.2.2 Разработка диагностики мотивации и потребностей сотрудников на обучение как одна из функций группы обучения и развития персонала.
В практике часто встречается следующая ситуация, когда компания стабильная и сложившиеся, сотрудники взрослые люди, долго работают на одном месте, и в компании в силу объективных причин нет условий для особого карьерного роста и развития сотрудников, бывает очень трудно найти те факторы, которые стимулировали бы и заинтересовали сотрудников на обучение. В таких случаях очень важно до разработки и внедрения системы обучения провести предварительно диагностику мотивации сотрудников на обучение для выявление потребностей сотрудников и внесения соответствующих изменений в систему мотивации в компании. Это позволит стимулировать сотрудников на обучение, придать значимость этому процессу в глазах персонала.
Лучше для проведения диагностики
мотивации сотрудников
Далее опишем диагностику потребностей в обучении.
Всегда нужно помнить, что диагностика должна быть комплексной и включать в себя не только диагностические анкеты и опросники, но и интервью с руководителями компании, подразделений и сотрудниками отделов. При разработке программы диагностики важно учитывать не только списки компетенций, но и планы перспективного развития компании, цели и задачи бизнеса.
Представим процесс
Рисунок 3.3 - Процесс диагностики мотивации сотрудников на обучение
3.2.3 Разработка аспектов
программ обучения и
Далее представим разработку концепции и утверждение системы обучения в компании.
Система обучения в компании создается не на один год, поэтому при ее разработке важно учитывать возможность ее дальнейшего развития и модификации.
Поэтому она должна быть комплексной и строиться на принципах развивающего и многоэтапного обучения всех категорий сотрудников. Также важно учитывать особенности обучения разных категорий сотрудников.
В системе обучения должны быть:
Далее представим некоторые аспекты разработки программ обучения и составление плана обучения сотрудников на год.
При составлении планов обучения сотрудников на год важно обратить внимание на то, чтобы этот план был сбалансирован между разными подразделениями и учитывал распределение бюджета на обучение на год. Важно, чтобы периодичность обучения для сотрудников одного подразделения была не чаще 1 раза в 3 месяца, чтобы не перегружать сотрудников и дать им возможность хорошо усвоить и начать применять навыки, полученные на предыдущем обучении. Необходимо обратить внимание на процедуры поддержки и оценки выживаемости знаний и навыков между обучениями.
Опишем выбор и утверждение преподавателей, тренеров или консалтинговых компанией для проведения обучения.
Выбор преподавателей для проведения обучения или провайдера тренинговых услуг - это всегда комплексная проблема и зависит от нескольких факторов.
Прежде всего, необходимо
определиться с объемом программ
обучения и тем количеством сотрудников
по отделам, которое необходимо обучить.
Оптимальным является комплексный подход
к выбору того, кто будет проводить обучение.
Для подготовки стажеров, проведения
первичного обучения продукту и ассортименту
услуг компании, адаптационных программ
логичнее использовать ресурс внутренних
преподавателей (институт которых предстоит
создать с соответствующей
Для большого количества сотрудников, нуждающихся в проведении обучения по типовым программам (например, продавцы сети розничных магазинов или менеджеры отделов продаж в офисах , другие менеджеры среднего звена) целесообразнее использовать ресурс внутреннего тренера, если необходимо то и нескольких.
Для обучения нескольких сотрудников из отделов каким-то узким специальным знаниям (например, бухгалтеров, рекламщиков, маркетологов и др.), не требующих поголовного обучения, лучше использовать ресурс внешних провайдеров. Посылать таких (отдельных) сотрудников на открытые тренинги по заранее составленному на год плану обучения, а далее использовать систему каскадного обучения.
В систему каскадного обучения будет входить следующее:
Таким образом, достигается экономия денежных средств; достаточно широкий охват сотрудников, заинтересованных в получении данных навыков; выработка у прошедших обучение на открытом тренинге сотрудников (чаще всего это руководители отделов или наиболее квалифицированные сотрудники) навыков преподавания, чтобы затем использовать их ресурс, как внутренних преподавателей.
Для обучения топ - менеджеров и руководителей подразделений компании лучше использовать ресурс внешних провайдеров обучения (как в открытом, так и в корпоративном формате), так как они вряд ли, да это и нецелесообразно, пойдут учиться к внутреннему тренеру.
Информация о работе Практика в туристической фирме «Уфа-Тур»