Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:00, курсовая работа
Если сравнить менеджера с капитаном корабля, то становится более ясной проблема выбора пути. Куда плыть? Ответ на этот вопрос дает стратегический менеджмент (стратегическое управление и планирование).
В табл. 4 противопоставлены
такие характеристики выпускаемого
товара, как "рост спроса " и "доля
рынка". Ясно, что высокий рост
соответствует ранней стадии жизненного
цикла товара, а низкий - поздней
стадии. Обычно высокая доля рынка
сигнализирует о
5.3. Методы списка и суммарной оценки
Инструментами
стратегического планирования являются
также метод проверочного списка
и метод оценки по системе баллов.
Первый из них весьма прост. Выделяется
некоторое количество "факторов
успеха" и всем рассматриваемым
проектам даются оценки (например, с
помощью комиссии экспертов) по этим
факторам. Например, в табл.5 представлен
бланк проверочного списка для проектов,
состоящих в организации
Табл.5. Пример проверочного списка
|
Обратите внимание, что оценки даются в качественном виде (измерены в порядковой шкале). Любая количественная определенность была бы при подобных оценках лишь иллюзией.
Целесообразно разделить факторы на "обязательные", "необходимые" и "желательные", т.е. ввести веса факторов, выраженные в качественном виде. Правило принятия решения может иметь вид: "Форсируй планирование тех стратегий типа "продукт-рынок", при которых все обязательные факторы и по меньшей мере два необходимых соответствуют оценке "хорошо".
Методу проверочного списка, в котором как оценки отдельных факторов, так и веса факторов и способы принятия решений имеют качественный характер, соответствует количественный двойник - метод суммарной оценки.
Конечно, с числами оперировать гораздо легче, чем с качественными оценками. Недаром математики обычно рвутся "оцифровать" качественные факторы и веса. Но при этом, как мы знаем из теории измерений (см. раздел 3 данной главы), в окончательные выводы может быть внесен субъективизм, связанный с выбором способа "оцифровки" качественных оценок и весов. Обратите внимание в связи со сказанным на раздел "Догма одномерности" в главе "Принятие управленческих решений", в котором, в частности, даны рекомендации по снижению субъективизма в выборе весов факторов в единой суммарной оценке.
Рассмотрим условный пример по вычислению и использованию единой суммарной оценки. Пусть оценки факторов 1 и 2 для продуктов А и Б даны в табл.6 (для простоты изложения мы опускаем способы получения численных значений в табл.6 и не рассматриваем погрешности этих значений).
Табл. 6. Метод суммарной балльной оценки
|
Для получения суммарной оценки необходимо знать веса факторов. Пусть фактор 1 оценивается экспертами как вдвое более важный, чем фактор 2. Поскольку сумма весов факторов должна составлять 1, то вес фактора 1 есть 0,67, а фактора 2 - 0,33.
Суммарная оценка по продукту А равна
0.67 х 40 % + 0,33 х 50 % = 26,8 % + 16,5 % = 43,3 % ,
а суммарная оценка по продукту Б равна
0.67 х 90 % + 0,33 х 20 % = 60,3 % + 6,6 % = 66,9 % .
Однако получение суммарных оценок - только этап процесса принятия решений. Нужен еще критерий отбора - какими продуктами заниматься, а какими нет. Простейшая формулировка состоит в задании границы. Если суммарная оценка продукта больше этой границы, то связанная с ним работа по планированию продолжается, если же нет - он исключается из рассмотрения как малоперспективный. Если в рассматриваемом случае такая граница выбрана на уровне 55 %, то работа над продуктом А прекращается, а над продуктом Б - продолжается.
Отметим, что
принятие решения на основе границы
несколько снижает влияние
0.67 х 50 % + 0,33 х 60 % = 33,5 % + 19,8 % = 53,3 % ,
т.е. общее решение не меняется, продукт А остается среди малоперспективных.
5.4. Менеджер- главное лицо в перспективном планировании
Если прогнозирование
- научно-исследовательская
Однако все эти простые или хитроумные компьютерные приемы - лишь подспорье для менеджера. Именно он несет ответственность за судьбу фирмы, и именно на свое знание дела, на свою интуицию он должен полагаться при принятии решений в стратегическом менеджменте.
Вопросы для повторения
Расскажите о пирамиде планирования в стратегическом менеджменте,
Сравните стратегический и оперативный менеджмент
Расскажите об измерениях в порядковой шкале.
Чем отличаются шкала интервалов и шкала отношений?
Какими средними величинами можно пользоваться в обычно применяемых шкалах измерения?
Чем метод средних арифметических рангов отличается от метода медиан ?
Расскажите о содержании и использовании матрицы портфеля Бостонской консалтинговой группы.
Чем отличаются методы списка и суммарной оценки ?
Список литературы
Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 256 с.
Орлов А.И. Устойчивость
в социально-экономических
Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 512 с.
Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 800 с.
Маниловский Р.Г. Бизнес-план. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 160 с.
Курач Л.А., Лепе
Л.Н., Семенов П.М. Разработка бизнес-плана
предприятия. - М.: Республиканский
Багриновский К.А., Бусыгин В.П. Математика плановых решений. - М.: Наука, 1980. - 224 с.
Деловое планирование: Методы. Организация. Современная практика. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 368 с.
Стратегическое планирование и управление. Учебное пособие. - СПб.: 1997.
Артамонов Б.В. Стратегический менеджмент. - М.: 1997.
Буров В.Н. и др. Стратегическое управление фирмами. Моделирование. Практикум. Деловые игры. - М.: 1997.
Фатхутдинов Р.А.
Стратегический менеджмент. - М.: 1997.
• каковы мотивы покупки и потребления товара?
• каковы потребительские предпочтения, обычаи, мода?
•
каковы вероятные изменения мотивации
потребителей? Исследование мотивов
покупки предполагает определение
ценности продукта для потребителя.
С точки зрения маркетинга покупатель
приобретает не продукт, а возможность
удовлетворения определенной потребности,
своеобразную ценность, в качестве
которой может выступать
С другой стороны, производитель создает и продает продукт, а не ценность. Если ожидаемая ценность продукта не удовлетворяет потребителя, то этот продукт не будет пользоваться спросом. Поэтому производитель и должен стремиться определить, в чем заключается ожидаемая ценность товара для разных групп покупателей.
Ошибка менеджеров может заключаться в том, что они думают, будто знают ответ. Часто считается, что ценность – это качество продукции и ее цена. Однако что касается цены товара, то здесь не все так просто. Мировая практика менеджмента имеет немало примеров, когда фирма повышала цену на свою продукцию и тем самым увеличивала сбыт. Поэтому важнейшая задача менеджмента заключается в расчете такой цены, которая соответствует ценности продукта для покупателя.
Выявление неудовлетворенных нужд и потребностей. Здесь фирмы должны искать ответы на такие вопросы:
• удовлетворены ли потребности покупателей?
• существуют ли проблемы у потребителей?
Для
выявления неудовлетворенных
Считается, что получить нового потребителя – большая победа для фирмы. «Люди ожидают вполне определенной реакции бизнеса (на свои потребности), и, когда фирма делает что-либо превосходящее их ожидания, она переходит важный психологический порог в их сознании».
Практика
свидетельствует, что поведение
покупателей существенно
Можно выделить несколько основных целей сегментации рынка:
1.
Определить наиболее важные
2. Улучшить понимание изучаемого явления.
3.
Повысить эффективность
• определение характеристик или критериев, на основании которых рынок разбивается на сегменты;
• практическое использование рыночной сегментации в деятельности фирмы.
Задача определения рыночных сегментов трудна, так как существует множество путей деления рынка. Наиболее общими группами критериев сегментации потребителей являются:
• географические критерии (мировой рынок, российский, областной и т.д.);
• социально-демографические (пол, возраст, образование, уровень дохода, семейное положение, социальный статус и др.);
Информация о работе Практические аспекты стратегического менеджмента