Построение и анализ организационных структур фирм на примере ОАО АК «БайкалБанк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проанализировать существующую организационную структуру ОАО АК «БайкалБанк», выявить достоинства и недостатки, разработать мероприятия по усовершенствованию оргструктуры и улучшению деятельности данного объекта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Разработка организационной структуры фирмы……………………………….5
1.1. Понятие и принципы построения организационных структур……………...5
1.2. Виды организационных структур управления, принципы проектирования структуры управления………………………………………………………………9
2. Анализ организационной структуры ОАО АК «БайкалБанк»………………..13
2.1. Предмет и цели деятельности ОАО АК «БайкалБанк»
2.2. Анализ существующей организационной структуры ОАО АК «БайкалБанк»……………………………………………………………………….16
3. Совершенствование организационной структуры управления ОАО АК «БайкалБанк»……………………………………………………………………….30
3.1. Оптимизация оргструктуры…………………………………………………...30
3.2. Мероприятия, направленные на улучшение деятельности ОАО АК «БайкалБанк»…………………………………………………………………...…..35
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

Курс.раб. Менеджмент Построение и анализ организационных структур фирм.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

          Среди принципов организации банков можно выделить и принцип иерархии властных полномочий его отдельных подразделений.  Существуют два эшелона власти: высшее звено управления и прочие подразделения банка.  К высшему звену относятся   Совет банка, Правление банка, ревизионная комиссия, различного рода комитеты, объединяющие наиболее квалифицированную часть банковского персонала и решающие наиболее принципиальные вопросы банковской системы. Ко второму эшелону в системе соподчинения подразделения банка по отношению друг к другу относятся все другие управления (отделы), занятые обслуживанием клиентов, выполнением других работ. 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Совершенствование  организационной  структуры управления

     ОАО АК «БайкалБанк»

     3.1. Оптимизация оргструктуры

     Совершенствование системы управления коммерческим банком должно осуществляться по различным направлениям, в частности, с позиции более полной реализации функций управления, применительно к каждому виду объектов управления, путем разработки и реализации методов контроллинга и др.

     В первую очередь, указанную проблему необходимо решать посредством более полной реализации всех основных функций управления: планирования, организации, координации, регулирования, стимулирования, учета и контроля.

     Как показывает практика, большинство кредитных  учреждений не уделяет должного внимания вопросам планирования. Следствием этого являются: отсутствие у многих банков четких программ развития, низкий уровень финансового планирования, неэффективная организационная структура, несовершенство внутренних процедур выполнения банковских операций, низкий уровень внутреннего контроля и т. п.

     Тот факт, что основная часть банков не уделяет должного внимания разработке системы стратегического планирования своей деятельности, приводит к тому, что подразделения банка работают в соответствии с собственными представлениями о стратегии, в результате чего нередко возникают конфликты, даже в определении задач и приоритетов. Для подобных банков неэффективность деятельности объясняется также тем, что органы управления банка не могут сконцентрировать силы коллектива на реализации выработанной стратегии. Успешное развитие хозяйствующего субъекта любой организационно-правовой формы в условиях конкурентного окружения во многом зависит от уровня разработки обоснованных и осмысленных стратегий, которые через реализацию тщательно разработанных и формализованных процедур управления должны воплощаться в жизнь.

      

     При решении вопросов планирования деятельности банка необходимо опираться на глубокий анализ внешней среды, конъюнктуры  финансовых рынков, а также всесторонний анализ финансового состояния самого банка для изучения его потенциальных возможностей. При этом в процесс планирования должны быть вовлечены все уровни управления - от менеджеров отдельных функциональных подразделений до высших органов управления банком, включая совет директоров.

     Исключительно важной функцией управления является организация, т. е. распределение и  координация трудовых функций, необходимых  для достижения поставленных целей. От того, как организован банк, какова его организационная структура управления, каковы отношения между руководителем и подчиненными, во многом зависит эффективность его деятельности.

     Постоянно меняющиеся рыночные условия, усиление конкуренции, усложнение банковских технологий, укрупнение банковских учреждений требуют применения адаптивных организационных структур, которые по сравнению со структурами функционального типа легче приспосабливаются к нестабильным условиям внешней среды. Важной особенностью адаптивных оргструктур является то, что они основаны на разделении труда не по функциональному признаку, а в соответствии с видами банковских продуктов. Организуясь таким образом, банк сосредоточивает основное внимание на определенных группах клиентов, что позволяет ему с максимальной эффективностью удовлетворять их целевые запросы.

     По  мере развития коммерческого банка, его укрупнения, увеличения количества предоставляемых банковских услуг  для обеспечения управляемости  банка необходимо решительно отказываться от строгой централизации в принятии управленческих решений путем делегирования прав и полномочий работникам низшего звена. Децентрализация управленческих функций способствует существенному росту их эффективности, вместе с тем, значительно повышает требования к организации самого процесса управления и особенно к усилению внутреннего контроля.

     Несмотря  на то, что изменение организационной  структуры любого банка, а тем  более крупного - весьма сложный  и болезненный процесс, данное обстоятельство не должно служить препятствием для  перехода к новым, более прогрессивным оргструктурам. Использование устаревших организационных моделей неизбежно ведет к потере эффективности, а может привести, в конечном счете, к банкротству.

     Решение задач совершенствования системы  управления банком требует также  особого внимания к повышению эффективности функционирования каждого объекта управления. Это должно осуществляться за счет совершенствования управления финансами (капиталом банка, активами и пассивами, ликвидностью, банковскими рисками и т. п.), персоналом банка, информационными потоками и т. д. В то же время здесь важно осознавать опасность однобокого, несбалансированного подхода к управлению капиталом банка, операциями по привлечению и размещению ресурсов, в этой связи необходимо уделять особое внимание организации четкой координации действий на всех участках банковской деятельности.

     Банк  не сможет успешно развиваться, если не будет обеспечивать расширение перечня  предоставляемых банковских продуктов  и услуг, позволяющих наращивать ресурсную базу, привлекать новых  клиентов, сохранять прочные позиции в конкурентном окружении. При этом необходимо помнить, что создание новых продуктов требует глубокой, системной проработки: экономической эффективности, организационного и кадрового обеспечения.

     Совершенствование управления банковской деятельностью, для которой характерен повышенный риск, невозможно без развития особых механизмов принятия решений, позволяющих управлять влиянием фактора риска. Таким механизмом является система управления банковскими рисками, позволяющая руководству банка выявлять банковские риски, оценивать их, соизмерять с ожидаемой доходностью, снижать их до оптимального уровня.

     В рамках управления персоналом необходимо уделять особое внимание решению  вопросов подбора квалифицированных  кадров, оценки качества их работы, обеспечению необходимой мотивации их труда, подготовке и переподготовке менеджеров и служащих банка. Важнейший из принципов управления персоналом состоит в том, что руководитель только тогда обеспечит успех в деятельности банка, когда сумеет привести своих сотрудников к их личным успехам и достижениям через реализацию целей банка.

     Одна  из проблем, которую банки должны своевременно решать, заключается в  необходимости отстранять отдельных  менеджеров от должности за низкое качество управления или нечестность в связи с возникновением конфликта интересов. Нечестность служащих нередко является одной из главных причин краха банков. Именно поэтому в кредитной организации должна быть разработана политика в области конфликта интересов, которая обеспечивала бы эффективное регулирование взаимоотношений между банком, как юридическим лицом, и его персоналом. В рамках этой политики, в частности, необходимо четко обозначить процедуры получения потребительских кредитов сотрудниками банка, процедуры по работе с конфиденциальной информацией, запреты на использование внутренней информации для осуществления операций с ценными бумагами, ограничения на принятие подарков, услуг и других ценностей от клиентов или партнеров банка. Политика в отношении этики и конфликта интересов должна четко определять действия, которые необходимо предпринимать в случае нарушения этического кодекса. В контрактах по найму персонала должны быть четко сформулированы полномочия исполнительных органов банка, в соответствии с которыми им предоставляется законное право отстранять от должности ответственных лиц в связи с возникновением конфликта интересов.

     В банке должна быть разработана эффективная  система повышения квалификации персонала, предоставляющая его  сотрудникам возможность профессионального роста. Программы профессионального роста служащих банка должны включать обязательное теоретическое обучение в сочетании с практической деятельностью, возможность обучения с отрывом от работы и последующим возвращением в банк, периоды обязательной стажировки в качестве специалистов в различных службах банка, в его филиалах.

     Серьезное внимание должно уделяться развитию информационных систем, обеспечивающих процесс управления информацией, необходимой  для эффективного управления банковской деятельностью. Управленческие информационные системы должны на качественно новом интеллектуальном и техническом уровне решать задачу интеграции протекающих в банке разрозненных процессов в единую логически стройную систему, обеспечивающую комплексной информацией все звенья управленческого аппарата банка для более полной реализации всех управленческих функций, включая функцию внутрибанковского контроля.

     Совершенствование системы управления банком должно осуществляться также через реализацию системы  контроллинга, являющейся, как показывает опыт экономически развитых стран, эффективным инструментом управления деятельностью предприятий, основывающейся на конкретных условиях рынка, учитывающей его неопределенность, стихийный характер, резкие изменения. Контроллинг интегрирует учет, планирование, маркетинг в единую самоуправляемую систему, в которой четко определяются цели и принципы управления, способы их реализации.

     Наконец, говоря о системе управления коммерческим банком, важно особо подчеркнуть, что совершенствование управления должно осуществляться с позиций системного подхода. В соответствии с этим подходом управление рассматривается как взаимодействие множества взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, обладающих определенными свойствами. В частном случае управление как система представляется в виде процесса взаимодействия субъекта и объекта управления, в котором реализуются идеи субъекта управления. Применительно к управлению коммерческим банком указанное взаимодействие есть не что иное, как совокупность и непрерывная последовательность целенаправленных и взаимосвязанных действий менеджеров по реализации управленческих функций, управлению активами и пассивами банка, его персоналом, ориентированного на достижение поставленных целей, и т. п.

     Таким образом, в условиях перехода России к рынку, сопровождаемого тяжелыми финансовыми кризисами, создание эффективной системы управления коммерческим банком, способной адекватно реагировать на быстро меняющиеся условия внешней среды, является актуальнейшей задачей, как для собственников банка, его менеджеров, так и для государства в целом. Без решения указанной задачи банковская система России не сможет эффективно функционировать, будет сдерживать развитие экономики, создавать потенциальную опасность дестабилизации не только экономического, но и общественного развития страны. 

     3.2. Мероприятия, направленные  на улучшение деятельности 

     ОАО АК «БайкалБанк»

     ОАО АК «БайкалБанк» существует 15 лет. На протяжении столь короткого времени Банк активно развивался и в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся банков Сибирского Федерального округа.

     Рассмотрев  организационную структуру «Байкалбанка», а также основные направления  совершенствования управления в  условиях коммерческих банков, можно  сделать вывод о том, что управление данным банком осуществляется достаточно эффективно. Однако возможно создание отдела стратегического планирования, что, несомненно, повысило бы эффективность управления данной организацией. В процесс планирования должны быть вовлечены все уровни управления, в том числе и совет директоров. Данный отдел должен будет проводить глубокий анализ внешней среды и анализ финансового состояния банка для изучения потенциальных возможностей, и учитывать полученные данные при решении вопросов планирования деятельности банка. Создание данного отдела поспособствует наличию четких программ развития и высокому уровню финансового планирования, а также сконцентрировать силы коллектива на реализации выработанной стратегии и, как следствие, повысить эффективность деятельности банка.

     Также следует внедрить систему информационной связи, охватывающую все звенья управленческого  аппарата банка. Данные информационные системы обеспечат процесс управления информацией, необходимой для эффективного управления банковской деятельностью. Управленческие информационные системы должны на качественно новом интеллектуальном и техническом уровне решать задачу интеграции протекающих в банке разрозненных процессов в единую логически стройную систему, обеспечивающую комплексной информацией все звенья управленческого аппарата банка для более полной реализации всех управленческих функций, включая функцию внутрибанковского контроля.

Информация о работе Построение и анализ организационных структур фирм на примере ОАО АК «БайкалБанк»