Понятие о принципах управления, общие и специфические принципы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:29, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент исторически возник одновременно с первым сознательным трудом человека. Необходимость организации последовательности деятельности, согласования деятельности людей при выполнении общей работы потребовала управленческих решений. Практическая потребность повлекла за собой выработку общих понятий, принципов, рекомендаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и принципы менеджмента………………………………..4-7
Глава 2. Научные подходы и принципы менеджмента………………………..8
2.1 Научные подходы менеджмента…………………………………………...8-9
2.2 Принципы менеджмента…………………………………………………10-14
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16
Приложение 1………………………………………………………………...17-18
Приложение 2………………………………………………………………...19-20

Работа содержит 1 файл

контр. раб. по Менеджменту.docx

— 30.87 Кб (Скачать)

     Введение 

     Менеджмент  исторически возник одновременно с  первым сознательным трудом человека. Необходимость организации последовательности деятельности, согласования деятельности людей при выполнении общей работы потребовала управленческих решений. Практическая потребность повлекла за собой выработку общих понятий, принципов, рекомендаций.

     Современный менеджмент – это область профессиональной деятельности, одна из базовых образовательных  дисциплин. Он обозначает функцию, а  также людей, её выполняющих, он указывает  на социальное и должностное положение, но в тоже время является названием  соответствующей учебной дисциплины и области научного исследования. Менеджмент способствует экономическому и социальному развитию. Оно и  есть его результат. Всюду, где заботились о развитии только экономических  факторов производства, особенно капитала, не добивались развития. В немногих случаях, когда находила применение энергия менеджмента, возникало  стремительное развитие. Иными словами, развитие – дело скорей человеческой энергии, чем результат экономического благополучия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность и принципы менеджмента 

     Существует  множество определений менеджмента, приведем некоторые из них:

     Менеджмент  – это самостоятельный вид  профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующих  в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

     Менеджмент  – это руководство не подчиненными и не институционной структурой (учреждением, коммерческой или некоммерческой фирмой, их отдельными подразделениями), а делом. Оксфордский словарь английского языка определяет термин «менеджмент» как способ, манеру обращения с людьми, власть и искусство управления, административные навыки, орган управления, административную единицу. Словарь иностранных слов переводит этот термин как управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.

     Автор современной концепции менеджмента  Питер Друкер (Peter F. Druker) так определяет значение менеджмента – «Генерирование человеческой энергии и придания ей направления есть задача менеджмента».

     В переводе со староанглийского языка  слово management означает искусство объезжать лошадей, но истоки его коренятся в латыни (лат. manus – рука). В оборот оно было введено в Англии в связи с промышленной революцией 18 – 19 вв., а затем распространилось по всему миру. 

     Данный  термин прочно вошёл в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное  русское слово «управление», когда  речь идет о руководстве деятельностью  рыночных субъектов (хозяйствовании). Такая деятельность в равной мере присуща и крупнейшим корпорациям  с сотнями тысяч работников, и  отдельным лицам, например организаторам  концертов, продавцам в системе сетевой торговли и т.п. В её рамках определяются направления и масштабы работы, осуществляются в её планирование, контроль, руководство людьми, их стимулирование.

     Но  менеджмент – это не просто хозяйственное  управление, а его особая разновидность, возможная только в условиях рынка, - управление предпринимательского типа. Он предполагает обусловленность действий руководителя не командами «сверху», а складывающейся ситуацией, право  и обязанность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за их результаты.

     Противоположностью  менеджменту является командное  управление, которое было присуще  отнюдь не только нашей стране (у  нас оно охватывало все уровни экономики, а в остальном мире ограничивалось отношениями внутри фирмы).

     Государственное управление не может считаться менеджментом. Оно не ориентируется на рынок, исключает  инициативу, свободу  принятия решений. Наиболее яркий его пример – руководство  военизированными подразделениями, где  любой приказ должен безоговорочно  выполняться, а в чрезвычайных условиях его нарушение может даже караться смертью.

     Возникновение менеджмента как особого вида деятельности было обусловлено развитием  рыночных отношений и появлением крупных предприятий с сотнями  и тысячами рабочих, которыми владельцы  уже не могли квалифицированно руководить. Они были вынуждены нанимать для  этого профессиональных управляющих, предоставлять им самыми широкими полномочиями и самостоятельность. Группы таких  людей получили наименование «менеджеры» (русская аналогия – «руководство»).

     Перед менеджментом как разновидностью практической деятельности стоят две главные  задачи:

  • тактическая (поддержание устойчивости функционирования организации и всех её элементов)
  • стратегическая (развитие и перевод её в качественно новое состояние).

       Эти задачи решаются в рамках  трёх видов менеджмента: 

     
  • общего (постановка целей, выработка стратегии, путей  развития, решения организационных  вопросов, контроль);
  • линейного (руководство текущей работой основного и вспомогательных подразделений);
  • функционального (управление решений общефирменных задач, планирование, научные исследования и прочее).

     В зависимости от периода, на который  ориентируется управленческая деятельность, выделяются текущий, опережающий (перспективный) и контролирующий менеджмент.

     Текущий обеспечивает поддержание параметров соответствующего объекта в рамках допустимых отклонений в реальном масштабе времени.

     Опережающий (перспективный) связан с прогнозированием, планированием и реализацией нововведений с учетом риска.

     Контролирующий  менеджмент нацелен на корректировку  и преодоление негативных последствий  принятых в прошлом решений.

     Менеджментом  также называется система знаний об управлении, которая возникла в  конце 19 века, а в начале 20 столетия сформировалась в самостоятельную науку, имеющую свой предмет, специфические проблемы и способы их решения.

     Предметом изучения менеджмента является особая разновидность организационных  отношений между людьми, имеющих  форму информационного обмена и  связанных с осуществлением руководства  деловыми и хозяйственными процессами. Это, например, отношения, связанные  с организацией основной, вспомогательной  и самой управленческой деятельности; постановкой целей и планированием;

 выдачей  распоряжений; координацией работы; контролем над ней и результатами; оценкой, вознаграждением за успехи; преобразованием.

     Менеджмент  как наука описывает и анализирует  эти отношения, выявляет факторы влияющие на них, направляет свои усилия на изучение природы управленческого труда, выявление условий его эффективности, установление причинноследственных связей в процессе принятия управленческих решений.

     Познание  закономерностей управления позволяет  максимально эффективно использовать их на практике, своевременно и качественно  руководить деятельностью хозяйствующих  субъектов, осуществлять её объективную  оценку, прогнозирование, оптимизацию  и комплексное совершенствование.

     В то же время менеджмент не дает готовых  рецептов, пригодных на все случаи жизни, ибо условия хозяйственной  деятельности, её  цели, задачи постоянно  меняются. Они учат думать, правильно  ставить вопросы и искать на них  ответы, формулировать основополагающие принципы управления и творчески  применять к конкретным ситуациям.

     Как наука менеджмент имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, привлекая  теоретические положения и практические рекомендации экономики, социологии, права, психологии, теории организации и  др.

[1, с.107-112]

 

2. Научные подходы и принципы  менеджмента 

     2.1 Научные подходы менеджмента

     Эффективность менеджмента, определяется, прежде всего, обоснованностью подходов и методов. Анализ теории практики управлениями различными объектами позволяет  установить применения к менеджменту, по Р.А. Фатхутдинову, 13 научных подходов: 

     1) Административный – регламентируются функции, права, обязанности, элементы систем менеджмента в нормативных актах.

     2) Воспроизводственный – ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами.

     3) Динамический – объект управления  рассматривается в диалектическом  развитии, в причинно – следственных  связях и соподчиненности.

     4)Интеграционный – устанавливаются взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы управления.

     5) Количественный – сущность данного подхода заключается в использовании количественных оценок при помощи математических, инженерных расчетов и т.д.

     6) Комплексный – учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты менеджмента.

     7) Маркетинговый – предусматривает управляющей подсистемы на потребителя.

     8) Нормативный – устанавливаются нормативы в управлении

     9) Поведенческий – заключается  в том, чтобы помочь работнику  осознать собственные возможности.

     10) Процессный – управление рассматривается как                                                         совокупность взаимосвязанных функций.

     11) Системный – любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов.

     12) Ситуационный – этот подход  предполагает, что применение различных  методов управления определяется  конкретной ситуацией.

13) Функциональный – сущность, состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для её удовлетворения.   [2, с. 52-55] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2   Принципы менеджмента 

         Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера.

     Таким образом, принципы управления можно  представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения  руководителей по осуществлению  управленческих функций.

     Впервые принципы рационального управления были сформированы в 1912 г. американским менеджером Г. Эмерсоном в книге « Двенадцать принципов производства».

     Однако  один из основоположников научной организации  труда, создатель «теории администрирования» А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов управления неограниченно. В связи с этим,  все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы – общие и частные.

     К общим принципам управления относятся  принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.

     Принцип применимости – менеджмент разрабатывает  своего рода руководство к действию для все работающих в фирме сотрудников.

     Принцип системности – менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних  и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры  и системы в целом.

     Принцип многофункциональности – менеджмент охватывает различные аспекты деятельности:: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

Информация о работе Понятие о принципах управления, общие и специфические принципы менеджмента