Понятие принципов управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 23:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать принципы современного менеджмента и дать их характеристику.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать место принципов менеджмента в системе управления;
Изучить развитие принципов менеджмента;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 91.27 Кб (Скачать)

 

 Цель школы: создание универсальных принципов управления, следование которым приведет организацию к успеху.

 Принципы управления Файоля:

 1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

 2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия — там возникает ответственность.

     3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к

достигнутым соглашениям  между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

     4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

     5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом, иметь одного руководителя.

     6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

     7. Вознаграждение персонала.  Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

     8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

     9. Скалярная цепь.  Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, — вниз, до руководителя низового звена. Выло бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

     10. Порядок.  Место — для всего и все на своем месте.

     11.Справедливость. Справедливость—это сочетание доброты и правосудия.

     12. Стабильность рабочего места для персонала.  Высокая текучесть

кадров снижает эффективность  организации. Посредственный руководитель,

который держится за место, безусловно, предпочтительнее, чем  выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

     13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

     14. Корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала.

 

 

2.3 Школа человеческих отношений и поведенческие науки (бихевиоризм) (1930-1950 гг.)

 

Несмотря на развитие школы  научного управления и классической школы такой элемент эффективности  организации, как человеческий фактор был не полностью осознан. В ответ  на это зародилось движение за человеческие отношения.

Представители: Элтон Мейо, А.Маслоу. Мейо проводя эксперимент  обнаружил, что четко разработанные  производительные операции и хорошая  заработная плата не всегда вели к  повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействие между людьми, часто превосходили усилия руководителей. Понять причины  этого явления помогли исследования А. Маслоу:

    • Физиологические потребности (вознаграждения);
    • Безопасность (охрана труда);
    • Принадлежность (к определенному кругу);
    • Признание (оценка общества);
    • Самореализация (идеи).

2.4 Современная школа менеджмента

 

Школа науки управления (1950-1990 гг.) базируется на теории принятия решений. Формирование школы связано с возникновением кибернетики и исследований операций. По своей сути исследования операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов разрабатывает модель ситуации. Модель - это форма представления реальности, упрощающая эту реальность, обеспечивающая понимание ее сложности. После создания модели ее переменным задаются различные количественные значения для того, чтобы уяснить состояние между ними. Ключевой характеристикой этой школы является замена совестных рассуждений моделями, параметрами и количественными значениями. Это все дает возможность применять ЭВМ к обработке этих данных.

а) Процессный подход к менеджменту. Процесс - это определенная совокупность действий, направленных на преобразование ресурсов, которые чаще всего выступают в виде продуктов и услуг.

Управление рассматривается как  процесс, т.к. работа по достижению цели с помощью других людей - это серия  непрерывных взаимосвязанных действий. Управленческие функции также являются процессами. А.Файоль выделил 5 функций  управления: планировать; организовывать; распоряжать-ся; контролировать; координировать.

Современная точка зрения позволяет  выделить следующие функции в  самом общем виде: планирование; организация; мотивация; контроль.

Эти функции определены связующими процессами: коммуникация и принятие решений.

б) Системный подход к менеджменту.

Теория систем впервые была применена  в точных науках и технике.

В конце 50-х годов принципы теории систем стали применяться в менеджменте.

Система - это некоторая целостность  состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад  в характеристики целого. Все организации  являются системами. Существуют: - закрытая система имеющая жесткие фиксированные  границы и действия, не зависимо от среды окружающей системы; открытая система характеризуется взаимодействием  с внешней средой.

Модель организации как открытая система: организация имеет входы - поступающие из внешней среды информация - капитал, человеческие ресурсы, материалы. В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в свои выходы (продукцию, услуги). Если система управления эффект, то входе в процесса преобразования образуется добавленная стоимость входов. В результате появляется прибыль увеличения доли на рынке, увеличение объема продаж и т.д.

в) Ситуационный подход к менеджменту.

Центральным моментом системного подхода  является ситуация т.е. конкретный набор обстоятельств оказывающих влияние на организацию в данное время. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь цели организации наиболее эффективно.

Обобщая вышеизложенное, следует  отметить, что в истории развития науки об управлении можно выделить четыре четко различимые школы, в  число которых входят: школа научного управления, административная школа, школа  психологии и человеческих отношений, а также современная школа. Вторая половина ХХ века характеризовалась увеличением управленческого контроля за всеми переменными бизнесами и это привело к разработке количественных подходов к принятию управленческих решений. Использование в управлении системного подхода облегчило задачу рассмотрения организаций в единстве их составных частей, не разрывало связанных с внешним миром, а это усилило значение, ситуационного подхода к управлению, который предполагает, что организация внутри предприятия есть ответ на воздействие со стороны среды. Все эти классические принципы управления стали основой для современных принципов менеджмента и применяются на современном этапе управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Основные принципы  менеджмента

 

Принципы управления весьма разнообразны. Классификация принципов  должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных  сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общей цели повышения  эффективности производства, социально-экономического развития.

К числу основных принципов  управления могут быть отнесены:

1) научность; 

2) системность и комплексность; 

3) единоначалие и коллегиальность; 

4) демократический централизм;

5) сочетание отраслевого  и территориального подхода в  управлении.

Принцип научности 

Этот принцип требует  построения системы управления и  ее деятельности на строго научных  основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития. Одно из противоречий принципа научности — противоречие теории и практики. Оно требует использования агрессивных научных идей (итогов научного познания — от явления к сущности, от сущности первого рода, менее глубокой, к сущности второго рода, более глубокой, и т. д., бесконечно). Однако необходимость организации процесса управления в конкретных условиях, для решения конкретных задач требует ограничения во времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными коллективами, максимального использования средств вычислительной техники. Другое важное противоречие принципа научности — единство и противоречие объективного и субъективного. Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремления человека. Таким образом, реализованный принцип неизбежно субъективирован. Отклонение процесса познания от объективной логики (субъективизм) возникает и проявляется в тем большей степени, чем больше сознание руководителей отходит от объективной логики развития природы, общества и мышления. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей проявления субъективизма. Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного синтеза, и прежде всего, комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технических и технологических наук экологии и в других областях.

Принцип системности  и комплексности 

Этот принцип требует  одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность  означает необходимость использования  элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего  охвата всей управляемой системы, учета  всех сторон, всех направлений, всех свойств. Например, это может быть учет всех особенностей структуры управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных и  т. д. Таким образом, системность  означает попытки структурировать  проблемы и решения по вертикали, комплексность — развернуть их по горизонтали. Поэтом системность более  тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность — к горизонтальным, координационным связям. Способности руководителей при этом могут существенно различаться, поскольку при этом предъявляются несколько различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим функциям.

Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности  в выработке решений 

Любое принимаемое решение  должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным  вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под  персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т. д.). Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность  за выполнение определенных и точно  очерченных работ. Так, в фирме вице-президенты по науке, производству, маркетингу и  другим направлениям несут полную ответственность  за соответствующий сектор деятельности фирмы. Проблема заключается в том, что перед любой фирмой могут  возникать качественно новые  задачи, решение которых не предусмотрено  регламентацией. В этом случае не только руководитель должен определить, кому может быть адресовано решение тех  или иных задач и выполнение тех  или иных работ, но и подчиненные  проявить разумную инициативу.

Принцип демократического централизма 

Этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального  сочетания централизованного и  децентрализованного начал в  управлении. На уровне государства  это соотношение между центром  и регионами, на уровне предприятия  — соотношение прав и ответственности  между руководителем и коллективом. Противоречивость принципа демократического централизма следует рассматривать  как существование, развитие, взаимопереход  полярных противоположностей демократии и централизма. При недостаточно благоприятных социально-экономических условиях и жесткости управления преобладая централизм. Он необходим в чрезвычайных условиях (ведение военных действий, экономический или политический кризис, этническая напряженность, нарушение норм морали и этики руководителями государства). Демократизм в управлении тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творчески является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией. Однако на практике зачастую одно преобладает над другим. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов — предприятий, банков, бирж принцип демократического централизма определяет не только степень самостоятельности отделений, филиалов, дочерних предприятий, но и степень их ответственности за выполняемые действия. Далее, принцип демократического централизма определяет степень самостоятельности и ответственности каждого должностного лица перед его руководителем. Таким образом, принцип демократического централизма по вертикали пронизывает все властные структуры управления.

Информация о работе Понятие принципов управления