Понятие принципов управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 23:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать принципы современного менеджмента и дать их характеристику.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать место принципов менеджмента в системе управления;
Изучить развитие принципов менеджмента;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 91.27 Кб (Скачать)
  1. Доступные цены

Главным в этом принципе является соотношение цена – качество.

3)      Ориентация на потребителя

- Основная миссия работы гостиницы должна быть выражена следующим слоганом: «Всегда вам рады».

- Месторасположение гостиницы должно являться выгодным и легкодоступным для гостей и постояльцев. В окрестностях гостиницы должны быть расположены магазины, кафе, парки и т.д.

- Предложение дополнительных услуг (международная телефонная связь, факс, Интернет, сауна, бассейн, солярий, массаж, прачечная, киоски, камера хранения, парковка, конференц-зал, и т.д.) выгодно выделяет гостиницу из ряда других и порой является для некоторых клиентов важным аргументом при выборе гостиничного предприятия.

- Наиболие удобна многоуровневая система обслуживания. Она позволяет удовлетворить любые запросы гостей: от краткосрочного экскурсионного пребывания или длительного и комфортного отдыха до организации массовых деловых и культурных мероприятий.

4)     Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности гостиницы в целом рассматривается  как неизменная цель.

Применение принципа "непрерывное  улучшение" проявляется через:

- использование согласующегося  подхода к непрерывному улучшению  во всей гостинице;

- установление целей по управлению  и измерению хода непрерывного  улучшения; 

- признание и подтверждение  улучшений.

- прежде всего, с целью повышения  уровня предлагаемых услуг в  гостинице проводят интенсивную реконструкцию номерного фонда.

-   постоянно совершенствуют формы обслуживания в ресторане.

- должное внимание должно уделятся вопросам персонала, в особенности контактного, и неважно, молодые это сотрудники или имеющие опыт работы, - главное, чтобы персонал был тактичен, предупредителен, проявлял новаторство, отзывчивость, ответственность при обслуживании клиентов.

  • 5) Позитивный подход

Хорошие результаты в работе можно только в одном случае, если человек настроен положительно:

    • к себе;
    • к коллегам;
    • к клиентам.

Одно из ключевых положений  – улыбайся! Самое главное следствие  из принципа «Позитивный подход».

  • 6) Порядок
  • Каждый работник в гостинице должен иметь свое рабочее место и находится на нем. Кроме того каждая работа и каждое выполнение задачи должны начинаться и заканчиваться наведением порядка: на столе, в компьютере, в голове.
  • 7) Принятие решений, основанное на фактах

Применение принципа "подход к  принятию решений на основе фактов" проявляется в следующих направлениях:

  •   обеспечение посредством анализа достаточной точности и достоверности данных и информации;
    • доступность данных для тех, кому она требуется;
  •   принятие решений и согласованных действий на основе анализа фактов, подтвержденных опытом и интуицией.

8) Поэтапность

Все задачи и работы должны решаться последовательно, шаг за шагом. Приветствуется жесткое и корректное выстраивание причинно-следственных связей в обсуждении вопросов, аргументации и решении задач.

9) Наличие норм  и расписаний

Этот принцип был сформулирован  еще Эмерсоном, но применяется и  на современном этапе в деятельности всех гостиниц. Здесь каждый работник действует в соответствии с нормами  и выходит на рабочее место  согласно своему расписанию.

10) Принцип иерархической  упорядоченности

Гостиница состоит из "семейства" расположенных друг над другом уровней  управления, отражая общую закономерность природы. Следовательно, организация  работников является многоуровневой, многоступенчатой, т. е. упорядоченной. Такая организация обычно и обозначается уже известным словом "иерархия". Главным представителем управляющего звена на предприятии является Генеральный  Директор.

Однако следует отметить, что некоторые принципы управления применяются не в полной мере или  не применяются вообще. К таким  принципам следует отнести:

13) Принцип оптимального  сочетания централизации и децентрализации  в управлении.

Во многих гостиницах складывается следующая ситуация: Заместители  директора – представители высшего  управленческого звена – занимаются координацией деятельности всех служб, находящихся в их подчинении, однако их работа не сосредоточена лишь на управлении. Они принимают непосредственно  решение всех вопросов, не советуясь  с нижестоящими сотрудниками, не прислушиваясь  к их мнению, не поощряя инициативы, не делегируя полномочий, действуя по принципу “я сам”. Директору приходится заниматься деятельностью уровня, который  менее соответствует его положению, то есть посещать время от времени  бар, ресторан, чтобы проверить, как  трудятся сотрудники. О делегировании  полномочий речь не идёт – директор предпочитает быть во главе всего, без  потенциальных кандидатов на его должность. Еще даже А. Файоль говорил: «Вопрос о централизации и децентрализации является простым вопросом меры. Необходимо найти степень ее, наиболее благоприятную для предприятия». На мой взгляд, децентрализация управления освобождает членов коллектива от постоянной докучливой опеки, эффективно стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности личностей. Рядовой работник выполняет задание с удвоенной энергией, если ему предоставляется хотя бы минимальная степень действительного контроля ситуации.

14) Принцип автоматического  замещения отсутствующего

Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих  служебных должностных инструкций и регулироваться формально.

15) Принцип соответствия

Определить соответствие работника занимаемой должности  — задача не из легких. Необходим  опыт и умение отделить профессиональные деловые качества от словесной мишуры и внешней помпезности сотрудника. Чаще всего люди пытаются откусить больший кусок, чем могут проглотить, ведь обычно человек весьма высокого мнения о своих способностях и  интеллекте. В общем, ситуация по найму  работников в гостинице довольно типична: всё решают связи и знакомства, а не профессионализм, желание работать, проявление инициативы, личные качества и т.д. Поэтому некоторые работники  просто не соответствуют занимаемой ими должности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Рекомендации по совершенствованию принципов управления на основе уже существующих

 

Анализируя применяемые  в гостиничной индустрии принципы управления, хотелось бы выделить также  свои собственные принципы, которые, на мой взгляд, можно было бы с  успехом применять в индустрии  гостеприимства7:

Целенаправленность предполагает, что управленческая деятельность должна быть направлена на достижение определенной цели, разрешение создавшихся проблем;

Плоская организация. Количество уровней должно быть минимальным; другими словами, организация должна быть как можно более "плоской", - хотя бы потому, что, согласно теории информации, "каждое дополнительное звено удваивает помехи и вдвое снижает ценность сообщения".

Каждый работающий должен иметь только одного "хозяина". Со времен римского права до нас дошла поговорка о том, что раб, у которого три хозяина, - уже не раб, а свободный человек. Согласно очень древнему правилу человеческих отношений, никто не должен "служить двум господам", а наличие нескольких начальников - это и есть "работа на нескольких господ"

Принцип «политики перемен». Сегодня много говорят об "инновационной деятельности". На мой взгляд, повышение уровня восприимчивости организации к нововведениям, даже при наличии соответствующих изменений в организационной структуре, еще не означает превращение ее в лидера перемен. Наоборот, это может только отвлечь внимание. Ибо подлинного лидера перемен отличают не только желание и способность создавать нечто абсолютно новое, но и желание и способность смело ломать сложившийся порядок, при этом необходима инициатива и желание самих работников. Исходя из этого можно сформулировать следующий принцип— мотивация персонала. Механизм по внедрению новых проектов и идей может выглядеть следующим образом: на одну страницу выписать новые перспективные возможности, а на другую страницу— фамилии самых надежных и опытных сотрудников. Затем каждого из сотрудников назначить руководителем того или иного проекта по реализации наиболее многообещающих возможностей. Дальше все зависит только от инициативы и стремления исполнителей. Мотивировать работника в данной ситуации может сам конечный результат и осознание своего участия в реализации проекта. Здесь никак не обойтись без уже известного принципа «делегирование полномочий». Руководители не должны бояться перекладывать ответственность на плечи своих подчиненных. В свою очередь подчиненные должны обладать определенной властью, чтобы беспрепятственно реализовать свои потенциальные возможности. Из этого вытекает следующий принцип- объем власти должен быть соразмерен объему ответственности.

Непрерывность предполагает, что каждый вид деятельности является основой для следующего, иначе работа данного сотрудника будет ненужной, а затраты напрасными;

Концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников, а также способностях их взаимодействия в коллективе ориентируется на создание благоприятной психологической атмосферы, определенной организационной культуры, с помощью которых облегчается процесс принятия решений, а, следовательно, увеличивается эффективность работы;

Разумное обучение персонала. Здесь наиболее важно подчеркнуть слово «разумное». Сплошь и рядом менеджеры напрасно тратят время и силы, пытаясь повысить уровень абсолютно некомпетентных работников. Энергию и ресурсы, как и время, целесообразнее вкладывать не превращение невежды в посредственность, а в превращение хорошего работника в специалиста высочайшего класса.

Управление, ориентированное  на качество. При управлении гостиницей главная забота руководителя – получение  точных данных о качестве оказываемых  услуг.

Гарантия занятости и  создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть  кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она  укрепляет чувство корпоративной  общности, гармонизирует отношения  рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность  для продвижения по вертикали, рабочие  получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений  между работниками управленческого  уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению руководства компании, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность  количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного  направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание  дисциплины.

Корпоративный дух. Гармония между персоналом является огромной силой любой организации.

Таким образом, следует отметить, что одним из основных и неотложных путей повышения эффективности  общественного производства8 является раскрытие человеческого потенциала, восстановление достоинства и свободы личности, творческой инициативы и социальной ответственности. Организация будет функционировать успешно только в том случае, если каждый ее работник будет чувствовать себя «членом команды».

Заключение

 

Таким образом, проанализировав  место принципов менеджмента  в целом и изучив их использование  в практике управления предприятием, можно прийти к следующим заключениям.

Принципы управления определяют закономерности формирования управляемой  системы: ее структуры, методы воздействия  на коллектив, формируют мотивацию  поведения его членов, учитывают  особенности технологии и технического оснащения управленческого труда. Искусство управления основывается на солидной теоретической базе, накопленной  за тысячи лет человеческой цивилизацией, — на принципах, законах управления.

Представление о роли и  месте управленческой деятельности менялось с изменением общественных отношений, технологий, средств связи  и т.д.

Возникновение современной теории управления часто связывают с  именем Фредерика Тейлора, бывшего  безусловным лидером всего движения научного менеджмента между 1883 и 1911 гг. Однако в его трудах рассматриваются  прежде всего проблемы управленцев  низшего звена, непосредственно  взаимодействующих с рабочими. Основоположником в разработке принципов руководства  на высшем уровне был Анри Файоль, в 1916 г. описавший 5 "элементов" и 14 "принципов" менеджмента. Работы Файоля, а также  тех, кто после него писал о  планировании, организации и контроле - прежде всего Джеймса Муни, Алана  Рейли, Лютера Гьюлика и Линдэлла Урвика, - лежат в основе современной  теории управления.

К классификации принципов  управления в настоящее время  существует несколько различных  подходов. Основными принципами менеджмента  являются: ориентация на достижение успеха; верность своему делу; связь с жизнью; простота структуры и управления; сочетание свободы и ответственности; ориентация на потребителя; делегирование полномочий.

Для успешного функционирования предприятия, на мой взгляд, менеджеры  должны шире применять такие принципы, как:

- принцип соответствия, который  необходимо применять при подборе  и расстановке кадров;

- принцип мотивации, стимулируя  работников как материальными,  так и нематериальными методами;

- делегирование полномочий, перекладывая  на плечи подчинённых разработку  и внедрение некоторых проектов, лишь контролируя рабочий процесс  и вмешиваясь в случае необходимости;

- постоянное улучшение, внедряя  новые технологии и совершенствуя  производственный процесс.

Таким образом, современные принципы управления должны основываться на классических принципах и в то же время принимать  во внимание современные потребности  общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. К. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов.- Мн.: ТетраСистем, 2007.
  2. Брасс А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам.—Мн.:Соврем. шк.,2006.
  3. Кабушкин Н.И. Управление гостиницами и ресторанами: учеб. пособие / Минск.: БГЭУ, 2009. 416с.
  4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  5. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учеб. для высш. учеб. заведений.—М.: Академия, 2009.
  6. Брасс А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам.—Мн.:Соврем. шк.,2006.
  7. Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. – з-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006.
  8.    Герчикова И.Н. Менеджмент. Учеб. для вузов – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити – Дана, 2006.
  9.    Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  10. Брасс А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: Пособие. – Мн.: ООО «Мисанта», 2007.
  11. Файоль А., Тейлор Ф., Форд Г. и др. Из истории развития менеджмента.-М., 1992.
  12. Вершигора Е. Е. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  13. Менеджмент / Под ред. Лукашевича В. В., Астаховой Н. И. – М.: ЮНИТИ, 2005.
  14. Стратегический менеджмент / Под ред. Марковой В.Я. – М.: Инфра-М, 2008. – 200с.
  15. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. – 5-е изд. – Мн.: Новое знание, 2006. – 336с
  16. Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2009. - 360с.
  17. Федорова Н.Н. Организационная структура управления предприятием: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, 2006. - 256с.
  18. Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2008. - 360с.
  19. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М, 2006
  20. Современный менеджмент. Принципы и правила. (Под ред. В.И. Данилова-Даниляна). - Нижний Новгород: Дайджест, 2006.
  21. Файоль А. Общее и промышленное управление. Глава Элементы управления. – М.: ФИНПРЕСС, 2006.
  22. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: ФИНПРЕСС, 2006.
  23. Хангер Дж. Дэвид, Уилен Томас Л. Основы стратегического менеджмента. – М.: Юнити-Дана, 2008.

Информация о работе Понятие принципов управления