Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:36, курсовая работа
В условиях рыночной экономики предприятиям и организациям необходимо своевременно реагировать на изменения внешней среды и адаптировать эти организационные структуры к этим изменениям. Поэтому данная тема детально исследована в представляемой курсовой работе. В работе исследуется: структура организаций; их типы; принципы построения совершенной организации; большое внимание уделяется выбору и усовершенствованию организационных структур управления.
Как объект для исследования, были использованы организационные структуры как отечественных, так и зарубежных субъектов хозяйственной деятельности (ОАО “Днепроспецсталь”, “IBM”, “МакДоналдс” и др.).
Введение 3
1 Понятие и сущность организации 5
1.1 Что такое организация 5
1.2 Характеристика и типы организационных структур. общие характеристики организаций 8
2 Построение организации 22
2.1 Этапы построения организации 22
2.2 Место и роль подразделений в организационной структуре 23
2.3 Определение обязанностей и полномочий. Схемы организации 24
2.4 Взаимоотношения членов организации 27
2.5 Основные аспекты организационного устройства 46
2.6 Принципы создания хорошей организации 46
2.7 Составляющие успеха организации 48
3.Функции организации 51
Заключение 54
Список использованной литературы..………………………………………….57
Приложение………………………………………………………………..........58
Решения
по социально-экономическим
Аппарат управления предприятием должен быть построен таким образом, что бы обеспечить в техническом, экономическом и организационном отношениях взаимосвязанное единство всех частей предприятия, наилучшим образом использовать трудовые и материальные ресурсы.
Приведем в пример структуру аппарата управления крупного запорожского металлургического предприятия, имеющего развитое энергоёмкое производство – ОАО “Днепроспецсталь”.
ОАО “Днепроспецсталь”:
форма собственности – коллективная;
высший орган – общее собрание ОАО “Днепроспецсталь”;
исполнительный
орган – правление ОАО “
руководитель
работы правления – председатель
правления ОАО “
Предприятие возглавляет председатель правления, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояние и деятельность перед общим собранием. Председатель правления представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.
Главный
инженер руководит работой
технический;
главного механика;
главного энергетика;
производственно – диспетчерский;
технического контроля;
техники безопасности.
В задачи технического отдела входят вопросы совершенствования выпускаемой продукции, разработки новых видов продукции, внедрение в производство новейших достижений науки и техники, механизации и автоматизации производственных процессов, соблюдение установленной технологии и др.
Отдел
главного механика вместе с подчиненными
ему подразделениями
Отдел
главного энергетика вместе с подчиненными
ему подразделениями
Производственно
- диспетчерский отдел
Отдел технического контроля осуществляет контроль за комплексностью и качеством готовой продукции, разрабатывает предложения по предупреждению и уменьшению брака, организует контроль за качеством поступающего на предприятие сырья, материалов, полуфабрикатов и др. Качество продукции является определяющим в общей оценке результатов деятельности трудового коллектива.
Главный
экономист, являющийся заместителем председателя
правления по экономическим вопросам,
руководит работой по планированию
и экономическому стимулированию на
предприятии, повышению производительности
труда, выявлению и использованию
производственных резервов улучшения
организации производства, труда
и заработной платы, организации
внутризаводского хозрасчета и др.
Ему могут подчиняться планово-
Планово-экономический
отдел разрабатывает годовые, квартальные
планы предприятия и отдельных
цехов, контролирует их выполнение, определяет
пути устранения недостатков, организует
и совершенствует внутризаводское
и внутрицеховое планирование, разрабатывает
нормативы для образования
Бухгалтерия осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.
Финансовый
отдел - производит финансовые расчеты
с заказчиками и поставщиками,
связанные с реализацией
Экономическая
служба проводит всесторонний анализ
результатов деятельности предприятия,
разрабатывает мероприятия по снижению
себестоимости и повышению
Заместитель
председателя правления по хозяйственным
вопросам руководит материально-
Заместитель председателя правления по кадрам руководит отделом организации труда и заработной платы и отделом кадров.
Отдел организации труда и заработной платы разрабатывает штатное расписание, составляет годовые, квартальные, и месячные планы по труду и заработной плате и осуществляет контроль за их выполнением, разрабатывает мероприятия по повышению производительности труда, внедрению прогрессивных систем заработной платы, разрабатывает положение об образовании и расходовании фонда материального поощрения, разрабатывает технически обоснованные нормы выработки и проводит анализ их выполнения, организует и участвует в разработке вопросов научной организации труда, содействует движению за коллективную гарантию трудовой и общественной дисциплины.
Все
организации имеют некоторые
общие характеристики, включая и
необходимость управления. Неудивительно
поэтому, что управленческая работа
также имеет много общих
2 Построение
организации.
2.1
Этапы построения
организации.
Существуют три главных этапа в построении любой организации: определение характера выполняемой работы;
распределение работы между отдельными позициями менеджмента;
классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления.
Определение характера выполняемой работы. Для выполнения этой задачи, данную стадию создания организации полезно также разбить на подпункты, предусматривающие определенные этапы и виды работ. Например, постановка задач, расчет необходимого объема работ для решения поставленных задач, устранение бесполезной работы и дублирования, разработка самого процесса, проверка (чтобы не опустить важную составляющую часть работы). Автор известных книг по вопросам предпринимательства профессор Друкер выделяет три этапа и направления анализа, который необходимо провести на рассматриваемом нами этапе построения организации. Они включают анализ:
деятельности, определение той работы, которая должна осуществляться, и способов координации взаимодействия;
решений, какого вида решения будут приниматься, и какое участие в этом будет принимать тот или иной менеджер;
отношений, то есть определение того вклада в общее дело, который должен внести менеджер; лиц, с которыми менеджер должен взаимодействовать; влияния, оказываемого на менеджера другими лицами, принимающими решения.
Распределение работ между отдельными элементами менеджмента. Этот этап включает в себя: установление норм, стандартов (например, расчет допустимого объема должностных обязанностей для каждого руководителя любого уровня); технические приемы в рамках научных методов управления (например, анализ рабочего времени, изучение методов и организации труда и т.п.); установление полного сотрудничества всех лиц, работающих в рамках организации.
Классификация
элементов менеджмента, построение
логических групп. В данном вопросе
важно, чтобы элементы управления были
сгруппированы согласно виду выполняемой
работы, а не по другим критериям (например,
вокруг пользующихся авторитетом руководителей).
Этот способ известен как “принцип ориентации”.
Распределение производственных обязанностей
и формирование логических групп должны
неизбежно привести к созданию отделов
(подразделений), то есть коллективов людей,
выполняющих некоторую аналогичную работу,
как правило, под единым руководством
начальника.
2.2
Место и роль
подразделений в
организационной
структуре.
Создание отделов (подразделений) путем группирования аналогичных производственных функций и служащих позволяет добиться более эффективного управления, необходимой гибкости руководства компанией в период расширения ее хозяйственной деятельности.
Методы распределения обязанностей по отделам зависят от положенных в основу признаков.
Во-первых, по принципу деления на равные по размеру группы. Этот метод применяется, когда профессиональные работники одинаковы, а для достижения какой-либо цели необходимо определенное число людей.
Во-вторых, по функциональному признаку. Это наиболее распространенный способ создания отделов по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам и т.д. Их число зависит от потребностей самой организации.
В-третьих, по территориальному признаку. Этот способ наиболее распространен в случаях, когда предприятие осуществляет свою деятельность на территории разных районов. Все виды операций компании на данной территории могут быть поручены региональному управляющему по сбыту.
В-четвертых, на основе выпускаемой продукции. Этот способ в настоящее время получает все большее распространение на крупных предприятиях, расширяющих ассортимент производимой продукции, где другой метод привел бы лишь к усложнению структуры организации.
В-пятых, на основе интересов потребителя. В тех отраслях, где покупатель является ключевым фактором, его интересы оказывают решающее влияние на структуру организации. Это особенно характерно для службы сервиса.
В крупных по масштабам деятельности компаниях используются все или некоторые из вышеприведенных способов.