Подготовка управленческого персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночным отношениям обозначил высокую динамику изменения требований к качественным параметрам рабочей силы. При этом выявляются важные сдвиги в отношении роли и значения отдельных компонентов ее качества. Весьма убедительным примером здесь может послужить место образовательного фактора в общих качественных характеристиках совокупного работника. В наши дни ситуация такова, что образование, и не столько общее, сколько профессиональное, становится определяющим элементом, формирующим качественные характеристики рабочей силы. Крупные организации наращивают инвестиции в подготовку кадров, поскольку внешний рынок и система подготовки все меньше удовлетворяют потребности высокотехнологичных производств. Этому также способствуют сокращающийся цикл производства и жизни товаров, их частое изменение, требующее новых квалификаций. Недаром многие организации считают увеличение вложений в развитие персонала главным фактором в конкурентной борьбе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы подготовки управленческого персонала..6
1.1. Сущность совершенствования персонала………………………………….6
1.2. Методы и технологии профессионального совершенствования ……….18
1.3. Построение и внедрение системы обучения персонала………………….26
РАЗДЕЛ 2. Профессиональное совершенствование персонала на примере бюро подбора и развития персонала отдела по работе с персоналом ЗАО "Трест Днепрдорстрой"…………………………………………………………33
2.1. Процесс совершенствования персонала в ЗАО "Трест Днепрдорстрой".33
2.2 Анализ проблем профессионального развития персонала на примере ЗАО "Трест Днепрдорстрой"…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 3. Методы усовершенствования подготовки управленческого персонала…………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

     1.  Общее образование (развитие природных  задатков и способностей, освоение  накопленного обществом социального  опыта, основных научных представлений социально -культурных правил и норм);

     2.  Базовая профессиональная подготовка (освоение личностью профессиональных  основ, взглядов и оценок данной  области реальности, осознание присущих  ей причинно-следственных связей  и закономерностей) – обучение, формирующее основы квалификации специалиста, проводится один раз за весь период трудовой деятельности;

     3.  Специализированная профессиональная  подготовка (овладение методами  и инструментарием осуществления  избранного специального вида  деятельности);

     4.  Переподготовка и повышение квалификации (расширение и углубление общеобразовательного и профессионального уровня, овладение более широким диапазоном видов, методов, предметов и средств осуществления профессиональной деятельности);

     5.  Адаптация (перевод в "привычные" освоенных новых видов методов и средств осуществления деятельности и служебных ролей);

     6.  Подготовка к должностному росту  (освоение специфических видов,  функций, методов и средств  достижения предлагаемой деятельности  или уровня претензий).

     Существенной характеристикой понятия непрерывного образования является его понимание как системы видов деятельности, направленной на формирование, становление и развитие человеческой личности.

     Таким образом, система непрерывного образования  должна состоять из двух частей - базового и дополнительного образования. С базовым образованием в принципе все более или менее ясно: это то, к чему мы привыкли (школы, училища, техникумы, вузы). Проходя эту цепочку, человек получает некий обязательный набор знаний, без которого немыслима полноценная жизнь в современном обществе.

     Дополнительное  образование - это единая система  разных учебных заведений и форм организованного самообразования. Именно оно, опираясь на базовое образование, дает человеку возможность получать все новые и новые знания. 
 
 

     1.2. Методы и технологии профессионального совершенствования

     Существует  огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все они могут быть разделены  на две большие группы – обучение непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места.

     Обучение  на рабочем месте осуществляется в процессе работы.

     Эта форма подготовки является более  дешевой и оперативной, характеризуется  тесной связью с повседневной работой  и облегчает вхождение в учебный  процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях.

     Важнейшие методы обучения на рабочем месте[3]:

     1.  Метод усложняющихся заданий.

     2.  Смена рабочего места (ротация).

     3.  Направленное приобретение опыта.

     4.  Производственный инструктаж.

     5.  Использование работников в качестве ассистентов.

     6.  Метод делегирования (передачи) части  функций и ответственности и другие (см. табл. 1.1.).

     Обучение  на рабочем месте, как правило, подразумевает  наблюдение за опытным начальником  или коллегой, когда они выполняют  определенную работу или решают какую-либо задачу. После этого работник пытается выполнить работу самостоятельно. Такие отношения "тренер - обучаемый" продолжаются на основе "наблюдай и делай" до тех пор, пока работник не будет способен хорошо работать самостоятельно.

     Инструктаж представляет собой систематический четырехступенчатый план. Инструктаж используется, в основном, для обучения ручному труду, но может применяться для обучения процессам и организационным системам. 
 
 
 

     Таблица 1.1

     Основные  формы подготовки рабочих на производстве

Методы  подготовки на производстве Характерные особенности
Направляемое  приобретение опыта Систематическое планирование подготовки на рабочем  месте: основу этого планирования составляет индивидуальный план профессиональной подготовки, в котором изложены цели подготовки
Производственный  инструктаж Подготовка, введение, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой
Смена рабочего места (ротация) Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)
Использование работников в качестве ассистентов Подготовка и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии па себя некоторой доли ответственности
Подготовка  в проектных группах Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях  в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач
 

     Инструктаж  является, как правило, непродолжительным, ориентированным на освоение конкретных операций или процедур, входящих в  круг профессиональных обязанностей обучающегося. Это недорогое и эффективное средство развития простых технических навыков, поэтому он столь широко используется на всех уровнях современных организаций.

     План  инструктажа[9]:

     1.  Подготовить обучаемого, то есть  дать ему почувствовать себя  непринужденно; вызвать интерес к обучению; проверить имеющиеся знания.

     2.  Показать, рассказать, объяснить надлежащим  образом каждую операцию отдельно, подчеркнуть «ключевые моменты», не торопиться, чтобы обучаемый  смог усвоить все.

     3.  На этапе практики и проверки  необходимо дать стажеру выполнить работу или объяснить предмет. Затем исправить ошибки и проверить его понимание.

     4.  Следующие действия – поручение  работы, проверка по мере необходимости.

     Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, когда сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, то есть владения несколькими профессиями. Помимо чисто обучающего эффекта ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолеть стресс, вызываемый однообразными производственными функциями.

     Ученичество и наставничество (коачинг) – это  способ, при котором менеджеры  могут систематически развивать  способности и опыт своих подчиненных путем предоставления им тщательно спланированных заданий, подкрепленных оценкой и рекомендациями руководства. Это сравнительно недорогой метод совершенствования работы отдельных людей и эффективности подразделений.

     Таким образом, преимущества обучения на рабочем месте состоят в том, что[4]: 

     1.  Оно дешево, хотя необходимо учесть "стоимость" отвлечения инструктора от других задач;

     2.  Может легко удовлетворить потребности  обучаемого, инструктор может подстраиваться под ученика;

     3.  Работник получает опыт "из рук в руки".

     Однако  этот метод обучения имеет недостатки:

     1.  Работники могут не обладать достаточным опытом в обучении, особенно если оно предназначено для того, чтобы держать работников в курсе новых разработок или технологии;

     2.  Обучающее оборудование и возможности могут не соответствовать задаче обучения;

     3.  Сотрудники могут иметь недостаточно свободного времени, чтобы обучать персонал лично;

     4.  Работники, которых попросили  обучать, могут не иметь для  этого достаточного авторитета и ответственности;

     5.  Работники могут возмутиться,  что их будут учить их коллеги.

     Необязательно проводить обучение под наблюдением  руководителя или в собственном офисе руководителя. Существует много различных курсов, организуемых вузами или организациями, занимающимися бизнесом в области подготовки персонала.

     Обучение  вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда, и работник отрывается от повседневной работы.

     Методы  профессиональной подготовки вне рабочего места предназначены, прежде всего, для получения теоретических знаний и для обучения решению проблем, принятию решений, согласованному поведению. Используемые методы обучения см. в таблице 1.2. 

     Таблица 1.2.

     Методы  обучения, используемые вне рабочего места

Методы  подготовки, используемые вне рабочего места Характерные особенности
Чтение  лекций Пассивный метод  обучения. Проблемы: усталость слушателей, отсутствие обратной связи
Конференции и семинары Активный метод  обучения, участие в дискуссиях развивает  логическое мышление и вырабатывает поведение в различных ситуациях (конференция по решению проблем)
Метод обучения или повышения квалификации руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач. Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели группы). Соединение теоретических знаний и практических навыков; причем такие способности, как видение проблемы, обработка информации, конструктивно-критическое мышление, творчество, в процессах принятия решений развиваются и значительно улучшаются
Ролевое обучение Обучение манере вести себя в конфликтных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны представлять определенные точки зрения
Методы  решения производственно-экономических  проблем с помощью моделей Моделирование процессов, происходящих па конкурирующих  рынках. Слушатели распределяют между  собой роли членов правления конкурирующих  между собой фиктивных организаций. С помощью заданных данных слушатели  должны принять соответствующие  решения для нескольких этапов производства важных.
Общее управление Молодые специалисты  занимаются принятием реальных решений  по проблемам управления организации. Разработанные в рабочих группах  предложения решений передаются в управление (правление) организации. Правление рассматривает предложение, принимает по этому предложению решение и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложения
 

     Лекция  – это прямая беседа без участия  группы. В виде лекции можно представить  новую информацию, резюмировать какой-то дополнительный пункт инструкции, приводить примеры для обсуждения.

     Лекция  является непревзойдённым средством  изложения большого объема учебного материала в короткий срок. Позволяет  развить множество новых идей в течение одного занятия и  сделать определенные акценты. Эффективны и с экономической точки зрения (поскольку инструктор одновременно работает с несколькими десятками и сотнями человек).

     Ролевые игры – это «форма обучения через  действие» в ситуации, приближенной к реальной. Этот метод помогает обучаемым выявить свои сильные и слабые стороны, оценить позиции и реакции других людей, развить навык общения и обучиться новым методикам. Его можно использовать при обучении навыкам проведения собеседования при отборе персонала, его аттестации, проведения переговоров и многого другого. Подходит для группового обучения.

     В последнее время активно используется метод рабочих групп, которые  во время регулярных встреч (до 10 человек) вне рабочего места обсуждают  рабочую ситуацию и возможности  ее улучшения. Речь идет о японской концепции кружка качества, который между тем обосновался в США и Европе, а также о германской концепции "вместо учебы". Обе концепции имеют ряд аналогичных особенностей: группы хотят управлять самостоятельно, производственная иерархия в работе группы не имеет никакого значения; результаты работы группы представляются вышестоящим инстанциям. Группы отличаются друг от друга прежде всего постановкой цели: кружок качества тенденциозно старается подчеркнуть цель подготовки квалифицированных кадров, ориентированную на результат, то есть экономическую эффективность, в то время как группа "вместо учебы" на передний план выставляет элементы подготовки квалифицированного работника, ориентированные на личность, то есть на выработку манеры поведения, подготовку к учебе.

     Есть  организации типа "открытый колледж" или "открытый университет", которые  предлагают курсы по широкому спектру  тем, посвященных бизнесу. Обычно присылается  пакет книг и аудио- или видеокассет. Они часто подкрепляются теле- и радиопередачами.

     Обучение  вне рабочего места  имеет следующие  преимущества[7]:

     1.  Занятия проводятся опытными  экспертами.

Информация о работе Подготовка управленческого персонала