Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:13, курсовая работа
Планирование – это важнейшая часть успеха любой хозяйственной деятельности. Пренебрежение им может дорого стоить предпринимателю: ведь все, с кем он связан по делам фирмы – поставщики, потребители, конкуренты, банки, - имеют свои планы, и предприниматель обязан их учитывать, а, следовательно, планировать и свою деятельность. План нужен также для того, чтобы сотрудники имели ясное представление о целях и задачах фирмы, о требованиях, предъявляемых лично к ним.
Введение...............................................................................................................3-5
Глава 1 Планирование – важнейшая функция процесса управления
1.1 Сущность стратегического планирования………………………………...6-7
1.2 Процесс стратегического планирования…………………………………7-13
1.3 Принципы и методы планирования …………………………………….13-21
Глава 2 Стратегия «Казахстан – 2030» - ключ к успешной интеграции в мировую экономику и сообщество
2.1 Миссия Казахстана……………………………………………………….22-24
2.2 Долгосрочные приоритетные цели ……………………………………..24-34
Заключение…………………………………………………………………..35-37
Список использованной литературы..............................................................38
Для многих граждан далекая перспектива сегодня не столь уж важна: слишком одолевают нынешние проблемы. Пока большинство людей не почувствует конкретных результатов они будут скептично настроены к долгосрочным целям и высоким обещаниям. Более осязаемы и проверяемы первые шаги и первые результаты на стратегическом пути. На их основе будет происходить осознание правильности выбранного курса, стоиться доверие к государству, развиваться чувство общности и патриотизма. У государства в течение ближайших нескольких лет будут ограничены ресурсы на реализацию долгосрочных приоритетов и на выполнение краткосрочных, конкретных планов действий в рамках долгосрочной стратегии. Но не смотря на это, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым определил основные приоритетные цели: укрепление национальной безопасности путем более активных отношений с ведущими странами, привлечения капитала в энергетический сектор Казахстана и разработки военной доктрины страны, решение наиболее острых проблем села, борьба с бедностью и безработицей, достижение экономического роста путем укрепления внутриполитической стабильности и единства общества, завершение всех социально-экономических реформ, прежде всего в бюджетной сфере, итогом которых будет своевременная выплата в полном объеме пенсий, заработной платы и социальных пособий, создание благоприятного инвестиционного климата, ускорение реформы правительства и государственной службы, усиление борьбы с коррупцией и злоупотреблениями.
В стране созданы органы, занимающиеся вопросами разработок государственных программ и долгосрочных планов. Указом президента Республики Казахстан создано Агентство по стратегическому планированию Республики Казахстан, Агентство по Республики Казахстан по экономическому планированию, которое впоследствии было реорганизовано в Министерство экономики и торговли. Ныне функционирует Министерство экономики и бюджетного планирования.
Выбрать долгосрочные приоритеты, определить задачи и разработать план действий на следующий год – задача крайне сложная. Все предусмотреть невозможно, как и предугадать, какие тернии ждут на пути. Но выработка этих долгосрочных приоритетов сразу же все дисциплинирует, внесет в работу концентрацию, которой столь не достает.
Агентство по стратегическому планированию занимается определением группы приоритетов, конкретизирующих каждое из основных направлений развития. Оно вело разработку трехлетних стратегических планов по семи приоритетам, которые утвердил Президент.
Основные направления экономической политики, содержащиеся в индикативных планах, осуществляются путем разработки определенных механизмов управления. В Послании Президента РК народу «О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год» подчеркнуто, что практически все главные задачи, которые должны быть решены, изложены в «Стратегии развития Казахстан до 2030 года». ЕЕ положения постоянно конкретизируются в мероприятиях и программах, в том числе в планах на среднесрочную и краткосрочную перспективу. Во исполнение «Стратегии -2030» разработан десятилетний стратегический план страны. Необходимо серьезно улучшить характер, содержание и горизонты планирования, его методологическую и методическую базу. Установка совершенно четкая и обоснованная, которая дает возможность широко использовать плановый метод управления.
Заключение
Планирование представляет собой наиболее существенную из всех управленческих функций, поскольку оно связано с выбором альтернатив, предусматривающих тот или иной образ действий. Планирование не только является одной из основных функций всей управляющих предприятий на всех уровнях, но и обязательно находит свое отражение в отдельных функциях: организация, работа с кадрами, руководство, лидерство и контроль.
Таким образом, управляющий организует, ведет работу с кадрами, направляет и руководит, а также контролирует с целью обеспечить достижение целей в соответствии с планами.
Любое планирование предприятия базируется на неполных данных. Поскольку предприятие не только не располагает всей необходимой информацией для составления планов, качество планирования в большей мере зависит от интеллектуальности уровня компетентных сотрудников.
В связи с этим систему планирования формализуют с таким расчетом, чтобы при разработке планов использовались все имеющие показатели к тому же все планы составляют так, чтобы в них вносить изменения, а сами планы содержат в себе так называемые резервы. Однако слишком большие презервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения плана. Окончательное определение показателей планов всегда остается делом руководства, также как координация и контроль за их выполнением.
Стратегическое планирование является инструментом для принятия управленческого решения, обеспечить нововведение и изменение в организации в достаточной степени.
Стратегия – основное направление деятельности, она должна быть отражаться в плане, предназначенном для того, чтобы обеспечить осуществление миссии – главной цели организации и достижение других ее целей. Таким образом, стратегия воплощается в детальный комплексный план.
Тенденцией последних лет является сокращение периодов изменения стратегий, переход к непрерывному стратегическому планированию. Стратегические планы должны быть целостными в течение возможно длительного времени, но достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их переориентацию в любой необходимый момент времени. Стратегическое планирование опирается на результаты стратегического анализа.
Стратегический план должен разрабатываться с точки зрения перспективы индивида; должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными.
Таким образом, ежегодные планы должны соответствовать долгосрочным приоритетам. Более того, система мониторинга должна давать ответ на вопрос – насколько мы продвинулись в достижении поставленных целей. Поэтому Казахстану необходима система стратегического планирования и стратегического контроля, подотчетности и ответственности.
Таким образом, граждане 2030 года будут уверены, что государство защитит их права и будет отстаивать их интересы. При этом они будут знать, что государство позаботиться о тех немногих, которым в силу неблагоприятных обстоятельств не удалось найти свое место в жизни и пришлось обратиться к государству за социальной помощью. Как сказано в Послании Президента народу Казахстана, в 2030 году наши потомки будут жить в стране, которая не будет более находиться на заднем плане мировых событий. Казахстан, являясь центром Евразии, будет играть роль экономического и культурного связующего звена между тремя быстро растущими регионами – Китаем, Россией и Мусульманским миром. Конечно, все это – только видение будущего, его модель, идеальная цель, мечта.
Если все это обобщить, то стратегическое развитие в условиях 21 века может осуществляться исключительно на основе долгосрочного цикла – стратегического планирования. Современные демократические государства решают данные вопросы посредством бюджетного планирования. Его правильное понимание помогает исполнительным властям переводить вопросы стратегического развития на язык тактических действий. А планирование в системе менеджмента, предполагает принятие конкретных решений, касающихся функционирования и развития организации в целом и ее отдельных частей, их увязку и интегрирование в интересах наиболее полного использования потенциала и оптимизации конечного результата.
Следует иметь ввиду, что некоторые аспекты экономики в целом, такие, например, как экономические кризисы, забастовки и т.п., вообще не поддаются планировании. Как нельзя точно предсказать развитие будущего, так же невозможно получить все без исключения важные данные. При этом планирование должно отталкиваться от так называемых, узких мест, иными словами, от таких сфер деятельности предприятия, в которых маневренность, а поэтому, и возможность влияния на развитие дел более ограничены.
Список использованной литературы
1. Ахметов К.Г., Сагиндыкова Е.Н., Байжомартов У.С., Жунусова Б.А., Актобе – Уральск, 2005г.
2. Басовский Л.Е. Менеджмент, учебное пособие, Москва, 2004г.
3. Бердалиев К.Б. Менеджмент, курс лекций, Алматы, экономика 2005г.
4. Бельгибаев А.К., Рахимбаев А.Б. Менеджмент, учебное пособие, Алматы, 2007г
5. Веснин В.Р., Менеджмент, 3-е издание, учебник, Москва, 2007г.
6. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент, учебник, Москва, 2006г.
7. Гладков И.С., Менеджмент, учебное пособие, Москва, 2007г.
8. Глухов В.В., Менеджмент, 3-е издание, учебник для ВУЗов, Москва, 2007г.
9. Дорофеева Л.И., Менеджмент, конспект лекций, Москва, 2007г.
10. Семенов А.К., Набоков В.И., Основы менеджмента, учебник, Москва, 2007г.
11. Смолкин А.М., Менеджмент: основы организации, учебник, Москва, 1999г.
12. Послание Президента страны народу Казахстана от 1997 года.
2