Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:13, курсовая работа
Планирование – это важнейшая часть успеха любой хозяйственной деятельности. Пренебрежение им может дорого стоить предпринимателю: ведь все, с кем он связан по делам фирмы – поставщики, потребители, конкуренты, банки, - имеют свои планы, и предприниматель обязан их учитывать, а, следовательно, планировать и свою деятельность. План нужен также для того, чтобы сотрудники имели ясное представление о целях и задачах фирмы, о требованиях, предъявляемых лично к ним.
Введение...............................................................................................................3-5
Глава 1 Планирование – важнейшая функция процесса управления
1.1 Сущность стратегического планирования………………………………...6-7
1.2 Процесс стратегического планирования…………………………………7-13
1.3 Принципы и методы планирования …………………………………….13-21
Глава 2 Стратегия «Казахстан – 2030» - ключ к успешной интеграции в мировую экономику и сообщество
2.1 Миссия Казахстана……………………………………………………….22-24
2.2 Долгосрочные приоритетные цели ……………………………………..24-34
Заключение…………………………………………………………………..35-37
Список использованной литературы..............................................................38
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Кокшетауский Государственный университет имени Ш.Ш Уалиханова
Факультет экономики и информационных технологий
Кафедра «Экономики и менеджмента»
Курсовая работа
По дисциплине: «Управление персоналом»
На тему: «Планирование в системе менеджмента»
Кокшетау 2011 год.
План
Введение......................
Глава 1 Планирование – важнейшая функция процесса управления
1.1 Сущность стратегического планирования………………………………...6-7
1.2 Процесс стратегического планирования…………………………………7-13
1.3 Принципы и методы планирования …………………………………….13-21
Глава 2 Стратегия «Казахстан – 2030» - ключ к успешной интеграции в мировую экономику и сообщество
2.1 Миссия Казахстана……………………………………………………
2.2 Долгосрочные приоритетные цели ……………………………………..24-34
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы....................
Введение
Всякая экономика для своего функционирования предполагает использование наиболее действенных рычагов управления, применяя которые можно было бы стремиться к укреплению и стабилизации экономической системы, к поддержанию устойчивого экономического роста. Для этого нужен постоянный их поиск.
Механизмов как таковых множество. Но искусство управления состоит в том, чтобы в нужный период выбрать один или несколько механизмов, использование которых привело бы к нормальному функционированию экономики. Одним из таких, исторически оправдавших себя механизмов, является планирование. В системе управления оно широко использовалось в 20в. множеством стран, ставших на путь экономической независимости и экономического роста.
Планирование – это важнейшая часть успеха любой хозяйственной деятельности. Пренебрежение им может дорого стоить предпринимателю: ведь все, с кем он связан по делам фирмы – поставщики, потребители, конкуренты, банки, - имеют свои планы, и предприниматель обязан их учитывать, а, следовательно, планировать и свою деятельность. План нужен также для того, чтобы сотрудники имели ясное представление о целях и задачах фирмы, о требованиях, предъявляемых лично к ним.
Планирование представляет собой наиболее существенную из всех управленческих функций, поскольку оно связано с выбором альтернатив, предусматривающих тот или иной образ действий. Управляющий организует, ведет работу с кадрами, направляет и руководит, а также контролирует с целью обеспечить достижение целей в соответствии с планами.
Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремиться определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого. Как заметил И.Кант, который писал: «Составлять планы дело легкое и тщеславное, посредством которого даешь себе вид творческого гения, требуя того, чего сам не можешь исполнить, порицая то, чего не умеешь исправить, а, предлагая то, чего сам не знаешь где найти…»
Актуальность планирования в качестве метода управления социально-экономическим развитием в зарубежных странах подтверждают эффективность его применения как составной части экономического механизма. Применительно к менеджменту планирование предполагает наиболее эффективное приспособление деятельности предприятия к быстро изменяющейся конъюнктуре, обеспечение высокого уровня готовности к возможности появления различных непредвиденных обстоятельств в условиях неопределенности.
К наиболее глобальным задачам планирования исследователи относят: определение общественных потребностей, выявление возложенных для их удовлетворения совокупности ресурсов, обеспечение сбалансированности развития между сферами, отраслями, видами производства, повышение эффективности использования ресурсов.
Целью планирования в системе менеджмента является обеспечение пропорциональности развития. А пропорциональность означает достижение таких соотношений отраслей, сфер деятельности, производств при которых обеспечиваются: наиболее быстрые темпы макроэкономического развития в длительной перспективе, достижение сбалансированности производства и потребления продукции и услуг в стране, регионах, развитие рынков труда и капитала.
Актуальностью этой темы в данной работе является то, что одним из преимуществ Казахстана на постсоветском пространстве является использование одного из элементов экономического механизма как планирование. Эта проблема является предметом пристального внимания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева.
Основными целями в курсовой работе является – это раскрыть содержание планирование как одну из важнейших функций процесса управления и рассмотреть на практике механизм планирования в деятельности Казахстана
Основными задачами в курсовой работе являются:
1. раскрыть сущность стратегического планирования;
2. рассмотреть процесс, принципы и методы стратегического планирования;
3. раскрыть миссию, долгосрочные приоритетные цели Казахстана.
Глава 1 Планирование – важнейшая функция процесса управления
1.1 Сущность стратегического планирования
На протяжении многих лет военоначальники применяли стратегию. Слово «стратегия» произошло от греческого Strategos «искусство генерала». Несмотря на то, что под термином «стратегия» до сих пор подразумевается какая-то состязательность, его во все возрастающей степени, используют для того, чтобы выразить широкие общие концепции деятельности предприятия.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение цели.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Стратегическое планирование является инструментом для принятия управленческого решения. Его основная задача обеспечить нововведение и изменение в организации в достаточной степени.
Стратегическое планирование охватывает четыре вида управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организованное стратегическое предвидение.
Характерные черты стратегического планирования.
1. Стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.
2. Стратегический план разрабатывается для перспективы всей корпорации, а не конкретно индивида.
3. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными.
Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
4. Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников.
5. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификации и переориентацию.
Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени и при необходимости корректируется.
Таким образом, стратегическое планирование – определение главных целей деятельности фирмы, ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способом достижения поставленных целей и обеспечение необходимыми ресурсами.
1.2 Процесс стратегического планирования
Процесс стратегического планирования характеризуется посредством наиболее существенных управленческих функций, посредством которых планы преобразуются в действие.
1. Цели организации
Миссия организации – основная общая цель организации, ясно выраженная причина ее существования.
Значение миссии, которая формально выражена эффективно представлена сотрудникам организации, очень велико. Выработанные на ее основе цели являются критериями оценки всех управленческих решений. Миссия детализирует статус организации и направления для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии должна включать: задачу организации по товарам и услугам, основным рынкам и основным технологиям; характеристику внешней среды, которая определяет принципы работы организации; характеристику культуры организации, определяющую ее рабочий климат, тип людей, которых привлекает такой климат.
Характеристика целей:
- конкретность и измеримость являются непременными свойствами целей организации. Например, в части удовлетворения потребностей своих сотрудников они могут быть сформулированы так: повысить удовлетворенность сотрудников на 10% в год; увеличить продвижение по службе на 15% в год; снизить текучесть кадров на 10% в год;
- ориентация целей во времени. Следует точно определять не только, что организация хочет осуществить, но и когда должен быть достигнут результат;
- достижимость – еще одно непременное свойство целей организации. Исследования показывают, что цели являются важными мотивами поведения людей в организациях. Люди хотят достичь тех целей, которые установлены для организации, причем если цели недостижимы, мотивация работников быстро ослабевает;
- непротиворечивость – важное свойство целей. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей к возникновению конфликта между подразделениями организации, которые отвечают за достижение целей.
Цели должны быть утверждены высшим руководством, их достижение должно всесторонне стимулироваться.
2. Оценка и анализ внешней среды представляет собой процесс посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможность и угрозу для фирмы.
Основными факторами внешней среды являются экономические (темп инфляции и дефляции, уровень занятости, уровень стабильности валюты, процентные ставки); политические (государственные нормативные и законодательные акты); рыночные (демографические условия, условия проникновения на рынок, уровень доходов и расходов населения); технологические (появление новых технологий); международные (доступ к сырью, валютный курс, политическая обстановка за рубежом); факторы конкуренции (что движет конкурентом, что делает конкурент и что он сможет сделать); факторы социального поведения (меняющиеся ожидания, отношения и права общества).
В процессе анализа необходимо дать ответы на три конкретных вопроса: положение предприятия в настоящее время, желательное положение предприятия в будущем, меры, необходимые для достижения желательного положения предприятия.
3. Управленческое обследование предприятия представляет собой методическую оценку, оценку функциональных сфер деятельности предприятия и анализ, направленный на выявление ее слабых и сильных сторон.
Управленческое обследование охватывает такие сферы как: маркетинг, производство, финансы, трудовые ресурсы, культуру и образ корпорации.