Перспективы развития бенчмаркинга в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Цель – доказать возможность внедрения бенчмаркинга в практику российского социально-культурного менеджмента
Задачи:
- рассмотреть историю возникновения и развития бенчмаркинга за рубежом;
- проанализировать различные подходы к определению понятия бенчмаркинга;
- определить сущность бенчмаркинга;
- выявить различия между бенчмаркингом и «промышленным шпионажем»

Содержание

Введение……………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические основы бенчмаркинга…………..…...…………5
История возникновения бенчмаркинга………………...…………..5
Понятие и сущность бенчмаркинга…………………….…..………9
Этапы проведения бенчмаркингового исследования…..………..12
Глава 2. Анализ социально-культурной практики применения бенчмаркинга…………………………………………………………….………16
2.1 Применение бенчмаркинга в социально-культурной сфере в России и за рубежом…………………………………………………….………16
2.2 Методические рекомендации по использованию бенчмаркинга в сфере туризма…………………………………………………………………....19
Заключение………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………...25
Приложения…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Бенчмаркинг.docx

— 88.27 Кб (Скачать)

       Этап 2. «Предметный бенчмаркинг».

       На  основе выводов, сделанных по итогам анализа документации, становится возможным определиться с предметом бенчмаркинга, т.е. с тем показателем, который планируется подвергнуть изменению. Данный этап является ключевым и самым сложным, и это связано со спецификой социально-культурной сферы: при работе с клиентами зачастую крайне сложно определить, какой именно аспект работы фирмы является определяющим для ее успешности. Однако в менеджменте нет ничего невозможного. Так, на основе данных, полученных в результате прохождения этапа самодиагностики, руководителю необходимо выявить слабые стороны работы основной компании. Для этого предлагается оценивать неколичественные критерии по десятибалльной шкале.

       Таким образом, становится возможным выявить  наиболее отстающий относительно других показатель, который и станет предметом  всего бенчмаркингового исследования. Значения остальных показателей позволят распределить их по степени приоритетности изменения.

       Этап 3. «Выбор эталона».

       Как уже было сказано выше, поиск эталонной  компании может оказаться весьма затруднительным ввиду свойственного российским компаниям «комплекса засекреченности». Тем не менее, каждая организация, так или иначе, представляет ряд сведений о своей работе для открытого доступа. Именно эти сведения и должны стать определяющими при выборе эталонной компании.

       Основной  задачей данного этапа является выявление той организации, которая  имеет максимально высокую оценку того показателя, который определен  как отстающий у фирмы, проводящей бенчмаркинговое исследование.  При этом совершенно необязательно, чтобы эта организация работала в той же сфере.

       Однако  выбор эталона подразумевает  анализ работы нескольких организаций, что невозможно без сведения данных о различных показателях работы организации к аналогичным значениям. Иными словами, представляется необходимым  также оценить работу  потенциальных  компаний-эталонов» по десятибалльной шкале. На основе проведенной оценки и рекомендуется делать выбор  эталона сравнения.

       Этап 4. «Сбор информации».

       После того как компания-эталон выбрана, начинается работа по сбору всей доступной информации о данной фирме. Важно помнить, что  бенчмаркинг не является промышленным шпионажем, соответственно сбор информации не должен быть связанным с нарушением закона. Бенчмаркинговое исследование подразумевает изучение только той  информации, которую компания открывает  для общего доступа либо предоставляет  партнерам по бенчмаркингу добровольно.

       В остальном сбору подлежат любые  данные, которые оказываются доступными. Определяющими могут оказаться  любые факторы, поэтому важно собрать как можно больше информации.

    Этап 5. «Анализ и ограничения».

       Даже самая полезная информация оказывается «мертвой» без анализа. Данный этап подразумевает изучение соотношения между различными показателями и уровнем успешности компании на рынке. Изучение истории развития организации в сопоставлении со статистическими данными о динамике ее развития помогут выявить закономерности, влияющие на уровень эффективности применяемых в ней бизнес-процессов.

       Помимо анализа информации об эталоне данный этап подразумевает также оценку применимости бизнес-процессов, признанных наиболее эффективными в работе эталонной организации в основной компании. Иными словами, необходимо определить, является ли внедрение «образцовых» бизнес-процессов реальным на данном этапе развития.

    Этап 6. «Внедрение опыта».

       Внедрение опыта, признанного эффективным по итогам проведения бенчмаркингового исследования является своеобразной кульминацией всего процесса. Разумеется, внедрение новых бизнес-процессов может оказаться весьма болезненным, особенно в условиях маленькой фирмы, какую и представляют собой обычно туристские агентства. Соответственно, в данном случае речь идет не о слепом копировании чужого опыта, а лишь об использовании его для улучшения работы основной организации.

       Этап 7. «Повторная самооценка и анализ улучшений»

       Завершающий этап подразумевает оценку эффективности внедренного опыта. Рекомендуется проводить повторную самооценку спустя 3-6 месяцев после окончания предыдущего этапа. Подразумевается, что за этот срок внесенные изменения успеют повлечь за собой определенные улучшения эффективности работы основной организации. Окончательные же выводы можно делать на основе сравнения статистических данных, полученных по окончании очередного года с аналогичными данными по прошедшему году.

       Таким образом, бенчмаркинговое исследование, проведение которого займет у организации от 6 месяцев до года, может оказаться весьма эффективным для ее саморазвития. Своего рода «закольцованность» этого метода позволит сделать процесс самосовершенствования непрерывным: анализ эффективности внедренных изменений становится основой для начала нового эталонного сравнения. Следовательно, бенчмаркинг является не только способом саморазвития, но и его мотивом.  

 

     

       Заключение

     По итогам проведенного исследования можно прийти к выводу, что современный рынок по-прежнему представляет собой беспрерывно развивающуюся систему, найти свое место в которой с каждым годом становится все сложнее. Особенно это характерно для социально-культурной сферы, где продуктом деятельности организации являются нематериальные блага, ведь в данном случае определить решающий фактор конкурентоспособности практически невозможно. Таким образом, возникновение новых методов развития организации становится вполне закономерным явлением. Одним из самых популярных таких методов на сегодняшний день является бенчмаркинг.

     Бенчмаркинг, или эталонное сравнение, по сути своей представляет изучение опыта преуспевающих организаций с целью его адаптации и последующего использования для развития собственной организации. Отличие бенчмаркинга от всем известного промышленного шпионажа состоит в том, что эталонное сравнение проводится исключительно на основе открытой, общедоступной информации или данных, которые эталонная компания предоставила сама.

     В примитивной форме бенчмаркинг берет свое начало в эпоху зарождения первых цивилизаций. Тогда изучение сильных и слабых сторон противника использовалось преимущественно в военном деле. Время сделало этот метод более совершенным и гораздо более мирным. Пройдя ряд этапов развития, современный бенчмаркинг может по праву называться одним из самых эффективных методов самосовершенствования организации.

     Ведущей тенденцией развития современного общества принято считать всеобщую глобализацию и интеграцию. В этом контексте бенчмаркинг предстает еще более передовым методом, ведь он способствует сотрудничеству различных организаций, делает опыт лидеров доступным даже для самых мелких организаций отрасли и, таким образом, позволяет максимально приближаться к совершенству конечного продукта, будь то товар или услуга.

     Крупнейшие зарубежные компании, такие как Xerox, Motorola, Мацусита и другие являются ярким примером эффективности этого метода на практике. В современной России бенчмаркинг лишь несколькими крупными  компаниями, такими как "Газром", РАО "ЕЭС России", РНК "Лукойл", имеющими контакты с зарубежными партнерами и ориентирующимися на мировые стандарты. Однако популярность различных конференций и семинаров по инновационным технологиям в менеджменте, а также интерес, проявляемый к этому методу отечественной наукой, позволяет надеяться на становление практики бенчмаркинга и в российском менеджменте.

     В социально-культурной сфере, представленной преимущественно предприятиями  малого и среднего бизнеса, бенчмаркинг остается менее популярным, особенно в практике российских фирм. Такое положение дел вызвано целым рядом причин, среди которых можно назвать и низку степень осведомленности российских МСП о современных методах управления организацией, что подтверждает актуальность изучения данной темы.

     Анализ эффективности применения бенчмаркинга на малых и средних предприятиях за рубежом, а также неоспоримость того факта, что в вопросах развития экономики Россия, в основном, пользуется опытом многих развитых стран и идет преимущественно по аналогичному пути развития, позволяет утверждать, что и  нашей стране этот метод является весьма перспективным направлением развития менеджмента. Таким образом, гипотеза, обозначенная во введении к данной работе, подтвердилась. Внедрение в практику российского социально-культурного менеджмента бенчмаркинга действительно является необходимым и возможным шагом.  

 

     

     Список использованной литературы

  1. Багиев Г.Л. Benchmarking в разработке стратегий маркетинга // Маркетинг в системе управления предпринимательством/ Г.Л.Багиев, И.А. Аренков, М.В.  Мартынова - Киев, 1996. - 478 с.
  2. Багиев Г.Л. Бенчмаркинг - как функция и инструмент предпринимательской деятельности / Г.Л. Багиев, И.А. Аренков, Ю.Н. Соловьева // Международная научная конференция " Маркетинг и культура предпринимательства: Тезисы докладов. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. - Ч.1.
  3. Багиев Г.Л., Маркетинг: Учебник для ВУЗов / Г.Л.Багиев, Тарасевич В.Н., Анн Х.  – М: «Экономика», 2001. 718 с.
  4. Баринов В.А. Антикризисное управление: учебное пособие/ В.А. Баринов. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. -  135с.
  5. Баринов В.А. Реинжинииринг: сущность и методология// Институт проблем предпринимательства [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002369. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 04.04.11 22:59)
  6. Белокровин Э.А, Бенчмаркинг – большие возможности малого бизнеса/Д.В. Маслов, Э.А. Белокровин// Журнал «Управление компанией» 2005 - №1 (44) С. - 12
  7. Белокровин Э.А. Бенчмаркинг – выгодно ли учиться у других?//Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 2007. – URL: http://www.cfin.ru/management/controlling/benchmarking.shtml. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 05.04.11 21:54)
  8. Бенчмаркинг финансовых показателей // Финансовый директор. – 2009. – № 3. – С. 42
  9. Березин И. Тезисы выступления на 1-й Всероссийской конференции по бенчмаркингу, Всероссийской организации качества (ВОК) и клуба «Деловое совершенство». 24-25 июня 2005 г., г. Чебоксары/ И. Березин//Практический Маркетинг. – 2005. - № 101. - С. 8
  10. Все лучшее – себе. Технология изучения и внедрения лучших методов ведения бизнеса// Финансы.ру [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 2008. URL: http://www.mashportal.ru/DesktopModules/DnnForge%20%20NewsArticles/SourceClick.aspx?url=http%3a%2f%2fwww.delovoy.spb.ru. – Загл. с экрана. (дата обращения: 01.01.11 21:35)
  11. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. – М. : Финпресс, 1998. – 416 с.
  12. Горностаева Ж.В. Бенчмаркинг в сфере услуг: монография/ С.В. Богданов, Ж.В. Горностаева, Т.А. Забазнова, В.Н. Колесников, В.Н. Островская, Е.Г. Попкова. - Шахты : ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. – 97 с.
  13. ГОСТ Р 50.1.028-200 Методология функционального моделирования IDEF/0. — 2000г.
  14. Грегори Х. Ватсон. Творческий стратегический бенчмаркинг/ Деловое совершенство. 2006. - №10. – С. 14-16
  15. Данилов И.П. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия/ И.П. Днилов, Т.В. Данилова. – М.: РИА Стандарты и качество, 2005. - 72 с.
  16. Джорж C. Всеобщее управление качеством TQM/ С.Джорж, А. Ваймерских. - Санкт-Петербург "VIKTORY" 2002. - 416 с.
  17. Зиберт, Г. Бенчмаркинг. Руководство для практиков / Г. Зиберт, Ш. Кемпф. – М. : КИА центр, 2006. – 128 с.
  18. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. – СПб. : Питер, 2001. – 856 с.
  19.   Кузьмин А.М. Метод: «Бенчмаркинг» и другие методы поиска идей и создания инноваций//  InvenTech [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0029/. – Загл. с экрана. -   (дата обращения: 05.04.11 14:48)
  20. Кулибанова В. В., Маркетинг сервисных услуг/ В.В. Кулибанова. - СПб, «Вектор», 2006. - 192с.
  21. Кэмп Р. Легальный промышленный шпионаж. Бенчмаркинг бизнес-процессов: технологии поиска и внедрение лучших методов работы ваших конкурентов/ Р. Кэмп. – М.: Баланс-Клуб, 2004. - 416 с.
  22. Маслов Д.В. Глобальный бенчмаркинг/ Д. В. Маслов//Консультант. -  2005. - № 11. – С.12
  23. Маслов Д.В. Особенности применения бенчмаркинга на малых и средних предприятиях/ Д.В. Маслов, Э.А.Белокровин// Методы менеджмента качества. 2004. -  №8. - С. 13
  24. Мотова, Г.Н. Бенчмаркинг в управлении образованием : научное издание / Г.Н. Мотова. – Йошкар-Ола : Научно-информационный центр государственной аккредитации, 2001. – 234 с.
  25. Островская, В.Н. Бенчмаркетинговое обеспечение управления конкурентоспособностью / В.Н. Островская // Устойчивое развитие региона в условиях экономической интеграции России в мировое хозяйство : материалы 50-й юбилейной науч.-метод. конф. «Университетская наука – региону», посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. – Ставрополь : СГУ, 2005. – 334 с.
  26. Промышленный шпионаж// Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Электрон. дан.  URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Промышленный_шпионаж. - Загл. с экрана. -  (дата обращения: 05.04.11 19:32)
  27. Рейтинг турфирм: крупнейшие туристические компании в России// Информационное агентство Инфотур [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 2010. URL: http://www.tourinfo.ru/content/rating/26821/?PRINT=Y. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 07.04.11 22:38)
  28. Ромачев Р. Конкурентная разведка/ Р. Ромачев, И. Нежданов. -  Москва, Ось-89, 2007. - 272 с.
  29. Спорыхин А. Бенчмаркинг// Site Service [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://www.siteservice.ru/articles/1201/. – Загл. с экрана. - (дата обращения: 05.04.11 14:55)
  30. Сунь-Цзы. Трактат о военном искусстве. Пер. с др. кит. Шабан В. А. — С.-Пб. Альманах «Ф2», 2008. – 560 с.
  31. Cassel C. The use and effectiveness of benchmarking in SMEs/ С. Cassel, S. Nadin, M.O. Gray// Benchmarking: An International Journal.  – 2001. - Vol. 8, No. 3.– P. 219
  32. Coopers & Lybrand Consultants, Survey of Benchmarking in the UK. – CBI Manufacturing Council, London, 1993.
  33. Monkhouse E. The role of competitive benchmarking in small-to medium-sized enterprises // Benchmarking for Quality Management & Technology, Vol. 2, No. 4. – 1995. – P. 44-45.
  34. Venetucci R. Бенчмаркинг: проверка реальностью стратегии и целей работы/ R. Venetucci. - 1993. – 157 с.
  35. Watson G.H. Strategic Benchmarking: How to Rate your Company's Performance Against the World's Best/ G.H. Watson. — New York: John Wiley, 1993. – 357 p.
  36. Wiley J. Total Quality Management: A Gross Functional Perspective/ John Wiley & Sons, Inc. — 1996. – 385 р.
 
 
 

 

     

       Приложение 1. Этапы развития бенчмаркинга 32

         

        с

       о

       в

        е

       р

       ш

       е

        н

       с

       т

       в

        о

       в

       а

       н

        и

       е     
 

       

            время 
 
 
 

 

     

       Приложение 2. Сводная таблица определений бенчмаркинга33. 

     
       Автор        Определение
       Американский  центр производительности и качества (APQC)        Процесс определения, распространения и  использования знаний и лучшего  опыта, что позволяет достичь  стратегических, оперативных и финансовых преимуществ
       Аренков И.А.,

       Баум  П.Ф.,

       Томилов В.В.

       Метод поиска и внедрения наиболее успешных инноваций на всех уровнях предприятия  с целью увеличения его конкурентоспособности
       Багиев  Г.Л.        Процесс, деятельность по долгосрочному обдумыванию  стратегии предпринимательства, основывающейся на лучшем опыте партнеров и конкурентов  на отраслевом, межотраслевом, национальном и межнациональном уровнях
       Бенгт Карлеф,

       Сванте  Остблюм

       Постоянный, систематический процесс сравнения  собственной эффективности, выражающейся в производительности, качестве и  организации рабочих процессов, с предприятиями и учреждениями, являющимися "лучшими"
       Кэмп  Р.        Поиск лучших в отрасли методов, которые  ведут к наивысшим достижениям
       Леннарт Густафссон        Сравнение с другими предприятиями или  другими подразделениями и перенятие  опыта у тех, кто лучше в  деятельности, функциях или процессах, нуждающихся в изменениях, является хорошим способом стимулирования преобразований на предприятиях
       Михайлова Е.А.        Сравнение продукта конкурента или какой-либо его части с продуктом компании, проводящей анализ, с целью повышения  конкурентоспособности последнего
       Ритвельдт Д., Качалин В., Фуколова Ю.        Сравнительный анализ экономической эффективности  работы одной компании и показателей  других, более успешных
       Саломеева А.        Систематическая деятельность, направленная на поиск, оценку и учебу на лучших примерах, независимо от их размера, сферы бизнеса, географического положения.
       Спендолини  М.        Часть общего процесса принятия решений с  четкой нацеленностью на совершенствование  организации
       IBM        Инструмент, используемый для поиска методов, которые  позволяют организации осуществлять конкретный бизнес-процесс на наивысшем (эталонном) уровне
       Volvo Personvagnar        Постоянный  процесс обучения у лучших в мире вне зависимости от вида их бизнеса, чтобы:
  • найти наиболее эффективные пути достижения результата;
  • адаптировать и применить в своей компании тщательно отобранные методы;
  • устанавливать более амбициозные цели;
  • стремиться к отличию и превосходству

Информация о работе Перспективы развития бенчмаркинга в России