Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 23:25, курсовая работа
Цель – доказать возможность внедрения бенчмаркинга в практику российского социально-культурного менеджмента
Задачи:
- рассмотреть историю возникновения и развития бенчмаркинга за рубежом;
- проанализировать различные подходы к определению понятия бенчмаркинга;
- определить сущность бенчмаркинга;
- выявить различия между бенчмаркингом и «промышленным шпионажем»
Введение……………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические основы бенчмаркинга…………..…...…………5
История возникновения бенчмаркинга………………...…………..5
Понятие и сущность бенчмаркинга…………………….…..………9
Этапы проведения бенчмаркингового исследования…..………..12
Глава 2. Анализ социально-культурной практики применения бенчмаркинга…………………………………………………………….………16
2.1 Применение бенчмаркинга в социально-культурной сфере в России и за рубежом…………………………………………………….………16
2.2 Методические рекомендации по использованию бенчмаркинга в сфере туризма…………………………………………………………………....19
Заключение………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………...25
Приложения…………………………………
Этап 2. «Предметный бенчмаркинг».
На основе выводов, сделанных по итогам анализа документации, становится возможным определиться с предметом бенчмаркинга, т.е. с тем показателем, который планируется подвергнуть изменению. Данный этап является ключевым и самым сложным, и это связано со спецификой социально-культурной сферы: при работе с клиентами зачастую крайне сложно определить, какой именно аспект работы фирмы является определяющим для ее успешности. Однако в менеджменте нет ничего невозможного. Так, на основе данных, полученных в результате прохождения этапа самодиагностики, руководителю необходимо выявить слабые стороны работы основной компании. Для этого предлагается оценивать неколичественные критерии по десятибалльной шкале.
Таким образом, становится возможным выявить наиболее отстающий относительно других показатель, который и станет предметом всего бенчмаркингового исследования. Значения остальных показателей позволят распределить их по степени приоритетности изменения.
Этап 3. «Выбор эталона».
Как уже было сказано выше, поиск эталонной компании может оказаться весьма затруднительным ввиду свойственного российским компаниям «комплекса засекреченности». Тем не менее, каждая организация, так или иначе, представляет ряд сведений о своей работе для открытого доступа. Именно эти сведения и должны стать определяющими при выборе эталонной компании.
Основной
задачей данного этапа является
выявление той организации, которая
имеет максимально высокую
Однако
выбор эталона подразумевает
анализ работы нескольких организаций,
что невозможно без сведения данных
о различных показателях работы
организации к аналогичным
Этап 4. «Сбор информации».
После того как компания-эталон выбрана, начинается работа по сбору всей доступной информации о данной фирме. Важно помнить, что бенчмаркинг не является промышленным шпионажем, соответственно сбор информации не должен быть связанным с нарушением закона. Бенчмаркинговое исследование подразумевает изучение только той информации, которую компания открывает для общего доступа либо предоставляет партнерам по бенчмаркингу добровольно.
В
остальном сбору подлежат любые
данные, которые оказываются
Этап 5. «Анализ и ограничения».
Даже самая полезная информация оказывается «мертвой» без анализа. Данный этап подразумевает изучение соотношения между различными показателями и уровнем успешности компании на рынке. Изучение истории развития организации в сопоставлении со статистическими данными о динамике ее развития помогут выявить закономерности, влияющие на уровень эффективности применяемых в ней бизнес-процессов.
Помимо анализа информации об эталоне данный этап подразумевает также оценку применимости бизнес-процессов, признанных наиболее эффективными в работе эталонной организации в основной компании. Иными словами, необходимо определить, является ли внедрение «образцовых» бизнес-процессов реальным на данном этапе развития.
Этап 6. «Внедрение опыта».
Внедрение опыта, признанного эффективным по итогам проведения бенчмаркингового исследования является своеобразной кульминацией всего процесса. Разумеется, внедрение новых бизнес-процессов может оказаться весьма болезненным, особенно в условиях маленькой фирмы, какую и представляют собой обычно туристские агентства. Соответственно, в данном случае речь идет не о слепом копировании чужого опыта, а лишь об использовании его для улучшения работы основной организации.
Этап 7. «Повторная самооценка и анализ улучшений»
Завершающий этап подразумевает оценку эффективности внедренного опыта. Рекомендуется проводить повторную самооценку спустя 3-6 месяцев после окончания предыдущего этапа. Подразумевается, что за этот срок внесенные изменения успеют повлечь за собой определенные улучшения эффективности работы основной организации. Окончательные же выводы можно делать на основе сравнения статистических данных, полученных по окончании очередного года с аналогичными данными по прошедшему году.
Таким
образом, бенчмаркинговое исследование,
проведение которого займет у организации
от 6 месяцев до года, может оказаться весьма
эффективным для ее саморазвития. Своего
рода «закольцованность» этого метода
позволит сделать процесс самосовершенствования
непрерывным: анализ эффективности внедренных
изменений становится основой для начала
нового эталонного сравнения. Следовательно,
бенчмаркинг является не только способом
саморазвития, но и его мотивом.
Заключение
По итогам проведенного исследования можно прийти к выводу, что современный рынок по-прежнему представляет собой беспрерывно развивающуюся систему, найти свое место в которой с каждым годом становится все сложнее. Особенно это характерно для социально-культурной сферы, где продуктом деятельности организации являются нематериальные блага, ведь в данном случае определить решающий фактор конкурентоспособности практически невозможно. Таким образом, возникновение новых методов развития организации становится вполне закономерным явлением. Одним из самых популярных таких методов на сегодняшний день является бенчмаркинг.
Бенчмаркинг, или эталонное сравнение, по сути своей представляет изучение опыта преуспевающих организаций с целью его адаптации и последующего использования для развития собственной организации. Отличие бенчмаркинга от всем известного промышленного шпионажа состоит в том, что эталонное сравнение проводится исключительно на основе открытой, общедоступной информации или данных, которые эталонная компания предоставила сама.
В примитивной форме бенчмаркинг берет свое начало в эпоху зарождения первых цивилизаций. Тогда изучение сильных и слабых сторон противника использовалось преимущественно в военном деле. Время сделало этот метод более совершенным и гораздо более мирным. Пройдя ряд этапов развития, современный бенчмаркинг может по праву называться одним из самых эффективных методов самосовершенствования организации.
Ведущей тенденцией развития современного общества принято считать всеобщую глобализацию и интеграцию. В этом контексте бенчмаркинг предстает еще более передовым методом, ведь он способствует сотрудничеству различных организаций, делает опыт лидеров доступным даже для самых мелких организаций отрасли и, таким образом, позволяет максимально приближаться к совершенству конечного продукта, будь то товар или услуга.
Крупнейшие зарубежные компании, такие как Xerox, Motorola, Мацусита и другие являются ярким примером эффективности этого метода на практике. В современной России бенчмаркинг лишь несколькими крупными компаниями, такими как "Газром", РАО "ЕЭС России", РНК "Лукойл", имеющими контакты с зарубежными партнерами и ориентирующимися на мировые стандарты. Однако популярность различных конференций и семинаров по инновационным технологиям в менеджменте, а также интерес, проявляемый к этому методу отечественной наукой, позволяет надеяться на становление практики бенчмаркинга и в российском менеджменте.
В социально-культурной сфере, представленной преимущественно предприятиями малого и среднего бизнеса, бенчмаркинг остается менее популярным, особенно в практике российских фирм. Такое положение дел вызвано целым рядом причин, среди которых можно назвать и низку степень осведомленности российских МСП о современных методах управления организацией, что подтверждает актуальность изучения данной темы.
Анализ
эффективности применения бенчмаркинга
на малых и средних предприятиях за рубежом,
а также неоспоримость того факта, что
в вопросах развития экономики Россия,
в основном, пользуется опытом многих
развитых стран и идет преимущественно
по аналогичному пути развития, позволяет
утверждать, что и нашей стране этот
метод является весьма перспективным
направлением развития менеджмента. Таким
образом, гипотеза, обозначенная во введении
к данной работе, подтвердилась. Внедрение
в практику российского социально-культурного
менеджмента бенчмаркинга действительно
является необходимым и возможным шагом.
Список использованной литературы
Приложение 1. Этапы развития бенчмаркинга 32
с
о
в
е
р
ш
е
н
с
т
в
о
в
а
н
и
е
время
Приложение
2. Сводная таблица определений бенчмаркинга33.
Автор | Определение |
Американский центр производительности и качества (APQC) | Процесс определения, распространения и использования знаний и лучшего опыта, что позволяет достичь стратегических, оперативных и финансовых преимуществ |
Аренков
И.А.,
Баум П.Ф., Томилов В.В. |
Метод поиска и внедрения наиболее успешных инноваций на всех уровнях предприятия с целью увеличения его конкурентоспособности |
Багиев Г.Л. | Процесс, деятельность по долгосрочному обдумыванию стратегии предпринимательства, основывающейся на лучшем опыте партнеров и конкурентов на отраслевом, межотраслевом, национальном и межнациональном уровнях |
Бенгт
Карлеф,
Сванте Остблюм |
Постоянный,
систематический процесс |
Кэмп Р. | Поиск лучших в отрасли методов, которые ведут к наивысшим достижениям |
Леннарт Густафссон | Сравнение
с другими предприятиями или
другими подразделениями и |
Михайлова Е.А. | Сравнение
продукта конкурента или какой-либо
его части с продуктом |
Ритвельдт Д., Качалин В., Фуколова Ю. | Сравнительный анализ экономической эффективности работы одной компании и показателей других, более успешных |
Саломеева А. | Систематическая деятельность, направленная на поиск, оценку и учебу на лучших примерах, независимо от их размера, сферы бизнеса, географического положения. |
Спендолини М. | Часть общего процесса принятия решений с четкой нацеленностью на совершенствование организации |
IBM | Инструмент,
используемый для поиска методов, которые
позволяют организации |
Volvo Personvagnar | Постоянный
процесс обучения у лучших в мире
вне зависимости от вида их бизнеса,
чтобы:
|
Информация о работе Перспективы развития бенчмаркинга в России