Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 23:25, курсовая работа
Цель – доказать возможность внедрения бенчмаркинга в практику российского социально-культурного менеджмента
Задачи:
- рассмотреть историю возникновения и развития бенчмаркинга за рубежом;
- проанализировать различные подходы к определению понятия бенчмаркинга;
- определить сущность бенчмаркинга;
- выявить различия между бенчмаркингом и «промышленным шпионажем»
Введение……………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические основы бенчмаркинга…………..…...…………5
История возникновения бенчмаркинга………………...…………..5
Понятие и сущность бенчмаркинга…………………….…..………9
Этапы проведения бенчмаркингового исследования…..………..12
Глава 2. Анализ социально-культурной практики применения бенчмаркинга…………………………………………………………….………16
2.1 Применение бенчмаркинга в социально-культурной сфере в России и за рубежом…………………………………………………….………16
2.2 Методические рекомендации по использованию бенчмаркинга в сфере туризма…………………………………………………………………....19
Заключение………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………...25
Приложения…………………………………
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
Факультет культуры
Кафедра
социально-культурных
технологий
Курсовая работа
По
предмету: Методическое
обеспечение социально-
«Перспективы
развития бенчмаркинга
в России»
Выполнила студентка
3 курса группы ДК/08
Чалова
Татьяна Игоревна
Проверила:
доцент кафедры СКТ СПбГУП
кандидат педагогических наук
Шубина
Ирина Витальевна
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Введение………………………………………
Глава 1. Теоретические основы бенчмаркинга…………..…...…………5
Глава
2. Анализ социально-культурной практики
применения бенчмаркинга………………………………………………
2.1
Применение бенчмаркинга в
2.2
Методические рекомендации по
использованию бенчмаркинга в сфере туризма……………………………………………………………
Заключение…………………………………
Список использованной литературы…………………………………...25
Приложения…………………………………
Введение
Актуальность. Изучение проблемы развития бенчмаркинга в России с каждым днем приобретает все большую актуальность ввиду того, что отечественный менеджмент все еще находится в стадии развития. Время, когда вместо грамотного менеджмента на предприятиях функционировала исключительно командно-административная система, еще не так далеко ушло: говоря о российском менеджменте, можно по-прежнему называть его сравнительно молодым. Таким образом, внедрение различных методов развития организации в практике современной отечественной управленческой системы имеет весьма большое значение. Бенчмаркинг – термин, который для многих менеджеров по-прежнему является незнакомым. Тем не менее, эффективность этого метода успели оценить многие зарубежные компании, в том числе и международные. К сожалению, многими российскими менеджерами разница между бенчмаркингом и всем известным промышленным шпионажем улавливается довольно плохо. С другой стороны, даже осознанное применение этого метода затруднено особенностями российского бизнес-менталитета: зачастую сиюминутный успех собственной организации является для компании приоритетным по сравнению с перспективой развития индустрии в целом. Особенно это заметно в организациях социально-культурной сферы.
В отечественной науке существует ряд публикаций и монографий, посвященных теории и практике бенчмаркинга. Тем не менее, этот метод развития организации еще не успел стать традиционным, особенно в российской практике, и редкий отечественный экономический словарь содержит четкое определение понятия бенчмаркинга. Таким образом, эта тема по-прежнему является новой, что оставляет возможность для дальнейшего ее изучения.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью внедрения в практику российского социально-культурного менеджмента эффективных методов его развития и трудностями….
Цель – доказать возможность внедрения бенчмаркинга в практику российского социально-культурного менеджмента
Задачи:
- рассмотреть историю возникновения и развития бенчмаркинга за рубежом;
-
проанализировать различные
-
определить сущность
- выявить различия между бенчмаркингом и «промышленным шпионажем»;
- обозначить основные этапы внедрения метода на практике;
- выявить особенности применения бенчмаркинга в организациях СКС;
-
проанализировать причины
- определить перспективы развития бенчмаркинга в России.
Объект – бенчмаркинг как метод развития организации.
Предмет – перспективы развития бенчмаркинга в России.
Гипотеза. Внедрение в практику российского социально-культурного менеджмента бенчмаркинга как метода развития организации необходимо и возможно.
Методы исследования:
- анализ документов;
-
прогнозирование.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕНЧМАРКИНГА
Бенчмаркинг – явление, сравнительно новое для российского менеджмента. Тем не менее, в практике японский, американских, западно-европейских и скандинавских компаний бенчмаркинг давно пользуется популярностью. Так, по данным компании «Bain & Co» последние годы бенчмаркинг входит в тройку самых распространенных методов управления бизнесом в международных компаниях1.
В примитивной форме бенчмаркинг был известен человечеству, пожалуй, с момента возникновения первых цивилизаций, что является очевидным, если понимать в данном случае под этим термином сравнение с целью установления эталона. Так, еще в IV веке до нашей эры китайский стратег и мыслитель в своей знаменитой книге «Искусство войны» писал: «Если вы знаете врага и знаете себя, то ваша победа не подлежит сомнению»2. Преимущественно в военном деле человечество веками применяет метод изучения ошибок и успехов других для совершенствования собственной стратегии поведения.
Впервые термин "бенчмаркинг" в прямом смысле появился в 1972 году в Институте стратегического планирования Кембриджа, (США)3. Исследовательская и консалтинговая компания, известная в Европе как Prims, установила, что поиск эффективного решения в области конкуренции неразрывно связан с изучением, освоением и использованием опыта лучших предприятий, добившихся успеха в этой области деятельности. В Японии Benchmarking соотносится по содержанию с японским словом «dantotsu», означающим «усилие, беспокойство, желание лучшего (лидера) стать еще лучшим (лидером)»4
Интересно отметить, что сам этот метод был применен в японском менеджменте еще до возникновения термина – в конце 50-х годов ХХ века. В этот период японские специалисты стали активно изучать деятельность крупнейших американских компаний с целью выявления закономерностей их успеха. Основной задачей ставилось исследование как сильных, так и слабых сторон американских товаров и услуг, для того, чтобы, модифицировав их, выпустить на рынок собственные аналоги по более низким ценам.
Так, к концу 70-х годов, японские компании начали свою экспансию на американские рынки. Для американских специалистов возникла необходимость разработки антикризисных планов, и в 1979 году компания Xerox первой приступила к реализации проекта «Бенчмаркинг конкурентоспособности». Проект подразумевал анализ затрат и качества и собственной продукции в сравнении с аналогичными японскими образцами и имел большой успех.
Позднее философия бенчмаркинга стала активно использоваться в практике многих американских фирм, таких как «3М», «НР», «Dupont», «Motorolla» и других.
Середина 80х годов ознаменована началом бурного развития бенчмаркинга: в 1989 году компанией Prims был проведен форум – «Совет по бенчмаркингу», где была коллективно разработана методология бенчмаркинга, а также основы его применения на предприятии. С этого же года начали публиковаться работы, посвященные разработке типов и моделей бенчмаркнга.
Существует и другой подход к описанию истории возникновения и становления бенчмаркинга. В работе доктора экономических наук, профессора В.А. Баринова бенчмаркинг в своем развитии прошел несколько ключевых этапов. Графически история развития бенчмаркинга представлена в приложении 1.
На первом этапе бенчмаркинг представлял собой «реинжинииринг или ретроспективный анализ продукта».
Как научно-практическое направление, реинженииринг бизнес-процессов, возникший в США, за несколько лет стал одним из самых популярных методов усовершенствования работы компании. В российской практике он зарекомендовал себя как необходимый в условиях проведения глобальной экономической реформы и выхода отечественных компаний на мировой рынок. Итак, реинжиниринг — это радикальное переосмысление и перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы5. термин «реинжиниринг бизнес-процессов» ввел М. Хаммер в 1990 г. в статье «Реинжиниринг: не автоматизируйте – уничтожайте». Хаммер рассматривает реинжинииринг как революцию в бизнесе, которая представляет собой уход от старых методов управления организацией и замену их новыми принципами конструирования бизнеса, аналогичными инженерной деятельности. В основе реинжинииринга лежит взаимопроникновение двух ведущих сфер деятельности – менеджмента и информатизации.
«Это определение содержит четыре ключевых слова: «фундаментальный», «радикальный», «резкий (скачкообразный)» и «процесс» (наиболее важное слово).
Фундаментальный. На начальной стадии реинжиниринга необходимо ответить на такие основные вопросы:
Отвечая
на эти вопросы, специалисты должны
переосмыслить текущие правила
и положения (зачастую не сформулированные
в письменной форме) ведения бизнеса
и часто оказывающиеся
Радикальный. Радикально
Резкий (скачкообразный). Реинжиниринг не применяется в тех случаях, когда необходимо улучшение либо увеличение показателей деятельности компании на 10—100%, а используются более традиционные методы (от произнесения зажигательных речей перед сотрудниками до проведения программ повышения качества), применение которых не сопряжено со значительным риском. Реинжиниринг целесообразен только в тех случаях, когда требуется достичь резкого (скачкообразного) улучшения показателей деятельности компании (500—1000% и более) путем замены старых методов управлении новыми»6.
Второй этап – «бенчмаркинг конкурентоспособности». Как наука это направление получило развитие в 1976-1986 годах. В этот период усовершенствование работы компании стало основываться не только на полной реструктуризации собственной организации, но и на сравнении ее работы с опытом конкурентов. Особенность этого этапа состоит в том, что эталонное сравнение проводилось внутри конкретной отрасли. Однако, этот процесс не обошелся без возникновения некоторых трудностей, связанных, в первую очередь с тем, что большинство необходимой для сравнения информации являлось конфиденциальным. Впервые метод был разработан в Кембридже (США), в Институте стратегического планирования в 1972 году для оценки эффективности бизнеса, а в 1979 году этим методом как способом выхода из тяжелейшего кризиса воспользовалась компания Rank Xerox. Детальное изучение опыта японской компании Fuji – своего главного конкурента привело Xerox к успеху и процветанию, что сделало бенчмаркинг неотъемлемой частью бизнес-стратегии компании Xerox. В настоящее время Xerox остается бесспорным лидером в области использования технологий бенчмаркинга.
Информация о работе Перспективы развития бенчмаркинга в России