Перспективы развития бенчмаркинга в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Цель – доказать возможность внедрения бенчмаркинга в практику российского социально-культурного менеджмента
Задачи:
- рассмотреть историю возникновения и развития бенчмаркинга за рубежом;
- проанализировать различные подходы к определению понятия бенчмаркинга;
- определить сущность бенчмаркинга;
- выявить различия между бенчмаркингом и «промышленным шпионажем»

Содержание

Введение……………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические основы бенчмаркинга…………..…...…………5
История возникновения бенчмаркинга………………...…………..5
Понятие и сущность бенчмаркинга…………………….…..………9
Этапы проведения бенчмаркингового исследования…..………..12
Глава 2. Анализ социально-культурной практики применения бенчмаркинга…………………………………………………………….………16
2.1 Применение бенчмаркинга в социально-культурной сфере в России и за рубежом…………………………………………………….………16
2.2 Методические рекомендации по использованию бенчмаркинга в сфере туризма…………………………………………………………………....19
Заключение………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………...25
Приложения…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Бенчмаркинг.docx

— 88.27 Кб (Скачать)

       Третий этап – «бенчмаркинг процесса». Его особенностью является то, что в период 1982-1986 годов ведущие компании пришли к выводу, что изучение опыта предприятий других сфер деятельности, не являющихся их прямыми конкурентами, значительно проще. Грамотное применение этого метода позволило все той же компании Xerox в 1988 году получить премию имени Малкольма Болдриджа – национальную премию США в области качества7.

       Четвертый этап – «стратегический бенчмаркинг» - «систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий» (Грегори Х. Ватсон )8.

       Пятый этап – «глобальный бенчмаркинг». В настоящее время бенчмаркинг приобретает все большее значение в развитии современного бизнеса. Возникает все больше организаций, занимающихся поисков партнеров для эталонного сравнения на условиях обоюдной выгоды. Известный специалист по маркетингу Филипп Котлер ввел определение для таких организаций – «индустриальное бюро знакомств». Так, «в 1994 году была учреждена Глобальная сеть бенчмаркинга как сообщество независимых бенчмаркинговых центров. На сегодняшний день она объединяет подобные центры из 20 стран мира, со всех континентов, за исключением Южной Америки. Хотя, учитывая растущий интерес к бенчмаркингу в Бразилии, это лишь вопрос времени. Россия же стала полноправным членом GBN совсем недавно, осенью 2004 года. Из наших ближайших соседей из постсоветского пространства во всемирной бенчмаркинговой сети присутствует только Молдова.

       Активному развитию глобального бенчмаркинга способствуют мировые конкурсы в  области качества: Национальная премия качества Малколма Болдриджа (США), Европейская  премия качества, Японская премия качества и другие. У их организаторов есть возможность накапливать и систематизировать информацию о передовом опыте в области менеджмента участников и лауреатов премий»9.

       Итак, бенчмаркинг в процессе своего развития успел пройти целый ряд этапов. Независимо от подхода к их разграничению, очевидно одно: с течением времени  этот метод ничуть не теряет своей  эффективности и актуальности.

       1.2 Понятие и сущность бенчмаркинга

       Как видно из предыдущего параграфа, бенчмаркинг является далеко не традиционным инструментом управления, поэтому редкий российский словарь содержит определение  этого понятия. Таким образом, поиск адекватного определения понятия бенчмаркинг представляет собой, в основном, изучение различных статей и монографий российских и зарубежных авторов. Среди наиболее известных можно выделить определения, представленные в Приложении 2.

       Термин "бенчмаркинг" происходит от английского слова benchmark - "точка отсчета", "зарубка". Первоначально это слово обозначало отметку на каком-либо объекте, например, метку на столбе, указывающую высоту над уровнем моря. В бизнесе бенчмаркинг - это механизм сравнения показателей работы компании с показателями более успешных фирм10.

       Роберт Кэмп, руководитель Глобальной сети бенчмаркинга (Global Benchmarking Network) определяет бенчмаркинг как «постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства самых серьезных конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях»11.

       В статье Э. Белокровина и Д. Маслова сказано, что «бенчмаркинг в России – это:

  • метод контроля;
  • особая управленческая процедура внедрения в практику работы организации технологий, стандартов и методов работы лучших организаций-аналогов;
  • непрерывный поиск новых идей и последующее использование на практике;
  • непрерывный систематизированный процесс усовершенствования различных аспектов деятельности компании;
  • механизм сравнительного анализа эффективности работы одной компании с показателями других, более успешных фирм»12.

       Таким образом, под бенчмаркингом здесь следует понимать, во-первых, сравнение основных производственных показателей собственной компании с показателями других организаций (будь то конкуренты или компании-лидеры); а во-вторых, изучение и применение положительного опыта других организаций в собственной компании, независимо от отрасли, в которой они работают.

         В книге, созданной для руководителей  высшего и среднего звена, Ивана  Петровича и Татьяны Вячеславовны  Даниловых говорится, что «система бенчмаркинга позволяет за счет использования передового опыта ведущих фирм совершенствовать собственное производство, внедрять инновационные технологии, повышать культуру предпринимательства»13.

       В статье консультанта по вопросам создания конкурентоспособной продукции и услуг, кандидата технических наук А.М. Кузьмина термин «бенчмаркинг» является синонимичным с такими понятиями как «эталонное сравнение» и «ориентация на успешные компании». Здесь бенчмаркинг рассматривается как один из методов управления качеством. Основная цель этого метода определяется как изучение эффективности бизнеса партнеров, а так же качества их продукта с последующим использованием их опыта для достижения коммерческого успеха собственного предприятия. Таким образом, под бенчмаркингом Кузьмин понимает «метод объективного систематического сопоставления собственной деятельности с работой лучших компаний (подразделений своей компании), уяснение причин эффективности бизнеса партнеров, организацию соответствующих действий для улучшения собственных показателей и их реализацию»14.

       При определении понятия бенчмаркинг возникает также необходимость сравнения и выявления различий между бенчмаркингом и такими понятиями как промышленный шпионаж, конкурентная разведка и этика цивилизованного бизнеса. Эта необходимость связана с тем, что, в особенности в российской практике существует проблема применения метода бенчмаркинга, вызванная именно недостаточным пониманием его сути.

       Итак, промышленный шпионаж – это «форма недобросовестной конкуренции, при которой осуществляется незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно получения материальной выгоды»15. Действия, которые могут быть квалифицированы как «промышленный шпионаж» могут оказаться уголовно наказуемыми. Кроме преследования отдельных сотрудников, за промышленный шпионаж может быть наказана вся организация путем наложения различных штрафов и ограничений. Несомненно, что с этической точки зрения любая форма промышленного шпионажа однозначно осуждается. Более того, зачастую возможные убытки от этого «нечистоплотного» изучения деятельности конкурентов не могут быть покрыты предполагаемой прибылью от полученной таким образом информации. К тому же, уличение в промышленном шпионаже очень сильно подрывает репутацию любой организации.

       Конкурентная разведка (англ. Competitive Intelligence, сокр. CI) — сбор и обработка данных из разных источников, для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации, проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм (в отличие от промышленного шпионажа); а также структурное подразделение предприятия, выполняющее эти функции16.

       Под «этикой цивилизованного бизнеса» понимается такой способ ведения бизнеса, такая практика хозяйственной деятельности, в соответствии с которой не только не нарушаются законы стран(ы) пребывания, Кодексы и добровольно принятые участниками рынка Стандарты, но и соблюдаются неписаные нормы и правила поведения компаний, направленные на удовлетворение законных интересов самих компаний, других участников рынка (конкурентов, поставщиков, посредников, сервисных компаний) потребителей и общественности17.

       Разграничение значений этих понятий дает право утверждать, что бенчмаркинг, в отличие от подобных ему способов изучения опыта других организаций, является наиболее целесообразным. С одной стороны, применение этого метода позволяет получить достаточное количество информации, с другой – не подрывает репутацию фирмы и является абсолютно законным. Эту целесообразность замечательно иллюстрирует пример из военной практики США. «По оценке начальника разведки ВМС США, 90% всей информации военная разведка черпала из открытых источников, 9% -из «полуоткрытых» и лишь 1% — из совершенно закрытых, секретных источников»18.

       Таким образом, эффективное применение бенчмаркинга невозможно без четкого понимания сущности этого метода. Анализ различных определений понятия бенчмаркинга, а также сравнение его с другими, схожими, но не идентичными явлениями позволяет достичь этого понимания. Итак, бенчмаркинг, в общем виде, - это изучение опыта, стратегии, решений, деловой практики конкурентов или лидеров в своей или иной отрасли с целью использования этого опыта в адаптированном виде для улучшения качества работы собственной компании.

       1.3 Этапы проведения бенчмаркингового исследования

           Бенчмаркинговое исследование – процесс, требующий определенных материальных и временных затрат. Руководителю организации следует понимать, что настоящее бенчмаркинговое исследование по времени занимает около шести месяцев. Для его проведения необходимо создание группы специалистов, работающих в данном направлении.

       Само бенчмаркинговое исследование состоит из нескольких этапов.

  1. Оценка текущего положения организации и определение областей для улучшений.
  2. Определение предмета бенчмаркинга.
  3. Поиск компании-эталона и выбор формы эталонного сопоставления.
  4. Сбор информации.
  5. Анализ информации, определение ограничений по реализации проекта
  6. Внедрение полученного опыта в деятельность организации.
  7. Повторная самооценка и анализ улучшений19.

       Итак, рассмотрим содержание каждого этапа более подробно.

       Этап 1- «Оценка текущего положения организации и определение областей для улучшений». На этом этапе предполагается проведение диагностики компании и определение ключевых показателей ее деятельности. Информация, полученная в ходе этой диагностики, позволяет выявить сильные и слабые стороны в деятельности организации и используется в качестве базы сравнения с конкурентами или эталоном. Показатели, которые оказываются наиболее отстающими от эталонных и будут являться объектом бенчмаркинга. Среди инструментов диагностики организации можно выделить следующие: сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard), SWOT-анализ, карты качества Дженса Далгаарда модель организационной самооценки Тито Конти, и др.

       Кроме того, по мнению Д.В. Маслова и Э.А. Белокровина «эффективным инструментом оценки состояния организации являются модели премий в области качества, распространенных и признанных в мире: Национальной награды за качество Малколма Болдриджа (США), модель EFQM Европейской премии качества, а также Премии Правительства РФ в области качества, основанной на европейской модели EFQM»20. Разработка критериев этих премий предусматривает учет мировых тенденций в создании систем управления. Базовые ценности премий отражают ключевые факторы конкурентоспособности и успешности организации.

       Этап 2«Определение предмета бенчмаркинга». Роберт Кэмп, родоначальник метода бенчмаркинга, заметил, что если первоначально 100 процентов проектов по бенчмаркингу были сфокусированы на продукции, то с 1992 года только 10-20 процентов проектов фокусируются на продукции, в то время как от 80 до 90 процентов фокусируются на процессах и практиках21. Это связано с тем, что различия в характеристиках готового продукта организации напрямую зависят от тех бизнес-процессов, которые лежат в основе ее деятельности. На этом этапе организация может столкнуться с определенными трудностями, преодоление которых позволит гораздо лучше разобраться в причинах отставания от конкурентов. Эти трудности вызваны тем, что зачастую руководство организации имеет весьма расплывчатое представление о тех бизнес-процессах, которые протекают в их же организации. Значительно облегчит задачу для бенчмаркинга и повысит его эффективность определение структуры собственных процессов в области предполагаемого улучшения. При описании процессов организации и составлении их детальной схемы полезно изучить и использовать методологию моделирования IDEF/0 — Integration definition for function modeling (интеграционное определение для моделирования функций)22,  где бизнес-процесс понимается как совокупность выполняемых операций на его отдельных этапах.

       Этап 3 – «Поиск компании-эталона и выбор формы эталонного сопоставления». Выбор компании-эталона является сложным, но крайне важным этапом бенчмаркинга. Зачастую список возможных эталонных организаций ограничивается одной-двумя компаниями, о которых наслышан руководитель. На западе практика прямого обращения к организации с просьбой о проведении эталонного сравнения является весьма распространенной и воспринимается адекватно. В России же у многих компаний существует так называемый «комплекс засекреченности», и они не готовы делиться собственным опытом с другими организациями, даже работающими в другой отрасли. Таким образом, выбор компании-эталона может производиться на основе изучения публикаций информации об организации в СМИ или личного знакомства с руководителями на различных семинарах, выставках и т.п.

       Другими источниками информации о потенциальных эталонных компаниях могут служить Интернет и Европейский фонд управления качеством (EFQM).

       Этап 4 – «Сбор информации». Одним из простых инструментов сбора информации для бенчмаркинга является контрольный лист (приложение 3), где в качестве оценочного элемента могут выступать, например, критерии модели Премии Правительства РФ в области качества, детализированные этапы бизнес-процесса, применяемые методы управления и т. д23.

Информация о работе Перспективы развития бенчмаркинга в России