Персональное развитие в организации: аспекты карьеры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Персональное развитие оказывает положительное влияние на сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своего предприятия, так и вне него. Получение в процессе профессиональной подготовки новых знаний способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...2
Глава 1. Личность и организация……………………………………………………………...3
1.1 Личность и работа…………………………………………………………………………..4
Глава 2. Управление карьерой………………………………………………………………….13
2.1. Понятие и виды карьеры…………………………………………………………………...13
2.2. Задачи и функции управления деловой карьерой………………………………………..17
2.3. Типовые модели карьеры…………………………………………………………………..19
2.4. Этапы деловой карьеры…………………………………………………………………….23
2.5. Составление карьерограммы…………………………………………………………….....26
2.6. Управление деловой карьерой……………………………………………………………..28
2.7. Гендерные аспекты карьеры (мужская и женская карьера)……………………………...30
Глава 3. Практическая часть………………………………………………………………….…38
3.1. Интересный опыт…………………………………………………………………………...38
3.2. Проективный тест «Круги и линии»………………………….…………………………..39
Заключение……………………………………………………………………………………....41
Литература…………………………………………………………………………………….…42

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 268.02 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9. Структура личного плана  карьеры руководителя

    1. Гендерные аспекты карьеры (мужская и женская карьера)

В современной теории кадрового менеджмента понятие «гендер» рассматривается как социальный пол, представляющий собой комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины. Из всего набора перечисленных атрибутов в данном случае наиболее интересны проблемы реализации гендерных особенностей поведения личности в трудовой деятельности, в первую очередь связанных с карьерой как с профессиональным ростом и должностным продвижением.

В условиях рыночной экономики актуализация новых ресурсов управления, составляющих потенциал гендерных отношений, становится одним из путей повышения качества работы персонала. Гендерные исследования последних лет, посвященные изучению различий между мужчинами и женщинами в управлении, убедительно доказали, что организационное поведение во многом обусловлено гендерными ролями. В то же время гендерные аспекты мотивации карьеры остаются малоизученными.

Исследователями гендерных факторов трудового поведения установлено, что в сфере карьеры различия мужского и женского образов действия характеризуются неравенством возможностей. Гендерное пространство определяет карьерные притязания и стратегии их реализации. На модели трудового поведения оказывают влияние устойчивые стереотипы мужской и женской карьеры. При этом представления о женской карьере формируются, как правило, в сравнении с мужской карьерой, противопоставлении карьеры и личной жизни, семьи.

Существенные гендерные различия проявляются в сфере целеполагания людей относительно профессиональных и личностных достижений: мужчины и женщины по-разному воспринимают и оценивают успех. Мужчины склонны распространять профессиональный успех на успешность жизни в целом, в то время как женщины четко дифференцируют профессиональные достижения и благополучие в других сферах жизни. Мужчины воспринимают успех как должностное продвижение и рост материального благосостояния, а профессиональный неуспех – как тотальную жизненную неудачу. Для женщины успех ассоциируется с ситуацией, когда «все хорошо и в личной жизни, и в семье, и на работе», то есть присутствует гармония всех сторон жизни. В выборе карьерных стратегий женщины также проявляют большую гибкость.

Обобщение различных отечественных и зарубежных исследований гендерных аспектов мотивации карьеры позволяет выявить особенности мужской и женской карьерной стратегии и предложить рекомендации по учету данных особенностей в практике трудоустройства и построения карьеры в любой организации (табл.2.6.1).

Таблица 2.6.1

Реализация мужской карьерной стратегии в практике трудоустройства

Особенности карьерной стратегии

мужчин

Рекомендации по реализации карьеры

Как правило, карьера начинается с

первых лет работы в организации

Уже в процессе собеседования при

трудоустройстве необходимо наметить и обсудить с работодателем перспективы карьерного роста

   

Карьера воспринимается как

достижение престижных и перспективных должностей

Важно понимать, что профессиональная и

должностная карьера взаимосвязаны: получению очередной более высокой должности, как правило, предшествует период накопления профессионального опыта

   

Карьера рассматривается как

существенная составная часть жизни. Если возникают проблемы личного характера, мужчины, как правило, ищут возможности компенсировать личностные затруднения достижениями в карьере

В данных ситуациях лучше руководствоваться

принципом «Жизнь — это всегда больше, чем работа».

Если в работе или личной жизни возникает неудача, следует расширить зону успешных действий (дополнительное обучение, общественная деятельность и т. д.)

«Личная стратегия» в карьере

связана с достижением поставленной цели. Решающий вопрос перед каждой новой задачей по дальнейшему карьерному продвижению: «Что это даст в будущем, есть ли у данного конкретного шага перспектива?»

Перспективное планирование имеет свои

несомненные преимущества, но в то же время существует опасность упустить нечто важное, что происходит «здесь и сейчас»

Одним из важных условий

успешной карьеры является «трезвая оценка степени риска», то есть сознательное взвешивание шансов на успех или проигрыш

Риск означает альтернативу: прибыль или

потерю, победу или поражение. Соответственно, рискуя, необходимо быть готовым к проигрышу

Успешное профессиональное и

должностное продвижение обеспечивается созданием и поддержанием системы неформальных отношений и возникающих на неофициальных уровнях информационных каналов

Модель эффективного делового поведения

строится  не  только  на  основе  неформального взаимодействия.

Следует учитывать, что в правила ведения российского бизнеса проникают нормы западного бизнес-поведения, где строго разграничивается деловое и неформальное поведение. Опасно выстраивать карьеру исключительно на основании родственных и дружеских связей — можно потерять друзей и осложнить отношения с родственниками

   

Развита потребность объединения

в команду. Характерно «групповое поведение», когда признается ценной совместная деятельность по достижению значимого результата и принимаются во внимание личностные особенности членов группы, в том числе и негативные

В команде существует практика распределения

ролей.

Важно осознавать, какие роли заданы, и гибко перестраивать свое поведение в случае несоответствия роли и целей карьеры


 

Таким образом, женская мотивация карьеры в большей степени, чем у мужчины, имеет подвижный характер и может изменяться под влиянием различных факторов.

Мужчины в карьерном продвижении более жестко ориентируются на статус и внешнее подтверждение карьерного успеха, а в карьерном поведении чаще проявляют стремление к сохранению ритуальных форм делового общения и реализации властных полномочий.

Таблица 2.6.2.

Реализация женской карьерной стратегии в практике трудоустройства

Особенности карьерной стратегии

женщин

Рекомендации по реализации карьеры

Как правило, карьера

начинается отсроченно, через несколько лет после начала работы в организации

Необходимо заранее принять решение о сроке

начала карьеры,  продумать  планы  и  варианты оптимального сочетания карьеры и семейной жизни

Карьера воспринимается как

возможность для самореализации и личностного роста

Важно осознавать, что накопление

определенного профессионального опыта должно сопровождаться повышением в должности, что и является объективным критерием успешной самореализации

Профессиональные и

личностные проблемы четко разграничиваются, в случае конфликта однозначно выбирается тот или иной путь

Такой взгляд «или — или» значительно сужает

возможности и пространство действий. Целесообразнее находить варианты согласования всех позиций, пусть даже через решение не всех проблем целиком, а их отдельных частей

«Личная стратегия» в карьере

связана с решением проблемы в данном месте и в настоящий момент

Помимо  учета  текущей  ситуации  («здесь  и

сейчас») важно видеть перспективу, планировать время и управлять условиями карьерных достижений

Риск оценивается в  качестве

принципиально отрицательного момента и означает потерю, опасность. Его стараются по возможности избегать

Рассчитанный риск оправдан. Рискуя, мы

подчас приобретаем больше, нежели упускаем в случае осторожного поведения

В построении карьеры

сознательно избегают установления неформальных взаимно полезных отношений

Мужской тип поведения для женщины менее

выигрышен, чем разумное использование всего богатства возможностей, характерных для женского стиля поведения

Не выражена потребность

объединяться в группы и побеждать всем вместе (так называемый «командный дух»). Как правило, отсутствует опыт деятельности в составе команды

Можно и в составе команды сохранять свою

индивидуальность, личный успех, помноженный на успех многих.

Это существенно увеличивает шансы в карьерном продвижении


Наиболее полно гендерные особенности карьеры были изучены докторами Маргарет Хеннинг (1996) и Анн Жарден (1996), удостоенными ученой степени Гарвардской школы бизнеса. Проведенные ими исследования позволили выявить целую группу факторов успешной карьеры руководителей-женщин.

      1. Порядок рождения этих женщин в родительской семье (младшая,

средняя или старшая дочь).

      1. Социально-экономический статус родительской семьи.
      2. Образовательный уровень отца и матери в родительской семье.
      3. Отношение к ребенку в родительской семье.
      4. Характер отношений с отцом женщины-руководителя.
      5. Специфика интересов и увлечений женщины-руководителя в детстве.
      6. Отношение к учебе, статус в классе женщины-руководителя в период ее обучения в колледже.
      7. Выраженность личностных качеств, определяющих успех в карьере.
      8. Базовая карьерная стратегия, в том числе характер решений по карьере, принимаемых на ранних стадиях профессиональной деятельности.
      9. Стиль взаимоотношений с коллегами – представителями противоположного пола.
      10. Фактор непосредственного руководителя.

Далее будет раскрыто содержание каждого из приводимых факторов.

Порядок рождения ребенка. Большинство из принявших в исследовании руководителей-женщин (80%) были единственным или старшим ребенком в семье. Оставшиеся 20% попали в положение родившегося первым ребенка в результате сложившихся обстоятельств (развод родителей, смерть старших братьев и сестер).

Социально-экономический статус семьи. Все участники исследования родились в «стремящихся вверх» семьях так называемого среднего класса. Отцы всех опрошенных являлись руководителями высокого уровня, 90% из них занимали руководящие должности в экономике, оставшиеся 10% были директорами колледжей. 95% матерей были домашними хозяйками.

Образовательный уровень родителей. Уровень образования 90% матерей был не ниже уровня образования отцов опрошенных женщин.

Отношение к ребенку в семье. По мнению авторов исследования, данный фактор относится к ключевым. Маргарет Хеннинг и Анн Жардэн (1996) предполагают, что решающее значение в достижении участницами исследования успеха в карьерном продвижении имело особое отношение к ним в детстве со стороны родителей. Все опрошенные испытали отношение к себе как к первенцам. Их появления ожидали и ему очень радовались, им отводился особый статус в семье. Подобные ощущения собственной уникальности и исключительного положения глубоко запечатлеваются в психике ребенка. Все опрошенные женщины вспомнили о том, что имели счастливое детство и что родители в их жизни играли очень важную позитивную роль.

Характер отношений с отцом. Все участницы исследования имели хорошие отношения со своими отцами и поддерживали с ними доверительные открытые отношения, начиная с самого раннего возраста.

Специфика интересов и увлечений в детстве. Отцы и дочери разделяли интересы, традиционно характерные для отцов и сыновей: спортивные состязания, деятельность, связанная с определенными физическими нагрузками, настойчивое стремление к успеху, готовность к конкуренции и твердая установка на победу.

Отношение к учебе, статус в классе. Все опрошенные относились к учебе с большим прилежанием и ответственностью, входили в число хороших учениц и являлись лидерами в своих классах. Во время обучения в колледже они выработали для себя эффективную стратегию поведения, в которую входило следующее:

        • постановка цели,
        • определение приоритетов,
        • разработка программы действий, позволявшей выявлять ложные пути и корректировать дальнейшее движение вперед.

Следовательно, уже в колледже их поведение принципиально не отличалось от поведения преуспевающего, стремящегося достичь вершин менеджера.

Выраженность карьероориентированных личностных качеств. Все опрошенные женщины-руководители обладали основополагающими (с точки зрения зарубежных исследователей психологии) качествами, обеспечивающими любой успех, в том числе и карьерный. В число этих качеств входили:

        • стремление к успеху (мотивация достижений),
        • ориентация на качественное выполнение профессиональных задач,
        • желание, благодаря своему профессионализму, быть уважаемым лицом в коллективе,
        • радость от состязания,
        • готовность идти на риск.

Последнее из перечисленных свойств требует особого внимания. Преуспевающие в карьере женщины очень рано научились у своих отцов трезво оценивать степень риска, иными словами, сознательно взвешивать и анализировать свои шансы на победу или проигрыш. В этом отношении все участницы исследования существенно отличались от подавляющего большинства женщин, для которых риск означает прежде всего утрату, потерю, и потому они стремятся избегать его.

Информация о работе Персональное развитие в организации: аспекты карьеры