Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:56, курсовая работа
Таможенные услуги относятся к важной сфере услуг, обслуживающих внешнеторговую деятельность экспортеров и импортеров. Кроме того, таможенные органы предоставляют услуги не только субъектам внешнеэкономической деятельности на определенном этапе внешнеторговой сделки, но и государству, выполняя функцию по регулированию, а также возможности защиты экономики, здоровья населения и охраны окружающей среды.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Услуги, таможенные услуги: понятия и определения. . . . . . . . . . . . …... 4 1.1. Определение и структура понятия «услуга». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 1.2. Определение и анализ понятия «таможенная услуга». .. . . . . . . . . . . . . .8
2. Терминология в сфере таможенного обслуживания. . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3. Структура понятия и системный характер таможенных услуг. . . . . . . . .19
4. Типология таможенных услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
5. Сфера таможенных услуг и ее структура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Примеры таможенных услуг для участников внешнеэкономической деятельности. . . . . . . . . . . . ……………………………………………..……37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Список использованных источников и литературы. . . . . . . . . . . . . . . . .
Решение проблемы формирования государственных услуг, в том числе и в таможенной сфере, самым тесным образом связано с основными направлениями развития экономики России. Главные среди них определены Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации и ориентируют таможенную службу России на решение следующих задач:
– повышение результативности государственного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности с учетом пополнения федерального бюджета;
– формирование условий стабильной благоприятной среды для внешней торговли, в том числе за счет сочетания предоставления государственных и частных услуг по содействию внешней торговле. Применение процедур таможенного администрирования, основанных на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий, на международных стандартах, нормах и правилах. Переход к использованию применяемого в Европейском союзе Единого административного документа (ЕАД) и новой электронной системы транзита (NCTS);
– создание условий работы для отечественных товаропроизводителей как на внешнем, так и на внутреннем рынке, обеспечивающих их конкурентоспособность;
– обеспечение условий для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику за счет улучшения качества таможенного администрирования;
– создание условий для развития экспортного потенциала российских товаропроизводителей.
В настоящее время таможенное администрирование осуществляется непосредственно в процессе таможенного оформления и на основе сведений таможенного досмотра. Это обстоятельство – основное препятствие для ускорения товарооборота и качественного повышения эффективности таможенного контроля. Уровень развития торговых отношений, передовые принципы и методы таможенного администрирования, в том числе отраженные в Таможенном кодексе Российской Федерации, требуют принципиально новых подходов к построению системы таможенного контроля.
Придание таможенному регулированию и контролю формы государственной услуги с одновременным обеспечением его высокой эффективности может быть достигнуто путем:
– предоставления государственных услуг при таможенном оформлении, основанном на стандартах Всемирной торговой и Всемирной таможенной организаций, нормах и правилах международных таможенных конвенций и соглашений, на стандарте качества ИСО 9000[23];
– применения системы управления рисками при принятии решений о выпуске товаров на основе предварительной информации;
– широкого применения упрощенных таможенных процедур, основанных на оценке репутации участников ВЭД и на предварительном информировании;
– применения принципа однократного представления информации для таможенных целей;
– повсеместного внедрения таможенного аудита, основанного на сотрудничестве с участниками ВЭД;
– сокращения числа государственных контролирующих органов (в том числе в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации), причастных к непосредственному контролю товаропотоков, за счет взаимного делегирования функций;
– систематизации и расширения информационной базы для принятия решений о выпуске товаров, в том числе за счет использования информационных ресурсов других ведомств, создания Федерального ситуационного центра принятия решений;
– создания сети обмена данными в режиме реального времени между таможенными органами, в том числе расположенными в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, с использованием при необходимости группировки космических спутников связи;
– определения конкретных таможенных органов для декларирования товаров в электронной форме с обеспечением участникам ВЭД свободного доступа к данной процедуре;
– применения новейших технических средств таможенного контроля;
– разделения в структуре таможенных органов подразделений, осуществляющих функции регистрации фактов перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, и подразделений, осуществляющих контроль информации о таком перемещении;
– реализации в торговых отношениях технологий «От двери до двери» (Door-To-Door), «Точно в срок» (Just-In-Time) и «Под ключ» (Key-Turn);
– обеспечения доступа участников ВЭД к таможенной информации;
– создания механизма сотрудничества таможенных органов и участников ВЭД для реагирования на изменения рынка таможенных услуг.
На рынке частных услуг в сложившихся условиях в таможенном секторе, несомненно, доминируют брокерские и различные коммерческие фирмы. Основная цель их деятельности – оказание помощи клиентам в осуществлении экспортно-импортных операций.
Среди предоставляемых брокерских услуг: оформление внешнеэкономических контрактов и паспортов сделок; подбор кодов ТН ВЭД, расчет и начисление таможенных платежей; получение сертификатов соответствия, происхождения, фитосанитарных, радиационных и ветеринарных свидетельств; оценка таможенной стоимости отправляемых и принимаемых товаров; получение лицензий Министерства экономического развития и торговли, разрешений Москомприроды, регистрационных удостоверений Министерства здравоохранения и социального развития, заключений Минобороны; таможенное оформление экспортно-импортных грузов.
Особенно широко практикуются фирмы, предоставляющие различного рода консультационные услуги. К числу их услуг можно отнести, например, следующие:
– разъяснение документов, устанавливающих порядок и правила таможенного оформления, контроля и налогообложения товаров, а также особенностей применения конкретных таможенных режимов и специальных таможенных процедур;
– правовые заключения по возникающим конфликтным ситуациям в области таможенных правоотношений;
– проведение экспертизы документов, связанных с таможенным оформлением; идентификация, классификация и экспертиза товаров, перемещаемых через таможенную границу;
– анализ и разработка логистических схем движения товаров.
Фирмы представляют клиентам варианты осуществления экспортно-импортных операций, инструментарий для решения любых задач клиента, свое оригинальное видение перспектив развития рынка таможенных услуг.
Классическая формула «товар – деньги – товар» обретает реальную силу для участника ВЭД только в случае, когда оборачиваемость его капитала является оптимальной, когда продолжительность цикла оборота минимизирована.
В сфере внешнеторговой деятельности существенное влияние на минимизацию потерь участника ВЭД имеют таможенные процедуры. Любая задержка в процессе таможенного оформления и контроля неизбежно влечет за собой не только упущенную выгоду предпринимателя из-за вынужденного простоя товаров и транспортных средств, но и вполне конкретные и немалые убытки из-за необходимости оплаты услуг организаций околотаможенной сферы.
Предприниматель вынужден оплачивать услуги таможенных брокеров, складов временного хранения (например, хранение товаров на складах временного хранения и в зонах таможенного контроля) и т.п. Возможны также потери участника ВЭД вследствие порчи товара в период хранения во время разного рода согласований и разрешения спорных вопросов.
По данным специалистов в области логистики в стоимости продукта, попавшего конечному потребителю, расходы, связанные с логистическими операциями, могут составлять до 70%. Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономических показателей субъектов хозяйствования содержит оптимизация логистического процесса.
В свою очередь, в логистическом процессе расходы, связанные с осуществлением таможенного администрирования, занимают довольно заметное место. В результате экспертных опросов, проведенных среди ведущих специалистов нескольких крупных российских и зарубежных транспортно-экспедиторских компаний, в числе которых ЗАО «Совтрансавто» (Россия), «Sоvtгапsаvtо-Dеuаtсh1апd: (Германия), «ICT» (Дания) и некоторые другие, удалось выяснить следующее[24].
При осуществлении самой простой (без перевалки товара) примерной типовой (назовем ее средней) логистической операции по доставке и реализации потребителю партии товара средней стоимости (порядка 50 000 евро) из Германии автомобильным транспортом значительно меняются цифры, характеризующие долю расходов, связанных с таможенным администрированием, в зависимости от степени отлаженности и согласованности таможенных операций и процедур. Средние цифры, полученные в результате работы экспертов, представлены в таблице 1.
Таким образом, потери участников ВЭД в таможенном секторе в связи с несовершенством таможенных технологий могут быть достаточно значительными. Это в конечном итоге влияет либо на цену товара, либо на величину прибыли предпринимателя.
Таблица 1
Доля затрат участника ВЭД на таможенное администрирование в зависимости от степени совершенства таможенных технологий
№ п/п | Значение параметра | Низкий уровень таможенных процедур | Высокий уровень таможенных процедур | Кратность уменьшения потерь |
1 | Доля таможенных процедур в логистических операциях | 43,1% | 13,8% |
|
2 | Доля расходов по логистике в конечной стоимости товара | 9,9% | 6,8% | 1,5 |
3 | Доля расходов на таможенные процедуры в конечной стоимости товара | 4,3% | 0,9% | 4,8 |
ФТС России осуществляет взаимодействие с бизнес-структурами в рамках:
– Консультативного совета по реализации таможенной политики;
– регулярных встреч с участниками Консультативного совета по иностранным инвестициям (Американской торговой палаты, Союза немецкой экономики, Европейской ассоциации бизнеса);
– встреч руководства службы с руководителями крупных отечественных и зарубежных компаний;
– участия сотрудников ФТС России в семинарах, конференциях, круглых столах и иных подобных мероприятиях;
– рабочих групп, секций, иных органов, созданных по решению руководства ФТС России.
Взаимодействуя с представителями бизнес-структур, таможенная служба на современном этапе исходит из того, что:
– содействуя бизнесу, таможня способствует экономическому развитию страны;
– добросовестные участники ВЭД заинтересованы в искоренении фактов недостоверного декларирования, так как борьба с такого рода правонарушениями повышает конкурентоспособность их товаров;
– ускорение перемещения товаров через таможенную границу ведет к снижению трансакционных издержек компаний, в связи с чем они готовы идти не только на передачу таможне необходимой информации, но и на финансовые вложения в этой области.
Выбирая идеологию содействия бизнесу в складывающихся условиях, таможенная служба в дальнейшем должна оптимизировать свою организацию и технологии, должна найти свое место на рынке бизнес-услуг, определить ту нишу, тот сектор услуг, который не занимают в настоящее время различного рода брокерские конторы и консультационные фирмы.
Примеры новых наиболее важных направлений эффективного взаимодействия таможенных органов и бизнес-структур, которые целесообразно развивать в дальнейшем, определяли эксперты-таможенники в режиме тренинга. В число таковых специалисты включили:
– мониторинг ВЭД, выявление национальных интересов и интересов российского бизнеса во внешней торговле;
– создание законодательства, способствующего развитию партнерских отношений, широкое издание правовых актов, регулирующих ВЭД, законопослушность участников ВЭД;
– подготовку качественного пакета правовых документов, определяющих взаимоотношения таможенных органов и бизнеса, участие бизнеса в законотворческой деятельности;
– широкое внедрение современных информационных технологий в процесс взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД;
– упрощение таможенных процедур, внедрение системы управления рисками, значительное сокращение времени таможенного оформления ГТД;
Информация о работе Перечень таможенных услуг предостовляемых участнику ВЭД