Перечень таможенных услуг предостовляемых участнику ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Таможенные услуги относятся к важной сфере услуг, обслуживающих внешнеторговую деятельность экспортеров и импортеров. Кроме того, таможенные органы предоставляют услуги не только субъектам внешнеэкономической деятельности на определенном этапе внешнеторговой сделки, но и государству, выполняя функцию по регулированию, а также возможности защиты экономики, здоровья населения и охраны окружающей среды.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Услуги, таможенные услуги: понятия и определения. . . . . . . . . . . . …... 4 1.1. Определение и структура понятия «услуга». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 1.2. Определение и анализ понятия «таможенная услуга». .. . . . . . . . . . . . . .8
2. Терминология в сфере таможенного обслуживания. . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3. Структура понятия и системный характер таможенных услуг. . . . . . . . .19
4. Типология таможенных услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
5. Сфера таможенных услуг и ее структура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Примеры таможенных услуг для участников внешнеэкономической деятельности. . . . . . . . . . . . ……………………………………………..……37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Список использованных источников и литературы. . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Перечень тамож.услуг для участников ВЭД - копия.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

В институциональном и организационном плане система таможенных услуг иерархична. Основные уровни иерархии – организационные уров­ни Федеральной таможенной службы: Центральный аппарат ФТС России, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.

Деятельный аспект позволяет выделять функциональные направления в системе таможенных услуг, например, регулирование, фискальный, правовой и информационный контроль и т.п.

Таможенная система, осуществляющая свою деятельность в условиях новой философии таможенного дела и современной рыночной экономи­ки, способна предложить свои услуги как государству, так и отечествен­ному бизнесу. Именно они – основные объекты таможенных услуг, т.е. государство в лице его государственных институтов, структуры бизнеса в лице фирм, компаний, коммерческих банков, брокеров, частные представители в лице участников ВЭД[20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.                  Типология таможенных услуг 

 

Для построения любых моделей таможенных услуг важное место занимают вопросы классификации предмета исследования. Приведенные выше резуль­таты анализа показали, что во внешнеторговой деятельности в целом и в таможенном деле Российской Федерации в частности нет юридически определенного понятия услуги, практически отсутствуют научные исследования по данной проблеме, что значи­тельно усложняет не только формирование понятийного аппарата, но и осуществление классификации таможенных услуг. Однако изучение нормативно-правовых материалов и практики в сфере таможенной деятельности дает возможность выделить такие, которые по своей сути являются услугами. Группировка таможенных услуг в основном осуществляется при определении складывающихся отношений таможни с внутренней и внешней средой, а также с различными инфраструктурами.

К первой группе услуг следует отнести деятельность, которая определяет отно­шение таможни к различным рынкам услуг:

– таможенные услуги на внутреннем рынке государственных услуг. В данном случае таможня выполняет делегированные ей функции государства в области таможенного регулирования, в том числе в области предоставления государствен­ных услуг;

– таможенные услуги на рынке внутренних коммерческих услуг. В этом случае оказывается содействие участникам внешнеторговой деятельности в осуществле­нии экспортно-импортных операций, в том числе за счет таможенной инфраструк­туры и таможенных посредников;

– таможенные услуги на внешнем рынке услуг, в том числе через специальных уполномоченных и таможенных представителей за рубежом.

Вторую группу услуг составляют действия и меры таможенных органов, имею­щие отношение к основным и предварительным (вспомогательным) таможенным процедурам.

А. Основные таможенные процедуры:

– таможенное оформление;

– хранение товаров на таможенном складе таможенного органа;

– таможенное сопровождение.

Б. Вспомогательные таможенные процедуры:

– информирование и консультирование по вопросам таможенного дела;

– предварительное информирование при перемещении товаров через таможенную границу;

– принятие предварительных решений по запросу заинтересованных лиц;

– услуги по отсрочке и рассрочке уплаты таможенных платежей;

– услуги по идентификации, сертификации и аттестации;

– услуги по уничтожению товара;

– торговые услуги (таможенный аукцион, предоставление средних контрактных цен и пр.);

– реестрирование таможенных посредников, банков, субъектов ВЭД;

– услуги таможенного аудита;

– экспертные услуги.

К третьей группе относятся таможенные услуги, которые характеризуются своим отношением к форме их предоставления и применения в информационно-коммуни­кационных технологиях:

– оцифрованные услуги, то есть виртуальные услуги, которые переведены в циф­ровой формат и поставлены путем пересылки файла по глобальной или корпора­тивной компьютерной сети (программное обеспечение, специальная видеопродук­ция, электронные консалтинговые и информационные услуги т.д.);

– традиционные услуги, то есть те, которые не могут быть переведены в цифро­вой формат и должны доставляться потребителю в обычном виде.

Четвертая группа связана с различными группами поставщиков таможенных услуг:

– таможенная система;

– таможенная инфраструктура;

– таможенные брокеры;

– таможенные перевозчики;

– владельцы таможенных терминалов;

– владельцы складов СВХ;

– владельцы магазинов беспошлинной торговли;

– предотгрузочная инспекция;

– таможенно-логистические центры;

– информационно-коммуникационные центры;

– образовательные учреждения;

– прочие.

К пятой группе услуг следует отнести взаимодействия и меры, имеющие отношения к различным компонентам таможенного дела:

– услуги в экономической деятельности;

– услуги в правовой деятельности;

– услуги в организационно-технологической деятельности;

– услуги в социальной деятельности.

К шестой группе относятся услуги, связанные с обслуживанием различных ви­дов транспортных средств:

– услуги для железнодорожного транспорта;

– услуги для автомобильного транспорта;

– услуги для морского и речного транспорта;

– услуги для воздушного и космического транспорта;

– услуги для трубопроводного и энергетического транспорта.

К седьмой группе относятся услуги, связанные с различной базой их расчета:

– услуги, рассчитываемые по стоимости товара;

– услуги, рассчитываемые по весу товара;

– услуги, рассчитываемые по расстоянию таможенного сопровождения;

– услуги, рассчитываемые по твердо установленным ставкам;

– услуги, рассчитываемые по количеству времени;

– бесплатные таможенные услуги.

К восьмой группе относятся услуги, подразделяемые по признаку осязаемости:

– осязаемые таможенные услуги (экспертные услуги, реестровые услуги, информирование и консультирование в письменном виде, компьютерные программы­, таможенные карты и т.д.);

– неосязаемые (информирование и консультирование в устной форме или по телефону, таможенное оформление, хранение на складе, сопровождение товара и т.д.).

Для большинства предоставляемых таможенных услуг характерным свойством является неосязаемость. Данные услуги невозможно продемонстрировать, ощутить или показать участнику ВЭД как материальный результат. Это, несомненно, отража­ется на решении участника ВЭД – воспользоваться этой услугой или отказаться. Зачастую, если участнику ВЭД необходимо получить какую-либо устную информа­цию или консультацию по вопросам таможенного дела, он обращается в таможню, таможенную инфраструктуру или к таможенным посредникам. При этом он зара­нее не знает, какого качества консультации или информацию он получит, каков объем этой консультации или срок, когда он получит ту или иную услугу, необходимую для решения его проблемы.

Деятельность, касающаяся таких основных таможенных услуг, как хранение или сопровождение товаров, также является неосязаемой и носит нематериальный характер. Оценить данные виды услуг участник ВЭД может только после их выпол­нения. Для участника ВЭД размещение товаров на таможенных складах или СВХ в случаях, необходимых при таможенном оформлении, является неосязаемой услу­гой. Это связано с тем, что он не может практически проконтролировать процесс хранения товаров и оценить стандарт этих услуг. Таможенное сопровождение неосязаемо в силу того, что участник ВЭД не принимает в этом процессе непосред­ственного участия, ему не могут продемонстрировать данный вид услуг.

Основное таможенное оформление, являясь главной таможенной услугой и важ­нейшим системообразующим видом таможенной деятельности, также имеет нема­териальный характер и выполняется в электронной форме на базе электронного декларирования. Участник ВЭД, уплачивая сборы за таможенное оформление до или во время подачи электронной декларации, не может заранее знать, как быстро (в основном в пределах времени, установленного ТК РФ) будет произведено тамо­женное оформление, какие трудности могут возникнуть в этом процессе. От него требуется лишь представление декларации и полного достоверного электронного пакета документов. Конечным результатом данной услуги, по существу, является электронный штамп (или электронная подпись) «Выпуск разрешен» на ГТД. Для участника ВЭД это означает, что услуги по таможенному оформлению товара были оказаны, и он может распоряжаться этим товаром (либо вывозить из страны, либо реализовывать на территории страны). Предоставление отсрочки и рассрочки пла­тежа как услугу нельзя попробовать, нельзя упаковать, хранить и т.д. Здесь нет при­сутствия товара или поставки товара, чтобы сделать услугу более осязаемой. Полу­чая отсрочку или рассрочку платежа, участник ВЭД просто пользуется предостав­ленной возможностью по уплате таможенных платежей.

Процесс включения субъекта ВЭД в государственный реестр или банка в реестр кредитных учреждений также можно условно назвать государственной услугой. В данном случае появляется условно осязаемый документ – приказ Федеральной таможенной службы (ФТС России), что является подтверждением оказания услуги. Имеют определенную осязаемость услуги по предварительному решению, которые связаны с запросами заинтересованных лиц, при которых появляется товар или эле­мент товара и оформляется документ, имеющий юридическую силу.

Вторая особенность характеристики таможенной услуги – неразрывность тех­нологии производства и потребления, то есть услуга оказывается тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. В сфере таможенного дела, если нет факта перемещения груза через таможенную границу РФ, то нет, как правило, предварительных операций, предварительных решений, таможенного оформления, отсрочки и рассрочки платежа.

Изменчивость – третья характеристика, также присущая тем видам деятельности таможенных органов, которые определены как услуги. Во-первых, это связано с большой изменчивостью нормативно-правовой базы; во-вторых, данные услуги ока­зываются разными людьми, отличающимися друг от друга опытом, квалификацией, личными качествами. Это определяет качество профессиональных услуг. В таможенном деле качество услуг также зависит от полноты и актуальности инфор­мации, которой владеет сотрудник при выполнении своей работы, и во многом – от наличия современных программных средств и технической оснащенности рабочего места. Третьим источником изменчивости услуг является сам потребитель этих услуг. Для каждого участника ВЭД необходим индивидуальный подход, конечно, в разумных пределах, что объясняется не только разнообразием контрактов и особен­ностями поставки, оплаты товаров и другими причинами, но и включает законопос­лушность клиента, личностный фактор и т.д. Для уменьшения изменчивости услуг должны существовать стандарты обслуживания, которые реализуются благодаря разработке единых принципов и требований, предъявляемых как к таможенной системе, таможенной инфраструктуре, так и к участникам ВЭД.

Таможенные услуги также обладают такой характеристикой, как невозможность их хранения. Нереально заранее подготовить консультации для участников ВЭД, экспертные услуги, оформить декларацию и т.д., а затем использовать их в тот мо­мент, когда спрос на эти услуги возрастет. Колебание спроса присуще почти всем видам услуг, оно характерно и для услуг, оказываемых таможенной службой. Фак­торами, влияющими на спрос, могут быть: сезонность, экономическая ситуация в стране или регионе, изменчивость нормативно-правовых актов ФТС России и т.д. Наконец, особенность предоставления прямых услуг таможенными органами заключается в том, что участник ВЭД не может воспользоваться услугами других орга­низаций, так как эти услуги предоставляются только таможенными органами, в зоне деятельности которых участники ВЭД осуществляют свою деятельность (монополь­ные услуги). Поэтому потребитель этих услуг, несомненно, заинтересован в том, чтобы эти услуги были ускоренными и качественными. Надо отметить, что услуга может достаточно легко стать материальным товаром и наоборот. Как пишет Дж. Бэйтсон, «граница между товарами и услугами зависит от отношения к этому поставщиков товара и потребителей. Один и тот же объект, содержащий набор физических предметов и ряд действий обслуживающего персонала исполнителя, может рассматриваться потребителем как материальный товар, так и услуга».

Осуществление группировки и классификации таможенных услуг имеет акту­альное значение в формировании сервисной таможни для содействия международ­ных цепей поставок.

 

 

 

 

5.                  Сфера таможенных услуг и ее структура

 

Таможенные услуги – это услуги особого рода, связанные с за­щитой экономической безопасности государства, с обеспечением интересов национальной экономики и направленные на разви­тие внешнеэкономических связей[21]. Уже в первом приближении достаточно очевидна двойственная природа таможенных услуг[22] (Приложение 4). Так, в контексте государственного строительства та­моженный потенциал непосредственно ориентирован на рынок государственных услуг, в сфере же ВЭД – на рынок частных услуг: в широком плане – на услуги бизнес-сообществу, в узком – конк­ретному участнику ВЭД.

В сфере государственных услуг, которая в последнее время проходит лишь начальные шаги формирования, таможенная служ­ба в условиях сохранения ее целостности практически остается монополистом. При этом она сохраняет ее в институциональной, инфраструктурной и процедурно-технологической формах.

Активная позиция руководителей таможенной службы в сис­темном решении вопросов эффективного внедрения в практику таможенного дела Таможенного кодекса Таможенного союза, формирования и реализации Стратегии Федеральной таможенной службы до 2020 г., принятия принципиально новых концептуаль­ных, проектных и программно-технических решений по вопросам интенсивной информатизации таможенной деятельности, создания проектов развития информационной системы таможенных органов России лишь подтверждает этот тезис.

Информация о работе Перечень таможенных услуг предостовляемых участнику ВЭД