Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:56, курсовая работа
Таможенные услуги относятся к важной сфере услуг, обслуживающих внешнеторговую деятельность экспортеров и импортеров. Кроме того, таможенные органы предоставляют услуги не только субъектам внешнеэкономической деятельности на определенном этапе внешнеторговой сделки, но и государству, выполняя функцию по регулированию, а также возможности защиты экономики, здоровья населения и охраны окружающей среды.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Услуги, таможенные услуги: понятия и определения. . . . . . . . . . . . …... 4 1.1. Определение и структура понятия «услуга». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 1.2. Определение и анализ понятия «таможенная услуга». .. . . . . . . . . . . . . .8
2. Терминология в сфере таможенного обслуживания. . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3. Структура понятия и системный характер таможенных услуг. . . . . . . . .19
4. Типология таможенных услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
5. Сфера таможенных услуг и ее структура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Примеры таможенных услуг для участников внешнеэкономической деятельности. . . . . . . . . . . . ……………………………………………..……37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Список использованных источников и литературы. . . . . . . . . . . . . . . . .
В первом и втором случаях речь идет о классических видах услуг, когда материальный объект не изменяется. Третий случай – когда материальный объект приобретает новое качество.
Услуги прямого воздействия можно представить всем спектром потребностей государства или участника внешнеторговой деятельности в таможенных инструментах при нахождении МВП-товара или самого участника ВЭД в секторе таможенного контроля[12]. Систематизировать, ранжировать, оценить такие потребности, например, для участника ВЭД можно только инструментально, совместно с брокерами, участниками ВЭД и другими экспертами.
Опосредованные услуги заключаются, например, в том, что таможенная система ускоряет или замедляет «движение» объекта услуги. В частности, сокращает время таможенного обслуживания, увеличивает пропускную способность таможни, обеспечивает надежность (безопасность, отсутствие рисков) в процессе таможенного обслуживания.
Разберем услуги третьего вида более подробно. Один и тот же объект, содержащий набор физических предметов, с которыми проводятся некоторые действия, может рассматриваться потребителем и как товар, и как услуга. Граница между предметом и услугой в таких случаях зависит от отношения к ним поставщика товара и потребителя. Именно это свойство характеризует двойственное отношение к некоторым предметам и двойственность некоторых из таможенных услуг.
Качественное изменение гипотетического материально-вещественного предмета – объекта таможенного контроля – рассмотрим на простом примере. Скажем, ввозимая в страну партия спиртного до завершения всех процедур таможенного оформления и контроля товаром еще не является. В данном примере участник ВЭД лишь заявляет материально-вещественный предмет в качестве товара, который, по сути, является только объектом таможенного контроля. Или, иначе, это материально-вещественный предмет, принадлежащий участнику ВЭД. Только после положительного завершения всех таможенных процедур предмет станет товаром.
Уточним еще раз. В данном примере можно различить три товара. Товаром является тот МВП, который участник ВЭД представляет для таможенного контроля (товар с точки зрения участника ВЭД), или МВП-товар. Товаром является услуга по таможенному оформлению и контролю. В результате таможенной процедуры МВП получает юридический статус товара, т.е. предмет, заявляемый участником ВЭД МВП-товар, пройдя таможенную процедуру (услугу-товар), превращается в легитимный товар.
Налицо предмет контроля и услуга по идентификации предмета в качестве МВП-товара. Обобщим и проанализируем эту ситуацию.
Таможенная система, придавая некоторому МВП новое качество, прежде всего – юридический статус, непосредственно участвует в создании товара. С одной стороны, такой товар – продукт ее деятельности на последнем этапе общей технологической цепочки производства товара. С другой стороны, основное содержание ее деятельности и в этом случае может быть интерпретировано как услуга: услуга по идентификации объекта таможенного контроля (предмета, представленного на контроль участником ВЭД) в качестве товара, т.е. речь идет о таможенном обслуживании, о таможенном сервисе.
2. Терминология в сфере таможенного обслуживания
В сфере таможенного обслуживания существует ряд понятийных проблем и недостаточно разработанных областей, которые требуют научного исследования и анализа структуры терминов.
Подходы к понятию «таможенная услуга» находятся на стыке двух наук – экономики и юриспруденции, следовательно, не имеет строгого как экономического, так и строгого юридического содержания, воплощая в себе элементы той и другой науки. В последние годы начинает доминировать подход, в котором таможенные услуги рассматриваются только как экономическая категория. Это связано с тем, что научная правовая мысль не всегда успевает осваивать достижения экономической науки о таможенной и паратаможенной инфраструктурах, о категориях и видах таможенных услуг, в результате чего таможенное право в сфере обслуживания оказывается в замкнутом юридическом круге.
Следует отметить, что сегодня существует два подхода к понятию и сущности таможенных услуг. Первый подход – это когда под услугами понимаются только традиционно классические услуги в области таможенного дела. При этом отдельные специалисты отмечают, что в отличие, например, от функций таможенного контроля функции по оказанию «государственных таможенных услуг» в таможенном законодательстве лишь обозначены без соответствующего нормативного определения как таможенные процедуры по таможенному оформлению и отдельные обеспечительные процедуры. На этом основании сторонники данного подхода отмечают, что «современная доктрина таможенного дела демонстрирует неоднозначное, а порой и неоправданно широкое понимание таможенной услуги»[13]. Однако авторы первого подхода не учитывают наличие ряда современных юридических документов: во-первых, международных нормативно-правовых актов и конвенций, в которых понятие таможенных услуг находит правовое определение или оценку; во-вторых, новых национальных нормативно-правовых документов, расширяющих возможности и полномочия государственных таможенных услуг, таких как информирование о правовых актах в области таможенного дела и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов[14]. Эти документы определяют сроки, последовательность действий и порядок взаимодействия. Кроме того, в Таможенный кодекс РФ в 2004 г. были внесены существенные изменения, касающиеся сроков, порядка и формы уплаты за предоставляемые традиционные услуги, приведены ставки таможенных сборов за таможенное оформление, сопровождение и хранение[15].
При втором подходе, где таможенные услуги понимаются более широко, не только учитывается вышеизложенное, но и, с одной стороны, появляется целый ряд новых нетрадиционных услуг (услуги по реестрированию, электронные услуги, проектирование и сопровождение услуг, услуги таможенных спутниковых систем, подготовка операторов международных цепей поставок товара по таможенным вопросам и т.д.); с другой стороны, наблюдается процесс формирования интегрированных таможенных услуг в международной цепи поставки товаров, международная стандартизация качества таможенных услуг, межгосударственный обмен таможенными услугами и т.д. Наконец, в новом Положении о Федеральной таможенной службе впервые произошло разделение делегированных таможне полномочий на две группы: контрольно-надзорные и нормотворческие[16]. Появление новых концепций «предварительного информирования», подходов «одного окна» или «единого входа» и реализация их через правовой механизм невозможны без появления новых интегрированных таможенных услуг. Это говорит о развитии правовой базы формирования, регламентации и применения «государственных таможенных услуг», а также предпосылки к появлению новых «обеспечительно-интегральных» функций. Поэтому, на мой взгляд, синергетический подход в современном таможенном менеджменте требует более широкого понимания таможенных услуг, чем это было ранее.
Современное понятие «таможенные услуги» включает в себя, по мнению авторов, любое мероприятие, результат взаимодействия или полезность, которые одна сторона в лице таможенной организации, таможенной инфраструктуры или института таможенных посредников может предложить другой, и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.
На сегодняшний день в научной и учебной литературе существует несколько различных мнений о соотношении понятий «сервис» и «услуга», «работа» и «услуга» и другие.
В отношении понятий «сервис» и «услуга» авторы выделяют три подхода к их анализу:
1)
2)
3) подход, основанный на мнении, что «услуга» является более емким и широким понятием, включающим в себя категорию «сервис».
В представленном исследовании авторы придерживаются последней точки зрения, считая ее более содержательной. На мой взгляд, услуга – это более обширное и фундаментальное понятие, чем сервис. Неслучайно некоторые ученые и специалисты, рассматривая «таможенные услуги» в широком смысле, определяют их как «общественно-экономическое благо в форме таможенной деятельности: таможенного регулирования и контроля»[17].
Следует также различать термины «сервисная таможня» и «таможенный сервис». В первом случае используется термин в значении «государственный поставщик» (то есть организация, имеющая обслуживающую функцию или предоставляющая услугу заказчику). Таким образом, под термином «сервисная таможня» авторы понимают государственную организацию, ориентированную на оказание качественных таможенных услуг как государству, так и участникам ВЭД. Во втором случае под «таможенным сервисом» мы понимаем деятельность по оказанию услуг для удовлетворения чьей-либо потребности в области внешней торговли, таможенного дела; комплекс услуг, связанных с хранением или перемещением товаров, транспортных средств через таможенные границы, и т.д.
На сегодняшний день политика ФТС России ориентирована на создание таможенной системы как гибкого высокоэффективного инструмента оказания содействия, то есть комплексной помощи внешнеторговой деятельности. В результате этого в таможенном деле традиционные направления – регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенное администрирование – дополняются качественно новым направлением – таможенными услугами. В конечном итоге деятельность таможенных органов в новых условиях приобретает совершенно новую философию и становится целесообразным введение такого понятия, как «сервисная таможня»[18]. Безусловно, содержание концепции «сервисной таможни» (реализующей инновационный и синергетический подходы) имеет некоторые нововведенческие особенности и отличия по сравнению с Концепцией развития таможенных органов до 2010 г., Положением о ФТС России (2005 г.) или с отдельными положениями административной реформы в Российской Федерации. Поэтому она не заменяет какие-либо устоявшиеся понятия и не может претендовать на обобщение всех современных тенденций развития таможенной системы.
«Сервисная таможня» – это федеральная служба или государственное учреждение, ориентированное на оказание качественных таможенных услуг как государству, так и участникам ВЭД. Помимо этого, «сервисная таможня» – это элемент международной организации, главной целью ее является результативное содействие внешнеторговой деятельности, приводящее к ускорению и упрощению совершения таможенных процедур. В данном случае таможня работает в то время, когда формируется новая философия таможенного контроля, основанного на принципе выборочности контроля и сервиса, в условиях системы управления рисками и международного обмена информацией.
Результатом деятельности «сервисной таможни» являются таможенные услуги, под которыми следует понимать комплекс действий и мер в сфере таможенного дела, направленных на удовлетворение потребностей государства и участников ВЭД. При этом большинство данных услуг, несмотря на свою разнородность, строго регламентируется законодательством. Иными словами, «сервисная таможня» выступает как государственное образование, результатом функционирования которого выступают таможенные услуги, составляющие сферу таможенного обслуживания.
Возрастающее значение развития таможенных услуг и сервисного обслуживания цепей поставок обусловливают следующие устойчивые объективные тенденции в таможенном деле:
– возрастание сложности (наукоемкости и высокотехнологичности) перемещаемых через таможенные границы товаров, внешнеторговых поставок и вследствие этого – появление дополнительных требований к квалификации таможенных служащих, таможенных посредников к качеству подготовки внешнеторговых документов, услугам по таможенному оформлению и развитию таможенной инфраструктуры;
– динамика и интеграция внешней и внутренних экономико-правовых сред, особенно в нормативно-правовой сфере, которая приводит к необходимости адекватной адаптации к новым условиям ведения внешнеторговой деятельности и ее регулирования;
– повышение требований к качеству внешнеторговых, в том числе таможенных, услуг вследствие быстроизменяющихся требований поставок и ситуаций в отношениях между таможней и участниками ВЭД;
– возрастание роли метода электронной торговли, в том числе электронных услуг и услуг на базе информационных технологий.
Выходящие на рынок сервисные службы таможенной инфраструктуры, а также специалисты по этому сервису являются не только операторами или субъектами мер, оказывающих содействие развитию внешней торговли, но и одним из основных источников международной маркетинговой информации, необходимой для создания идей новых товаров, услуг и модификаций уже производимых. Современные высококачественные услуги являются неотъемлемыми элементами внешнеторговой политики и международных цепей поставок товара.
В настоящее время таможенное обслуживание является непременным условием рыночного успеха импорта или экспорта товаров. В отсутствие современного таможенного сервисного обслуживания, особенно, например, в вопросах длительного таможенного оформления или некачественного хранения, цепь поставок становится неконкурентоспособной, а товар теряет свою потребительскую ценность (или часть ее) и может быть отвергнут покупателем. Формирование таможенного сервиса как системы обеспечения позволяет импортеру/экспортеру выбрать для себя оптимальный вариант перемещения товаров, транспортных средств через таможенные границы, определить вид таможенного декларирования, возможности предварительного информирования или электронного декларирования, а также экономически выгодного выбора таможенного режима, диктуемого интересами потребителя.
Частью таможенного сервиса является эксплуатационно-техническое обслуживание таможенных пунктов пропуска и пограничных зон, то есть совокупность всех вспомогательных элементов, необходимых для обеспечения эффективного обслуживания участников ВЭД на всех этапах таможенного оформления и перемещения грузов, выполнения ремонтных работ, предоставления помещений, транспорта и связи.
Таким образом, можно отметить, что понятие «таможенные услуги» является более широким, нежели понятие «таможенный сервис». Можно даже сказать, что сервисное обслуживание входит в понятие услуги, ведь сервис – это, в первую очередь, работа по оказанию услуг или комплекс работ по предоставлению сложных, высококачественных таможенных услуг. Вместе с тем сервис является понятием, по большей части неразрывно связанным с реализацией таможенных работ, эксплуатационно-технической поддержкой таможенной деятельности и т.д. В современных условиях развитие таможенные услуг становится важным фактором повышения качества и эффективности обслуживания международных цепей поставок, что вызывает потребность в поиске адекватных моделей.
3. Структура понятия и системный характер таможенных услуг
Общая структура понятия «таможенная услуга», составляющие его элементы и связи графически отображены в Приложении 3.
Таможенная услуга имеет системный характер[19], поскольку она воздействует на сферу ВЭД непосредственно, целостно, т.е. как на смежную систему. В результате от такого воздействия появляется польза (эффект) системного характера как для государства в целом, так и для сферы ВЭД в частности.
Между объектом и субъектом услуги имеется обратная связь – вектор потребительской полезности. По своей экономической природе это – регулятор, поскольку именно по этой связи, исходя из потребительской полезности субъекта услуги, объект принимает решение о его возможностях и целесообразности таможенных услуг. По сути, здесь заложен социально-экономический механизм существования субъекта услуги на рынке государственных услуг.
Информация о работе Перечень таможенных услуг предостовляемых участнику ВЭД