Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:56, курсовая работа
Таможенные услуги относятся к важной сфере услуг, обслуживающих внешнеторговую деятельность экспортеров и импортеров. Кроме того, таможенные органы предоставляют услуги не только субъектам внешнеэкономической деятельности на определенном этапе внешнеторговой сделки, но и государству, выполняя функцию по регулированию, а также возможности защиты экономики, здоровья населения и охраны окружающей среды.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Услуги, таможенные услуги: понятия и определения. . . . . . . . . . . . …... 4 1.1. Определение и структура понятия «услуга». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 1.2. Определение и анализ понятия «таможенная услуга». .. . . . . . . . . . . . . .8
2. Терминология в сфере таможенного обслуживания. . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3. Структура понятия и системный характер таможенных услуг. . . . . . . . .19
4. Типология таможенных услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
5. Сфера таможенных услуг и ее структура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Примеры таможенных услуг для участников внешнеэкономической деятельности. . . . . . . . . . . . ……………………………………………..……37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Список использованных источников и литературы. . . . . . . . . . . . . . . . .
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Услуги, таможенные услуги: понятия и определения. . . . . . . . . . . . …... 4 1.1. Определение и структура понятия «услуга». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 1.2. Определение и анализ понятия «таможенная услуга». .. . . . . . . . . . . . . .8
2. Терминология в сфере таможенного обслуживания. . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3. Структура понятия и системный характер таможенных услуг. . . . . . . . .19
4. Типология таможенных услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
5. Сфера таможенных услуг и ее структура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Примеры таможенных услуг для участников внешнеэкономической деятельности. . . . . . . . . . . . ……………………………………………..……37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Список использованных источников и литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 42
Приложение 1 Взаимосвязь понятий: «продукт», «предмет», «услуга» и «товар»……………………………………………………………
Приложение 2 Структура понятия «услуга»………………..……………….45
Приложение 3 Структура понятия «таможенная услуга»………………….46
Приложение 4 Структура сферы таможенных услуг……………………….47
ВВЕДЕНИЕ
Таможенная служба, являясь неотъемлемой частью системы государственного управления внешнеторговой деятельностью, активно участвует в ее регулировании, начиная с регламентации заявляемых сведений и предъявляемых документов и вплоть до непосредственного создания условий осуществления торговли. Это означает, что в современных условиях таможенная служба РФ, как часть экономической системы государства, наряду с выполнением традиционных функций государственного администрирования в области налогообложения внешней торговли, все активнее выступает как социально-экономический институт, где таможенная услуга проявляется как особая форма экономической деятельности, фактически создает либо благоприятные условия, либо барьеры для осуществления внешнеторговой деятельности и тем самым может либо способствовать, либо препятствовать развитию внешнеторговой деятельности.
Таможенные услуги относятся к важной сфере услуг, обслуживающих внешнеторговую деятельность экспортеров и импортеров. Кроме того, таможенные органы предоставляют услуги не только субъектам внешнеэкономической деятельности на определенном этапе внешнеторговой сделки, но и государству, выполняя функцию по регулированию, а также возможности защиты экономики, здоровья населения и охраны окружающей среды.
Эти факты обуславливают актуальность темы данной курсовой работы. В этой связи, целью данной курсовой работы является исследование таможенных услуг в РФ и основного инструмента управления ими – административного регламента.
Работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и литературы и Приложения.
1. Услуги, таможенные услуги: понятия и определения
1.1. Определение и структура понятия «услуга»
Современная экономическая теория и практика предлагают различные определения термина «услуга». В то же время ни одна из попыток дать его в законченном виде не увенчалась успехом[1]. Однако, поскольку именно понятия лежат в основании любой теории, рассмотрим и проанализируем наиболее распространенные из них. В дальнейшем это позволит ввести необходимое нам понятие «таможенная услуга».
Великий русский лексикограф В.И. Даль определяет услугу через понятия «услуживать», «стараться быть полезным», «угождать», «помогать»[2]. В отечественных энциклопедических источниках даются следующие определения:
Среди определений, имеющихся в зарубежных источниках, выделим следующие.
Экономист Р. Малери считает, что «услуги – это нематериальные активы, производимые для целей сбыта»[4]. Один из лидеров школы маркетинга услуг К. Гренроос дает следующее определение: «Услуга – это процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами и функциональными структурами предприятия-поставщика услуг, причем весь процесс направлен на решение проблем покупателя услуги».
Некоторые исследователи[5] полагают, что в отдельных случаях описание свойств услуги более продуктивно, чем попытки вывести ее определение. Назовем наиболее значимые свойства, характерные для услуги:
Уже первый анализ показывает, что в определениях понятия «услуга», в ее свойствах явно отсутствует единство.
Основные причины такого парадокса заключены в следующем[7]:
1) действия, которые можно назвать услугами, многочисленны и разнообразны, так же как и объекты, на которые направлены эти действия;
2) официальная статистика объединяет различимые действия в один класс услуг, а исследователи ищут для них общее;
3) исследователь услуг имеет дело с гибким объектом, границы которого меняются в зависимости от желаний поставщика и/или потребителя услуги.
В данной теме мы оперируем такими понятиями, как «деятельность», «продукт деятельности», «материально-вещественный предмет», «услуга» и «товар». Принципиально важно установить взаимосвязи между ними. Для однозначности в трактовке формулируемых в дальнейшем положений представим эти взаимосвязи в виде схемы (Приложение 1) .
Данная схема позволяет соотнести основные понятия следующим образом:
Услуга – это усилия, действия или деятельность, представляющие определенную ценность[10] для потребителя и направленные либо на удовлетворение его потребностей нематериального характера, либо на придание материально-вещественному предмету нового качества.
Структуру понятия «услуга», составляющие его элементы и связи, можно представить графически (Приложение 2).
Как следует из определения, услуга направлена либо на самого потребителя услуги, либо на принадлежащий ему материально-вещественный предмет. Все это объекты услуги.
В свою очередь субъектом услуги является ее производитель.
Усилия (действия) субъекта в отношении объекта услуги представляют собой воздействие.
Будем считать, что главная цель воздействия субъекта на объект услуги – повышение потребительской полезности объекта. Такая цель достигается в процессе решения задачи поиска эффективного воздействия и задачи его реализации при помощи соответствующих методов, инструментов и технологий.
1.2. Определение и анализ понятия «таможенная услуга»
Введем и структурируем базовое понятие «таможенная услуга», воспользовавшись для этой цели «техникой», приведенной ранее.
Вся деятельность ФТС России (таможенной системы) обеспечивается специальными таможенными методами, процедурами и технологиями в рамках соответствующей таможенной инфраструктуры. Цель этой деятельности – повышение благосостояния страны, поэтому можно утверждать, что в результате усилий создается определенное социально-экономическое благо. По сути, деятельность, приносящая такое благо, и есть услуга.
Следовательно, в широком контексте таможенная услуга – это общественно-экономическое благо в форме таможенной деятельности: таможенного регулирования и контроля. Это услуги особого рода, связанные с защитой экономической безопасности государства, с обеспечением интересов национальной экономики и направленные на развитие внешнеэкономических связей страны[11].
В более узком понимании таможенная услуга – это содействие участникам внешнеторговой деятельности в осуществлении экспортно-импортных операций, в том числе за счет таможенной инфраструктуры, таможенных посредников, таможенных представителей за рубежом. В частном случае – в форме информирования и консультирования в области таможенного дела. При таком понимании таможенные услуги могут быть определены более инструментально, например, некоторой совокупностью правоохранительных, финансово-экономических, информационно-аналитических и других видов услуг, предоставляемых в процессе таможенного администрирования.
Вернемся к теории вопроса, к введенным определениям. Отметим, что каждое из них может рассматриваться как само по себе, так и в комплексе.
Например, будем считать, что услуга для участника ВЭД в конечном итоге нацелена на сокращение времени таможенного оформления и контроля его товаров. Для оказания соответствующей услуги необходимо выполнить определенные таможенные процедуры и операции. Любая таможенная процедура обладает такими характеристиками, как начало, продолжение и окончание. Это признаки процесса. Следовательно, суть услуги проявляется в процессе инструментального воздействия на материально-вещественный предмет (МВП) участника ВЭД (или на его товар – МВП-товар) в процессе реализации таможенных процедур и операций, а в общем случае – таможенной технологии. Услугу в этом случае можно также характеризовать и как результат такого воздействия. С учетом введенных определений такая услуга есть польза для участника ВЭД, поскольку сокращает его потери (временные – непосредственно и финансовые – опосредованно).
В выбранном примере представлен особый тип услуги – сокращение времени таможенного оформления и контроля. Такая услуга может рассматриваться как интегративная, поскольку ее предоставление объединяет весь комплекс конкретных таможенных операций в технологию таможенного оформления и контроля в отношении конкретного МВП-товара. В этом случае результат каждой технологической операции может рассматриваться как элементарная услуга, а результаты, полученные в процессе реализации всей таможенной технологии, как комплекс услуг.
В целом можно выделить следующие виды таможенных услуг:
Информация о работе Перечень таможенных услуг предостовляемых участнику ВЭД