Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 12:20, шпаргалка
Ответы на 19 вопросов.
Внутри школы 2 подхода:
1. Психологический. Эльтон Мейо. Суть: говоря о упр-ии надо иметь в виду, что орг-ция это соц структура и человеч фактор явл-ся первым из осн элементов эффект орг-ции, поэтому задание менеджера состоит в том, что надо еще развивать и неформал межличностные связи – создавать микроклимат в коллективе. Мейо провел исслед-я и выяснил: четко разработанные рабочими операции, хорошая з\п не всегда ведут к повышению ПТ, т.к. в процессе общения м/д людьми возникают новые соц силы и эти силы могут превосходить все усилия руководителя. Существует и объективно действует «закон толпы»: в завис-ти от размера группы толпа разбивается на микрогруппы. Внутри микрогрупп устанавливаются свои групповые нормы, кот явл-ся неписанными правилами. Кажд чел для самоутвержд-я хочет примкнуть к какой-л. группе, а для этого он должен соблюдать групп. нормы. Внутри кажд группы есть неформал лидер.
Лидер – чел, чья деят-ть в наиб степени совпадает с групп нормами, т.е. это чел, чье поведение воспринимется как наиб соотв-щее целям группы.
Вывод: для эффект управл-я труд коллективом необх научиться управлять труд группами, работать с неформал лидерами, совместить в себе неформал и формал лидера.
2. Поведенческий. Мотивы поступков чел не экономич силы, а разл потребности, кот м.б. лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, сторонники Маслоу разработали теорию человеч потребностей. Их рекомендации руководит-м: что бы эффект управлять людьми надо разбир-ся в мотивах их поведения, они формир-ся исходя из потребностей чел и его возможностей.
На базе этой шк формир-ся теория мотивации: 1.Теория Х- Тейлор. Суть: средний индивидуум туповат, ленив, предпочитает, чтобы его направляли, принуждали и контролировали. Гл для руководит- разделить труд, нормир-ть его и жестко контролир-ть, внедряя с-му поощрения и наказания. Никакой инициативы, все делается по инструкции.
2.Теория У- Мак Грегори. Суть: чел- существо мыслящее. При соотв подготовке он стремится самореализ-ся и ему надо создать условия для творчества и самостоят работы. Тогда его ресурс будет исп-ся более полно.
5. Процессный и ситуационный подходы в менеджменте.
1. Процессный подход был предложен приверженцами школы административного управления, эта концепция применяется и в настоящее время. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. Анри Файоль считал, что существует пять исходных функций. По его словам, “управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать”. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции - планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. В настоящее время считается, что процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что крайне существенно для успеха организации.
Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Функция планирования отвечает на три основных вопроса:
1 Где мы находимся в настоящее время? Необходимо оценивать сильные и слабые стороны организации в таких областях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы.
2 Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, необходимо определить, какими должны быть цели организации и что может помешать достичь их.
3 Как мы собираемся сделать это? Решение, что должны делать члены организации для выполнения целей.
Организовать - значит создать некую структуру. Т.к. в организации работу выполняют люди, руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации.
Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются.
Контроль - это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Существует три аспекта управленческого контроля:
- Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования.
- Измерение того, что было действительности достигнуто за определенный период и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если эти фазы выполнены правильно, то руководство знает не только о том, что в организации существует проблема, но и об источнике этой проблемы.
- Предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целей, для того чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.
Четыре
функции управления имеют две
общие характеристики: все они требуют
принятия решений, и для всех необходима
коммуникация. Эти характеристики часто
называют связующими
процессами. Чтобы организация могла
четко работать, руководитель должен сделать
серию правильных выборов из нескольких
альтернативных возможностей.
Выбор одной из альтернатив -
это решение. Следовательно, принятие
решения - это выбор того, как и что планировать,
организовывать, мотивировать и контролировать.
Основным требованием для принятия объективного
решения является наличие адекватной
точной информации, единственным способом
получения которой является коммуникация.
Коммуникация - это процесс
обмена информацией, ее смысловым значением
между двумя или более людьми.
2. Ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель, могут значительно варьировать. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс:
1 Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений
2 Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны или сравнительные характеристики в случаях, когда они применяются в конкретной ситуации. Руководитель должен предвидеть вероятные последствия от применения данной методики или концепции.
3 Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо определить какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
4 Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект, с конкретными ситуациями.
Успех
или неуспех ситуационного подхода
основывается на третьем
шаге, определяющем переменные ситуации
и их влияние. Невозможно определить все
переменные, влияющие на организацию.
Для практических целей менеджеры могут
рассматривать только те факторы, которые
наиболее значимы для организации, и те,
которые могут повлиять на ее успех.
6.Внутренняя среда организации, её основные переменные
Внутренние переменные организации – это ситуационные факторы внутри организации. Основные переменные в самой организации это цели, структура, задачи, технология и люди. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, что они не могли бы выполнить индивидуально.
1) Цели - конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. У организации могут быть разнообразные цели, особенно это касается организаций различных типов. Задача коммерческих организаций отражена в таких целях, как рентабельность (прибыльность) и производительность. Государственные органы, учебные институты не стремятся получить прибыль, но их волнуют затраты. И это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений. В подразделениях, так же как и во всей организации необходима выработка целей. Цели подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений в одной организации, занимающихся различными видами деятельности.
2) Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей (подразделений), построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации. Существуют две основные концепции имеющие отношение к структуре: специализированное разделение труда и сфера контроля.
Специализированное разделение труда - закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. Во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Эффективность и целесообразность способов разделения работы между людьми - сверху вниз, до самого первого уровня организации - во многих случаях определяет, насколько производительна может быть организация по сравнению с конкурентами.
Объем управления. Вертикальное разделение труда, т.е. отделение работы по координации от непосредственного выполнения заданий, необходимо для успешной групповой работы. Преднамеренное вертикальное разделение труда в организации дает в результате иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на высшей ступени управления, может иметь в своем подчинении несколько руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители среднего звена могут иметь в своем подчинении линейных руководителей. Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет собой сферу контроля. Сфера контроля - это важный аспект организационной структуры. Если одному руководителю подчиняется большое количество людей, то говорят о широкой сфере контроля, которая дает в результате плоскую структуру управления. Если сфера структуры узкая, т.е. каждому руководителю подчиняется мало людей, то говорят о многоуровневой структуре.
Не существует идеальной сферы контроля. Многие переменные внутри самой организации и во внешней среде могут влиять на нее.
Необходимость в координации. Необходимость в координации, существующая всегда, становится насущной, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в современных организациях. Если руководство не создает формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу вместе.
3) Задачи. Еще одним направлением разделения труда является формирование задач. Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи организации делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией. Два других важных момента в работе - это частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения.
4) Технология - важная внутренняя переменная - имеет большее значение, чем традиционно считалось. Технология - это сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструмента и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях. Влияние этой переменной на управление в значительной мере определялась тремя крупными переворотами в технологии: промышленной революцией, стандартизацией и механизацией, применением конвейерных сборочных линий. Концепция стандартизации стимулировала дальнейшее повышение специализации, открыв одновременно новые широкие возможности для применения неквалифицированного и малоквалифицированного труда. Именно на этом основано массовое производство товаров и услуг. Из всех существующих систем классификации типов технологий наибольшей известностью пользуется система Джоан Вудворд - британской исследовательницы управления, которая все технологии производственных фирм разделила на три категории:
1 Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно или малая серия одинаковых изделий.
2 Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи. Такой вид производства характеризуется механизацией, использованием стандартных деталей и конвейерным способом сборки.