Особенности управления качеством образования в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования.
1. Выделить и обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки исследования качества дошкольного образования и управления им.
2. Выявить потенциал дошкольного учреждения как качество обеспечивающей образовательной организации.
3. Разработать интегральную модель качества образовательной деятельности детского сада, как объекта управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1 Сущность управления качеством дошкольного образования................................................................................................
1.2 0собенности управления качеством образовательной деятельности в
дошкольном учреждении..................................................................................................
1.З Критерии оценки качества образовательной деятельности в дошкольном
учреждении...................................................................................................
ГЛАВА II. АНАЛИТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1 Анализ управления качеством образовательной деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад №60 …………………………....................................................................................
2.2 Модель управления качеством образовательной деятельности.....................................................................................................
2.3. Методические рекомендации по использованию модели управления
качеством образовательной деятельности дошкольного учреждения........................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

новая курсовая.docx

— 74.44 Кб (Скачать)
 

      Повышение качества дошкольного образования  требует принятия управленческих решений  на различных уровнях системы  дошкольного образования.

      Управленческое  решение - это постановка задачи, выполнение которой необходимо для изменения объекта, перевода его из одного состояния в другое, в соответствии с целями субъекта управления (руководителя дошкольного образовательного учреждения). 

      Непременным условием обоснованности этих решений  выступает достоверная информация: о качестве дошкольного образования; об основных тенденциях, касающихся качества образовательных услуг для детей  дошкольного возраста в области, муниципальном районе, дошкольном образовательном  учреждении; о соответствии предоставляемого образования современным представлениям о качестве дошкольного образования.  Повышение этого качества требует совершенствования системы его оценки, которая будет содержательно (в соответствии с современными представлениями о ценностях развития ребенка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуры оценки качества.

      Основу  моделирования системы оценки качества дошкольного образования составляют концептуально-ценностные положения:

1. Аксиологический подход к оценке, предусматривающий отсылку к ценностям, которые являются основанием, критерием, мерилом оценки в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования.

Оценка  качества образования рассматривается  в интересах личности, общества, государства, самой системы образования.

2.  Решение проблем повышения качества дошкольного образования требует системного подхода к его оценке. Система оценки качества дошкольного образования должна выступать как совокупность взаимосвязанных между собой функций, объекта, предмета, субъектов, критериев и показателей, процедуры и результата оценки.

Важным  условием являются систематичность  и регулярность процедур сбора и  экспертизы качества образовательных  услуг дошкольных учреждений.

3.  Оценка качества дошкольного образования, рассматриваемая как сложная многоуровневая система, каждый уровень которой имеет свой объект оценки, предполагает использование многоуровневого подхода. С учетом трудности успешного отслеживания деятельности всей системы на высоких уровнях управления, разработка критериев оценки качества дошкольного образования на каждом уровне основывается на отражении специфики наблюдаемых объектов. При этом сама оценка рассматривается как целостный процесс, в котором на каждом уровне управления должны совершенно точно знать, что конкретно нужно отслеживать и какими методами. С переходом на следующий уровень управления необходимо, чтобы на нижних уровнях системы управления проводился более глубокий мониторинг качества дошкольного образования.

4.   В контексте современных представлений о цели образования ключевые компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую — школьную жизнь. И исследования, и педагогический опыт показывают, что способность обнаруживать проблему, ставить задачу, планировать свои действия, оценивать свою умелость и неумелость и находить точное, а иногда и нетривиальное, решение в детских видах деятельности вполне доступна детям дошкольного возраста.

5. Рассмотрение оценки качества дошкольного образования как развивающей     системы     требует     реализации     оптимизационного     и самоорганизационного (синергетического) подходов к управлению качеством деятельности детского сада[26;144].

Суть  оптимизации заключается в выборе наилучшего варианта из возможных, наиболее соответствующего определенным условиям и задачам.

      С точки зрения самоорганизационного подхода основным средством достижения нового качества управления определяется рефлексивный стиль руководства, который предполагает введение таких ценностей, как понимание потребности воспитателей в творчестве, соуправление процессом воспитания, стимулирование педагогической инициативы, овладение методами нелинейного управления сложной системой, требующими глубокого понимания важнейшей ценности рефлексивного управления — педагогической поддержки и стимулирования перехода объектов управления в статус его субъектов.

6. Использование аппарата квалиметрии для оценки позволяет снимать проблему ее субъективизма за счет того, что часть показателей оценивается количественно на основе собранных статистических данных о деятельности дошкольного образовательного учреждения, а ряд показателей — на основе мнения экспертов. Кроме того, для устранения субъективизма суждениям экспертов должны присваиваться количественные значения.

      С учетом названных положений, модель системы оценки качества дошкольного  образования может иметь цель совершенствование управления этим качеством на различных уровнях  системы дошкольного образования  на основе получения и обработки  достоверной информации о деятельности дошкольных образовательных учреждений, органов управления образованием и об индивидуальных образовательных достижениях воспитанников. 
 
 
 
 

1.3Критерии оценки качества образовательной деятельности в

дошкольном  учреждении 

      Проблема оценки качества дошкольного образования в последние годы становится всё более актуальной для всех уровней управления образования. На муниципальном уровне управления она обостряется в силу разнообразия воспитательных систем, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях.

Перед работниками дошкольных образовательных  учреждений

непростая задача –  построить свою работу так,  чтобы она не только

соответствовала запросам общества,  но и обеспечивала сохранение

самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Анализ  исследований позволяет определить нам «качество образования в

ДОУ»,  как степень соответствия совокупности свойств и результатов

образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ДОУ на

основе  норм,  требований,  стандартов,  потребностей и ожиданий субъектов

образовательного  процесса: детей, педагогов, родителей.

На сегодняшний  день существует многообразие подходов к определению

критериев качества дошкольного образования.

Садыкова  Л.Р. определила их по так называемым «блокам качества»: «Педагог», «Ребёнок-родители», «Детский сад» и представила в следующих параметрах:

«Педагог» «Ребёнок-родители» «Детский сад»

- участие  педагога в поисковой,  исследовательской  и экспериментальной работе

- личностное  развитие ребёнка

- осуществление  непрерывного образования(дошкольное и начальное звено

образования)

-повышение  уровня - знания, умения, - ориентация  наСЭТС/Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация профессиональной компетентности педагога и его отношения к работе

- навыки  взаимодействие с заказчиком  услуг ДОУ

- повышение  психологической готовности педагога  к профессиональному

труду

- готовность  ребёнка к школе

- рост  или падение престижа детского  сада в социуме

- совершенствование  взаимодействия в коллективе(педагогическое

сотрудничество)

- физическое  здоровье ребёнка

- расширенное  социальное партнёрство ДОУ с  учреждениями образования,  здравоохранения  и культуры

- побочные  эффекты образовательного процесса

-взаимодействие  с научно- исследовательскими институтами,  изучающими проблемы дошкольного  образования.

      М.М. Поташник выделяет следующие результаты образования, поддающиеся количественной оценке:  
1. знания, умения и навыки;  
2. показатели личностного развития;  
3. отрицательные эффекты (последствия) образования;  
4. изменения профессиональной компетенции педагога и его отношения к работе;  
5. рост (или падение) престижа образовательного учреждения в социуме.  
Данные показатели возможно оценить в рамках любого образовательного учреждения. Так, объем знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник, сформулированы в образовательной программе и определяются проверочными заданиями.  
Показатель личностного развития, к которым М.М. Поташник относит уровень развитости интеллектуальной, волевой, мотивационной сторон личности, уровень развитости познавательных и других интересов и потребностей, сформированность устойчивой мотивации познания, уровень креативности ребенка, его умение самоопределятся во всем, быть субъектом собственного образования и развития, а также степень нравственной, эстетической, физической, экологической и др. развитости.  
Важность определения личностного развития несомненна. Однако существуют трудности измерения данного показателя как критерия оценки результата образования. Как говорилось, стандартов для развития не существует (а для качества образования, то есть качества продукта образовательного учреждения, необходимы точные однозначные эталоны). В связи с этим термин развитие заменен термином развитости, но что понимать под ним предстоит ответить ученым в будущем.  
Более точно можно определить отрицательные эффекты (последствия) образования, такие как возникновение отвращения к учебе и появление дефектов здоровья (стойкое падение или повышение артериального давления, появление дефектов зрение, искривление осанки, травматизм, вследствие неблагоустроенности комнат и территории учреждения и недостатков в организации досуга). Статистические данные, полученные врачами и педагогами, покажут ясную картину результатов физической нагрузки, что позволит определить качество образования по данному критерию.  
Достаточно определенно можно проследить за изменениями профессиональной компетенции педагога и его отношения к работе, опираясь на следующие характеристики:  
1. наличие профессионального образования;  
2. прохождение курсов повышения квалификации;  
3. участие в работе методического объединения;  
4. уровень проведения открытых занятий;  
5. умение внедрять инновации;  
6. коэффициент успеваемости.  
Последний критерий оценки: рост (или падение) престижа образовательного учреждения, выражается в притоке, либо оттоке педагогов и детей. Это прямой показатель общественного авторитета учреждения.  
Ожидаемые результаты образования должны стать основой для построения базиса личностной культуры выпускника, определяемой, например, в образовательной программе “Истоки”.  

      В настоящее время существует процедура  государственной аттестации дошкольного  образовательного учреждения, которая  включает в себя экспертизу реализуемых  образовательных программ соответствующего уровня и направленности, а также  показателей деятельности такого образовательного учреждения, необходимых для определения  его вида и категории. В отсутствии государственных образовательных  стандартов дошкольного образования  процедура аттестации ориентируется прежде всего на оценку образовательных условий:

качество  реализации образовательной программы  и «показатели деятельности»  дошкольного образовательного учреждения;

 наличие материальных и методических условий для реализации образовательной программы ДОУ;

квалификация  педагогов (с учетом наличия авторских разработок);

 наличие  условий для сохранения здоровья  детей, если же речь идет о развитии детей, то оцениваются чаще всего уровень произвольного внимания или такие показатели речевого развития, как словарный запас.

      Выбор подобных ориентиров понятен: они, безусловно, во многом определяют развитие ребенка. Однако между намерениями, заложенными  в образовательную программу, и  результатами, выражающимися в развитии детей, ставить знак равенства все  же нельзя. Дело в том, что разрыв между ориентирами программы  и показателями развития ребенка  неизбежен: первое всегда выражается в  некоторых знаниях и умениях, второе — в психологических новообразованиях.

      Это отражение фундаментального психологического закона соотношения обучения и развития: развитие может произойти только в ходе обучения, через присвоение культурных норм, но оно к ним  нисколько не сводится. Развитие (мышления, коммуникации, игры) означает готовность действовать в новых ситуациях, с которыми ребенок не сталкивался  в ходе обучения. Существование такого разрыва и делает неизбежным вопрос о возможности оценивать качество образования не только по тому, что  делают педагоги, но и по тому, как  развивается ребенок. Если предположить, что сеть дошкольных образовательных  учреждений будет активно прирастать за счет новых организационных форм, при   этом   претендующих   на   бюджетное   обеспечение   образовательных программ, вопрос о  контроле качества образования встанет  ребром. Необходимо будет доказывать, что новоявленное заведение для  дошкольников справедливо заявляет о своей способности развивать  детей, и, в конечном итоге, готовить ребенка к школе и обеспечивать «равные стартовые условия». В  том случае, если речь идет не просто об установлении соответствия деятельности учреждения (организации) некоторому стандарту, но о конкуренции за нормативно-подушевое финансирование, необходимо создание особого органа, наделенного специальными полномочиями и инструментарием для сопоставления качества образования, предоставляемого учреждением/организацией.

Информация о работе Особенности управления качеством образования в ДОУ