Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:29, курсовая работа
Задачи исследования.
1. Выделить и обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки исследования качества дошкольного образования и управления им.
2. Выявить потенциал дошкольного учреждения как качество обеспечивающей образовательной организации.
3. Разработать интегральную модель качества образовательной деятельности детского сада, как объекта управления.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1 Сущность управления качеством дошкольного образования................................................................................................
1.2 0собенности управления качеством образовательной деятельности в
дошкольном учреждении..................................................................................................
1.З Критерии оценки качества образовательной деятельности в дошкольном
учреждении...................................................................................................
ГЛАВА II. АНАЛИТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1 Анализ управления качеством образовательной деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад №60 …………………………....................................................................................
2.2 Модель управления качеством образовательной деятельности.....................................................................................................
2.3. Методические рекомендации по использованию модели управления
качеством образовательной деятельности дошкольного учреждения........................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….
Образование - целенаправленная социализация личности, обеспечивающая освоение учащимися культурных образцов и ценностей, формирование образа собственного "Я" на основе систематизированных знаний и умений, а также опыта эмоционального отношения к миру.
Проанализируем зарубежных учёных, занимающихся вопросами качества.
Ф. Кросби даёт такое определение – «Качество – это соответствие требованиям. Качество продукции или услуги эквивалентно, потому, что все измерения или точнее все изменённые характеристики продукции соответствуют установленным технологическим требованиям» [1].
В то время как Э. Деминг утверждает, что «Качество должно определяться в терминах удовлетворённости потребителя. Качество многомерно и определяется разной степенью удовлетворённости потребителя и может быть определено только в терминах конкретного лица».
Известный американский специалист в области качества продукции А. Фейгенбаум в своей книге "Контроль качества продукции" отражает, что «Существует прямая связь качества с удовлетворением потребностей и ожиданиями потребителей. Качество – это общая совокупность характеристик продукции и услуг, относящихся к маркетингу, разработке, производству и технологическому обслуживанию, посредством которых продукция или услуга при использовании удовлетворяет ожиданиям потребителя» [3].
К. Исикава формулирует своё представление о качестве таким образом: «В узком смысле слова, качество означает качество продукции в широком смысле – качество работы, услуги, информации, сотрудников, подразделения, предприятия, системы менеджмента, целей». А. Шухарт утверждает, что «Существуют два аспекта качества: один – связан с представлением о качестве как объективной реальности; второй – с тем, что субъект думает чувствует и ощущает в отношении этой объективной реальности. Важным измерителем качества является та ценность, которую получает потребитель, уплачивая установленную цену» [3].
Каждый
автор имеет собственное
Из всех представленных понятий наиболее полным является определение В. Шухарта, так как он затрагивает два взаимосвязанных аспекта качества: субъективный (что желает потребитель) и объективный (свойства продукции, не зависящие от желаний потребителя).
Наиболее
коротко представление о
Таким образом, имея представление о понятии качества, можно сформулировать определение управления качеством.
Международная
организация по стандартизации определяет
управление качеством (стандарт ИСО-8402)
как действия, осуществляемые при
создании, эксплуатации или потреблении
продукции в целях
Леонов И. Г. в своей книге «Управление качеством продукции» даёт такое определение: «Управление качеством на предприятии – это руководящая деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей»
Анализируя вышеизложенные определения, можно сделать вывод о том, что управление качеством – это чёткое взаимодействие всех подразделений, всех участников производственного процесса, имеющее хорошо сформулированную цель – обеспечение или улучшение качества.
При разработке технологии управления качеством воспитательно – образовательного процесса, можно выделить несколько положений из литературы теории менеджмента:
- Качество - это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработки стратегии, организации воспитательно-образовательного процесса, маркетинга и других[38; 14].
- Деятельность по управлению качеством в дошкольном образовательном учреждении не может быть эффективной после того, как состоялся выпуск детей в школу (управление по результату), эта деятельность должна осуществляться в ходе воспитательно-образовательного процесса (управление по процессу) если, конечно, учитывать такое свойство процесса, как его необратимость[38;12].
Управление процессами в дошкольном образовательном учреждении базируется на объективных законах, практике руководства и требованиях, предъявляемых к конкретной системе образования. Проблемой управления качеством образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений и дошкольного образования в целом занимаются многие современные исследователи: К.Ю. Белая, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, Л.И. Фалюшина, П.И.Третьяков и др.
Изучая литературные источники можно обнаружить различные трактовки понятия «качество образования». Так Полонский В.М. качество образования истолковывает как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями воспитания и обучения [25;31]. С точки зрения С.Е. Шиловой качество образования определяется как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности [21; 10]. К данным определениям можно добавить здоровьесбережение детей при прогнозировании результатов педагогического процесса в рамках возрастных и индивидуальных показателей. Для решения и оценки комплекса задач педагогического процесса необходимо найти некоторые подходы к управлению качеством образования. Третьяков П.И. определяет менеджмент как совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе образовательными процессами, т.е. искусство управления [17; 12]. Управление процессами в дошкольном образовательном учреждении базируется на объективных законах, практике руководства и требованиях, предъявляемых к конкретной системе воспитания и образования.
Понятие «качество» многогранно и с позиции каждого его участника также трактуется по-разному:
Для детей - это обучение в интересной для них игровой форме.
Для родителей - это эффективное обучение детей, то есть обучение по программам, хорошо готовившим детей к школе:
- обучение без утомления;
-сохранение здоровья детей как психического, так и физического;
- успешность обучения;
-поддержание желания детей учиться;
- обеспечение возможности поступлении в престижную школу;
- обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография и т.д.)
Для воспитателей - это, во-первых, положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного учреждения, родителями:
- успешное выполнение всех учебных программ всеми детьми;
- оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;
- поддержание интереса детей к учебному процессу;
- успешное развитие детей в процессе их обучения;
- сохранение физического и психического здоровья детей;
- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
- обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.
Для руководителя - это:
- высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития дошкольного учреждения;
- сохранение здоровья детей;
- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;
- успешность деятельности педагогов и детей;
- полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.
Таким
образом, качество - это то, что удовлетворяет
требованиям потребителя. Хотя, это
не значит, что то, что не удовлетворяет
потребителя, не является качественным.
Один и тот же предмет, в одно и
то же время может удовлетворять
потребности одного потребителя
и не удовлетворять потребности
другого. Поэтому способность качества
удовлетворять потребности
1.2 0собенности управления качеством образовательной деятельности в
дошкольном
учреждении
По А.Ф.Пеленёву целевое назначение управления дошкольным учреждением состоит в обеспечении направленности деятельности всех подразделений и сотрудников на исполнении его функций, в первую очередь образовательных и воспитательных.
Управление само по себе не имеет самостоятельного значения, оно ценно как одно из необходимых условий функционирования сложно организованных систем. В этом тоже сущность управления. «Значимость и оценка управления - лишь в его влиянии на функционирование управляемого объекта», - подчёркивает А.Ф.Пеленёв [38, 51]. И далее даёт такое определение: управление образовательным учреждением есть воздействие на его жизнедеятельность с целью перевода её из одного состояния в другое с более эффективным осуществлением образовательных и других функций.
В
дошкольном образовательном учреждении
Объектом управления в дошкольном образовательном учреждении выступает вся система его жизнедеятельности, основными компонентами которой являются:
Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий:
социального, государственного заказа.
В дошкольном образовании выделяются проблемы, негативно влияющие на качество образования:
Информация о работе Особенности управления качеством образования в ДОУ