Особенности управления качеством образования в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования.
1. Выделить и обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки исследования качества дошкольного образования и управления им.
2. Выявить потенциал дошкольного учреждения как качество обеспечивающей образовательной организации.
3. Разработать интегральную модель качества образовательной деятельности детского сада, как объекта управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1 Сущность управления качеством дошкольного образования................................................................................................
1.2 0собенности управления качеством образовательной деятельности в
дошкольном учреждении..................................................................................................
1.З Критерии оценки качества образовательной деятельности в дошкольном
учреждении...................................................................................................
ГЛАВА II. АНАЛИТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1 Анализ управления качеством образовательной деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад №60 …………………………....................................................................................
2.2 Модель управления качеством образовательной деятельности.....................................................................................................
2.3. Методические рекомендации по использованию модели управления
качеством образовательной деятельности дошкольного учреждения........................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

новая курсовая.docx

— 74.44 Кб (Скачать)

Образование - целенаправленная социализация личности, обеспечивающая освоение учащимися культурных образцов и ценностей, формирование образа собственного "Я" на основе систематизированных знаний и умений, а также опыта эмоционального отношения к миру.

      Проанализируем  зарубежных учёных, занимающихся вопросами  качества.

      Ф. Кросби даёт такое определение –  «Качество – это соответствие требованиям. Качество продукции или  услуги эквивалентно, потому, что все  измерения или точнее все изменённые характеристики продукции соответствуют  установленным технологическим  требованиям» [1].

      В то время как Э. Деминг утверждает, что «Качество должно определяться  в терминах удовлетворённости потребителя. Качество многомерно и определяется разной степенью удовлетворённости потребителя и может быть определено только в терминах конкретного лица».

      Известный американский специалист в области  качества продукции  А. Фейгенбаум в своей книге "Контроль качества продукции" отражает, что «Существует прямая связь качества с удовлетворением потребностей и ожиданиями потребителей. Качество – это общая совокупность характеристик продукции и услуг, относящихся к маркетингу, разработке, производству и технологическому обслуживанию, посредством которых продукция или услуга при использовании удовлетворяет ожиданиям потребителя» [3].

      К. Исикава формулирует своё представление о качестве таким образом: «В узком смысле слова, качество означает качество продукции в широком смысле – качество работы, услуги, информации, сотрудников, подразделения, предприятия, системы менеджмента, целей». А. Шухарт утверждает, что «Существуют два аспекта качества: один – связан с представлением о качестве как объективной реальности; второй – с тем, что субъект думает чувствует и ощущает в отношении этой объективной реальности. Важным измерителем качества является та ценность, которую получает потребитель, уплачивая установленную цену» [3].

      Каждый  автор имеет собственное представление  о качестве, отражая его в своей  теории, поэтому анализировать определения  необходимо в соответствии с определённой теорией.

      Из  всех представленных понятий  наиболее полным является определение  В. Шухарта, так как он затрагивает два взаимосвязанных аспекта качества: субъективный (что желает потребитель) и объективный (свойства продукции, не зависящие от желаний потребителя).

Наиболее  коротко представление о качестве даёт Ю.П. Адлер : «Качество – это то, что удовлетворяет потребителя». Хотя, можно заметить, что определение Адлера является краткой интерпретацией стандартных определений.

      Таким образом, имея представление о понятии  качества, можно сформулировать определение управления качеством.

      Международная организация по стандартизации определяет управление качеством (стандарт ИСО-8402) как действия, осуществляемые при  создании, эксплуатации или потреблении  продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества.

      Леонов  И. Г. в своей книге «Управление  качеством продукции» даёт такое  определение: «Управление качеством  на предприятии – это руководящая  деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей»

      Анализируя  вышеизложенные определения, можно  сделать вывод о том, что управление качеством – это чёткое взаимодействие всех подразделений, всех участников производственного  процесса, имеющее хорошо сформулированную цель – обеспечение или улучшение  качества.

      При разработке технологии управления качеством  воспитательно – образовательного процесса, можно выделить несколько положений из литературы теории менеджмента:

 -    Качество - это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработки стратегии, организации воспитательно-образовательного процесса, маркетинга и других[38; 14].

-    Деятельность по управлению качеством в дошкольном образовательном учреждении не может быть эффективной после того, как состоялся выпуск детей в школу (управление по результату), эта деятельность должна осуществляться в ходе воспитательно-образовательного процесса (управление по процессу) если, конечно, учитывать такое свойство процесса, как его необратимость[38;12].

      Управление  процессами в дошкольном образовательном  учреждении базируется на объективных  законах, практике руководства и  требованиях, предъявляемых к конкретной системе образования. Проблемой  управления качеством образовательных  услуг дошкольных образовательных  учреждений и дошкольного  образования  в  целом  занимаются  многие  современные исследователи: К.Ю. Белая, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, Л.И. Фалюшина, П.И.Третьяков и др.

      Изучая  литературные источники можно обнаружить различные трактовки понятия  «качество образования». Так Полонский  В.М. качество образования истолковывает  как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического  и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями воспитания и обучения [25;31]. С точки зрения С.Е. Шиловой качество образования определяется как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности [21; 10]. К данным определениям можно добавить здоровьесбережение детей при прогнозировании результатов педагогического процесса в рамках возрастных и индивидуальных показателей. Для решения и оценки комплекса задач педагогического процесса необходимо найти некоторые подходы к управлению качеством образования. Третьяков П.И. определяет менеджмент как совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе образовательными процессами, т.е. искусство управления [17; 12]. Управление процессами в дошкольном образовательном учреждении базируется на объективных законах, практике руководства и требованиях, предъявляемых к конкретной системе воспитания и образования.

      Понятие «качество» многогранно и с позиции  каждого его участника также  трактуется по-разному:

Для детей - это обучение в интересной для  них игровой форме.

Для родителей - это эффективное обучение детей, то есть обучение по программам, хорошо готовившим детей к школе:

- обучение без утомления;

-сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

- успешность обучения;

-поддержание  желания детей учиться;

- обеспечение возможности поступлении в престижную школу;

-  обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография и т.д.)

Для воспитателей - это, во-первых, положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного  учреждения, родителями:

- успешное выполнение всех учебных программ всеми детьми;

- оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;

- поддержание интереса детей к учебному процессу;

- успешное развитие детей в процессе их обучения;

- сохранение физического и психического здоровья детей;

- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;

- обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

Для руководителя - это:

- высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития дошкольного учреждения;

- сохранение здоровья детей;

-   рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;

- успешность деятельности педагогов и детей;

- полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.

      Таким образом, качество - это то, что удовлетворяет  требованиям потребителя. Хотя, это  не значит, что то, что не удовлетворяет  потребителя, не является качественным. Один и тот же предмет, в одно и  то же время может удовлетворять  потребности одного потребителя  и не удовлетворять потребности  другого. Поэтому способность качества удовлетворять потребности относится  не к сущности качества, а к уровню или варианту качества, которое достигается  при создании услуг. 
 
 
 

1.2 0собенности управления качеством образовательной деятельности в

дошкольном  учреждении 

      По А.Ф.Пеленёву целевое назначение управления дошкольным учреждением состоит в обеспечении направленности деятельности всех подразделений и сотрудников на исполнении его функций, в первую очередь образовательных и воспитательных.

      Управление само по себе не имеет самостоятельного значения, оно ценно как одно из необходимых условий функционирования сложно организованных систем. В этом тоже сущность управления. «Значимость и оценка управления - лишь в его влиянии на функционирование управляемого объекта», - подчёркивает А.Ф.Пеленёв [38, 51]. И далее даёт такое определение: управление образовательным учреждением есть воздействие на его жизнедеятельность с целью перевода её из одного состояния в другое с более эффективным осуществлением образовательных и других функций.

      В дошкольном образовательном учреждении субъектом управления является заведующая и её заместитель (методист). Кроме того создаются и коллегиальные органы, решающие управленческие задачи (совет педагогов и т. д.). Субъектами управления в той или иной мере являются педагоги и родители. Все субъекты управления могут действовать разрозненно, противоречиво (что влечёт к осложнениям в микроклимате дошкольного образовательного учреждения), или образовывать целостное единство, систему внутрисадовского управления.

      Объектом  управления в дошкольном образовательном учреждении выступает вся система его жизнедеятельности, основными компонентами которой являются:

  • воспитательно-образовательный процесс;
  • межличностные отношения всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, педагоги, родители, сотрудники);
  • повышение квалификации педагогов;
  • создание необходимых материально-технических условий.

Качественное  дошкольное образование возможно при  соблюдении следующих условий:

  • Определение целей образования детей дошкольного возраста с позиций

 социального,  государственного заказа.    

  • Адекватность содержания, методов и форм образования детей их возрасту.
  • Рассмотрение знаний, умения и навыков в системе дошкольного образования лишь в качестве  средства его развития.
  • Создание гуманистической образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
  • Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, ориентировка  на относительные показатели детской успешности.
  • Соблюдение материально-технических и медико-социальных условий, ориентированных на ребенка и его благополучие.
 

В дошкольном образовании выделяются проблемы, негативно  влияющие на качество образования:

  • трудности совершенствоания содержания в условиях вариативности, рассогласование концептуальных позиций программ с их реальной методической рекомендацией,
  • утрата специфики дошкольного возраста: специальная подготовка к школе, тестирование дошкольников по знаниевому компоненту при приеме в школу провоцирует родителей сосредоточится на специальной подготовке к школе,
  • расширение содержания новых областей знаний приводит к дублированию содержания начальной школы.

Информация о работе Особенности управления качеством образования в ДОУ