Особенности управления качеством образования в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования.
1. Выделить и обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки исследования качества дошкольного образования и управления им.
2. Выявить потенциал дошкольного учреждения как качество обеспечивающей образовательной организации.
3. Разработать интегральную модель качества образовательной деятельности детского сада, как объекта управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1 Сущность управления качеством дошкольного образования................................................................................................
1.2 0собенности управления качеством образовательной деятельности в
дошкольном учреждении..................................................................................................
1.З Критерии оценки качества образовательной деятельности в дошкольном
учреждении...................................................................................................
ГЛАВА II. АНАЛИТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1 Анализ управления качеством образовательной деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад №60 …………………………....................................................................................
2.2 Модель управления качеством образовательной деятельности.....................................................................................................
2.3. Методические рекомендации по использованию модели управления
качеством образовательной деятельности дошкольного учреждения........................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

новая курсовая.docx

— 74.44 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ                                                       

1.1 Сущность управления качеством дошкольного образования................................................................................................

1.2 0собенности управления качеством образовательной деятельности в

дошкольном  учреждении..................................................................................................

1.З Критерии оценки качества образовательной деятельности в дошкольном

учреждении...................................................................................................

ГЛАВА II. АНАЛИТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ                                                                                   

2.1 Анализ управления качеством образовательной деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад №60 …………………………....................................................................................

2.2 Модель управления качеством образовательной деятельности.....................................................................................................

2.3. Методические рекомендации по использованию модели управления

качеством образовательной деятельности дошкольного учреждения........................................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Дошкольное  воспитание как первая ступень системы  образования за последние годы претерпело существенные изменения. Анализ сложившейся  ситуации показывает  ее позитивные стороны – уход от единообразия: видов учреждений и организации  пространственно-предметной среды; программ, жестко регламентирующих деятельность педагогов, и как следствие –  пробуждение творческих начал в  их деятельности; а также предоставление родителям возможности выбора учреждения для своего ребенка и др.

     Вместе с тем уже крепко  укоренившееся многоаспектное разнообразие  “всего и вся” сегодня высвечивает  проблему необходимости грамотного  выстраивания “подлинно” вариативного  дошкольного образования, основанного  на непринципиальном изменении  главного. 

        Оценка качества дошкольного  образования - довольно сложная  проблема. И тем не менее, сейчас к ней появился значительный интерес. Это связано с тем, что дошкольное образование рассматривается как один из фундаментальных ресурсов национального развития государства на разных уровнях.

Важнейшим инструментом повышения качества образования  является институт оценки качества образования. В настоящее время реальная практика оценки качества дошкольного образования  характеризуется следующими особенностями:

-существующая  система оценки качества дошкольного  образования (лицензирование, аттестация  и аккредитация образовательных  учреждений) ориентирована, прежде  всего, на оценку образовательных  условий, а не результативность  дошкольного образования, определяемую  уровнем и динамикой развития  ребенка; 

-поскольку  «центр тяжести» в действующих  системах оценки качества дошкольного  образования смещен в сторону  оценки образовательных условий,  в ее диапазон пригодности  не входят возникающие формы  (надомные группы, мини-сады, автономные некоммерческие организации, предлагающие услуги по дошкольному образованию, в т.ч. и группы кратковременного пребывания, и т.д.);

-за  исключением тех случаев, когда  на региональном уровне существует  система конкурсов и грантовой поддержки лучших дошкольных образовательных учреждений, система оценки качества не выступает как институт развития дошкольного образования за счет бюджетной поддержки образовательных учреждений, предоставляющих образование более высокого качества.

Цель  системы оценки качества дошкольного  образования: управление качеством  дошкольного образования через:

- контроль  качества образования в условиях  создания сети образовательных  учреждений и организаций, реализующих  программы дошкольного образования,  и создание за счет этого  равных стартовых условий для  детей при поступлении в школу;

- выявление  и обеспечение поддержки дошкольных  учреждений и организаций, предоставляющих  образовательные услуги высокого  качества. 

Определение специфики управления качеством  образования в условиях дошкольного  учреждения, выделение характерных  особенностей его базисных компонентов  нуждаются в серьёзном теоретико-экспериментальном  исследовании.

      В результате теоретического анализа  установлено, что проблема управления качеством образования в дошкольном учреждении является одной из наименее разработанных в области современной педагогики. Известна только одна работа Л.И. Фалюшиной, в которой предпринята попытка решения данной проблемы посредством рационального использования рабочего времени сотрудников дошкольного учреждения и организации    методической    работы    с    педагогическими    кадрами.    К сожалению, обозначенные аспекты обеспечения качественного образования не способствуют комплексному и системному исследованию данной проблемы, без чего не представляется возможным её решение[38; 28].

Не подвергалось специальному исследованию и само качество дошкольного образования как  объект управления.

      В 90-е годы были опубликованы статьи О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, Е.Г. Юдиной, посвященные разработке государственного стандарта дошкольного образования, в которых качество рассматривалось в контексте психолого-педагогических условий, реализация которых в образовательном процессе обеспечивает развитие ребёнка. К таким условиям авторы отнесли образовательные программы, профессиональную компетентность педагога, в первую очередь его личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, предметно - развивающую среду[35; 76].

      Позднее появились публикации таких ученых, как Т.И. Алиева, К.Ю. Белая, Л.А. Парамонова и др., основанные на широком понимании качества дошкольного образования как единства его процессуальной и результативной составляющих.

Анализ  модернизации системы дошкольного  образования относительно его качества выявил ряд противоречий:

- между требованиями создать в дошкольном учреждении условия для удовлетворения запросов, потребностей и ожиданий личности и общества в получении качественного образования и фактическим состоянием реальной практики;

-    между необходимостью использования целостного подхода к управлению качеством образования и реализуемой в дошкольных учреждениях практикой воздействий на отдельные стороны образовательного процесса;

- между значительными правами и полномочиями дошкольных учреждений в плане выбора способов и средств достижения социально задаваемых целей и отсутствием научно-обоснованного механизма их реализации;

-  между необходимостью объективной оценки качества образования и недостаточной разработанностью соответствующих оценочных технологий.

Данные  противоречия предопределили выбор  темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы особенности управления качеством  образования в дошкольном образовательном  учреждении?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

      Объект  исследования: управление образовательной  деятельностью в дошкольном учреждении. 

      Предмет исследования: особенности управления качеством образовательной     деятельностью в     дошкольном     образовательном

учреждении.

      Задачи исследования.

1. Выделить и обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки исследования качества дошкольного образования и управления им.

2. Выявить потенциал дошкольного учреждения как качество обеспечивающей образовательной организации.

3.  Разработать интегральную модель качества образовательной деятельности детского сада, как объекта управления.

4. Опираясь на результаты анализа, подготовить научно-практические рекомендации по организации управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.

      Гипотеза  исследования основывается на предположении  о том, что эффективность управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении может  быть существенно повышена, если:

- выделены   общетеоретические подходы к его исследованию;

- выявлены   особенности   дошкольного   учреждения,   как   особой   сферы формирования и функционирования качества образования;

- обобщены основные тенденции, характеризующие современную образовательную ситуацию, с точки зрения их влияния на качество дошкольного образования;

- разработана модель качества дошкольного образования, отображающая его в единстве всех категориальных характеристик и способствующая формированию целостного представления о нём как объекте управления.

      Методы исследования:

-  теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблемам качества образования, управления качеством, управления образовательными системами;

-  изучение документации, собеседование с руководителями;

- моделирование качества дошкольного образования;

- статистический анализ экспериментальных данных. 

В теоретическом  плане основу исследования составляют такие ученые, как Л.С.Выготский, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, В.Т. Кудрявцевым, В.А. Сластениным, И.А. Зимней, Б.Т. Лихачёвым, А.И. Субетто, Ю.К. Бабанским. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1Сущность управления качеством дошкольного образования 

      Для того, что бы дать полное представление об управлении качеством необходимо, в первую очередь,  проанализировать высказывания различных авторов, относительно этого  понятия. Трудность формирования ясной и научно обоснованной терминологии обусловлена тем, что она зависит от научного уровня, концепции и методологии в области качества. Эти три составляющие образуют теоретическую базу качества, а их разработка и совершенствование – взаимосвязанные процессы. Поэтому трудно  сформулировать определение качества, не выяснив сущность качества и принцип его обеспечения.

Как  утверждает Каблашова И.В. -  «качество проявляется в отношениях к нему потребителей и зависит от того, насколько свойства удовлетворяют эти потребности».

      Фундаментальное определение качества, данное Гегелем в его энциклопедии философских наук, гласит: «Качество, есть вообще тождественная с бытием непосредственная определённость…», «Нечто есть благодаря своему качеству то, что есть и, теряя своё качество, оно перестаёт быть тем, что есть…» Иначе говоря, качество – это объективно существующая совокупность свойств и характеристик изделия, которая определяет его как таковое и отличает от другого изделия.

Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности

Обеспечение качества - все планируемые и осуществляемые виды деятельности, доступные постоянному контролю и необходимые для создания уверенности в выполнении требований к качеству.

Информация о работе Особенности управления качеством образования в ДОУ