Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:39, курсовая работа
Целью работы является выделение и описание особенностей труда и поведения, влияющих на эффективность управленческой деятельности женщин-менеджеров.
В соответствии с поставленной целью мы определили круг теоретических и практических задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
Задачи исследования:
1. анализ исторического аспекта восприятия женщины как руководителя;
2. выявление факторов, тормозящих развитие женского предпринимательства;
3. анализ особенностей труда и поведения женщин – руководителей;
4. проведение эмпирического исследования и составление перечня особенностей труда и поведения женщин – менеджеров.
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Женщины и лидерство в бизнесе: становление и проблемы становления женского предпринимательства в России
1.2 Факторы, оказывающие влияние на развитие женского предпринимательства, непосредственно связанные с гендерными отличиями женщин
1.3 Особенности женщин в управлении, принятии решений и организации труда
2. Методологическая часть
2.1 Концептуальные подходы и методы изучения женщин-менеджеров
2.2 Женщина-менеджер: некоторые парадоксальные закономерности женского лидерства
2.3 Российские домохозяйки: мифы и реальность
3. Практическая часть
3.1 Успешная женщина – какая она?
2.2 Женщины глазами женщин
3.3 Женщина глазами мужчин
Заключение
Список использованной литературы
"Женский" или, вернее, "женственный" бизнес чувствуется, начиная с порога. Спокойная уверенность, профессионализм, высокая ответственность и работоспособность вкупе с уютной обстановкой и чутким, внимательным обращением не только к клиенту, но и внутри коллектива – вот основные черты "женственного" бизнеса. Сотрудники идут на работу с удовольствием и даже в трудные времена не покидают свою компанию, ставшую частью их жизни. Новые клиенты немедленно становятся постоянными.
Проведя небольшой опрос (участвовало 100 женщин), темой которого стал вопрос «каким бизнесом вы бы занялись?» можно привести некоторые данные (рис. 2):
рис.2
производство | 14,8% |
дизайн, реклама | 9,1% |
мода | 8,3% |
интернет-бизнес | 7,8% |
красота | 7,8% |
магазин, бутик | 7,4% |
Туризм, отдых | 7,4% |
ресторан, кафе | 5,7% |
обучение, развитие | 3,5% |
Флористика | 3,5% |
праздник, подарки | 3,0% |
здоровье | 2,6% |
ремонт, строительство | 2,6% |
Фермерство | 2,6% |
консультации, психология | 2,2% |
недвижимость | 2,2% |
Свадьба | 2,2% |
Спорт | 2,2% |
кадры | 1,7% |
Фотосервис | 1,7% |
СМИ | 0,9% |
Транспорт | 0,9% |
Женщины, в большинстве случаев, выбирают более «мягкие», «чисто» женские сферы бизнеса. Тем, чем занялись бы не все мужчины. И такие «чисто» женские сферы приносят женщинам хороший успех, при этом женщины полностью могут раскрыться.
Женщины в равной степени могут быть успешными, как и мужчины, они также могут прекрасно управлять людьми, выстраивать деловые отношения, справляться со стрессом и решать проблемы. Женщины от природы – политики. Женщине в бизнесе не разрешается проявление эмоций, которое прощается мужчинам. «Поставить» себя наравне с мужчинами – это что-то эмоциональное. Нужно добиваться результатов в делах, тогда мужчины сами будут считать женщину равной по бизнесу.
Опрос среди современных мужчин. Тема опроса - «какие женщины нравятся мужчинам?» рис.3
рис. 3
По результатам опроса можно сделать вывод, что сегодня мужчины отдают предпочтение не «домашним» и хорошим девочкам, а властным карьеристкам. В опросе принимало участие 100 мужчин разных возрастов. 35% очень обожают «плохих девочек», которые ассоциируются с актрисами мирового масштаба; 30% опрашиваемых мужчин любят независимых, деловых и сильных женщин; 18% представителей сильного пола выбирают легких, веселых, оптимистично настроенных, и жизнерадостных подруг; 14% мужчин предпочитают женщин, которые способны постоять за себя. 3% не смогли дать определённого ответа. По мнению мужчин властные, деловые женщины привлекают своей недоступностью. Однако, как показывает практика отношений, мужчины обращают внимание и на экономические выгоды - ведь карьеристку не нужно содержать, у нее есть собственное недвижимое имущество и счет в банке.
Стандартный образ деловой женщины в глазах мужчин представляется как : умная, находчивая, привлекательная, энергичная особа. Одеваются строго и в большинстве случаев в классическом стиле, очень требовательны к себе и к остальным. Их время расписано на полгода как минимум. Ежедневник, ноутбук, телефон и ручка ее неотъемлемые повседневные атрибуты. Они хорошо зарабатывают, что дает ей ощущение власти и могущество, без этого у нее наступает дискомфорт.
Деловые женщины успешны в бизнесе, но в семье они не обязательно играют доминирующую роль. В отличие от стерв, они не пытаются подавить партнера, а предпочитают договориться. Это идеальный вариант для «домашних» мужчин, предпочитающих карьере мойку посуду и чистку картошки на кухне. Также бизнес-леди, конечно же, привлекают деловых мужчин. Женщины-дипломаты, пожалуй, нравятся всем типам мужчин. Такие представительницы прекрасного пола умеют казаться стервами рядом с подкаблучниками, истовыми хранительницами семейного очага рядом с домоседами, деловитыми в общении с мужчинами, обладающими жилкой предпринимателя. Этих женщин выделяет богатый жизненный опыт и приобретенная в результате мудрость.
Как показал специальный опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения, идеала женщины "на любой вкус" для мужчин не существует. Оказалось, что требования мужчин разного возраста различны.
Молодые люди (до 25 лет) больше всего ценят в женщине ум (!) - таких мужчин было 55% из числа опрошенных, на втором месте - сексуальность - 44% (а многие юные девушки полагают, что сексуальность для мужчин на первом месте...) и лишь на третьем - красота - 42%. Мужчины постарше (от 25 до 40 лет) на первое место тоже поставили женский ум (!) - 47% опрошенных, на второе - заботливость - 41% (видимо, с возрастом мужчины становятся более эгоистичными) и на третье место -нежность - 38%. А те, кто старше 45 лет, похоже, становятся еще большими эгоистами, и женская красота их вовсе не интересует. Первое место среди привлекательных женских черт в их рейтинге занимает заботливость (видимо, подразумевается забота об их драгоценной персоне) - 65% (!), а второе место - ум - 40%. По их мнению, женщина должна быть гибкой в общении и уметь легко приспосабливаться (кстати, к себе мужчины абсолютно лояльны; видимо, считают, что приспосабливаться должна именно женщина, а они сами могут быть прямолинейными). Подлинный ужас на представителей сильного пола наводят женщины нервные, беспокойные, издерганные, из всего делающие трагедию.
Почему женщины успешны в бизнесе: сильные стороны слабого пола (мнения опрошенных мужчин в большей части совпали с результатом). Несмотря на то, что женщины кажутся нерасположенными к ведению бизнеса, их успех в карьере и деловой среде нельзя оспаривать. Абсолютно во всех сферах бизнеса мы можем наблюдать успешных и состоявшихся бизнес-леди, которые успешно конкурируют с мужчинами, а в некоторых сферах и превосходят их. Факторы, которые являются причинами успеха женщин в бизнесе:
1. Актерское мастерство и психология. В первую очередь, женщины – это гении перевоплощения. Они играют, сами того не замечая, чем зарабатывают себе дополнительные очки на игровом поле бизнеса. Кроме того, что деловые женщины – прекрасные актрисы, они еще и великолепные психологи. Это преимущество заложено природой и часто используется неосознанно, подсознательно.
2. Внимательность и тактичность. Женщины лучше мужчин чувствуют отношения между людьми и, в частности, отношение к себе. Поэтому бизнес-леди не идут на пролом, используя мужскую тактику, а напротив, адаптируются к ситуации, сглаживая и подстраиваясь под собеседника. Кроме того, каждая женщина умеет не только слушать, но и действительно слышать собеседника: по его словам, интонациям, мимике и жестам она может составить ясную картину, зачастую, отличную от той, которую ей хотят преподнести.
3. Интуиция. Необходимо упомянуть здесь и знаменитую женскую интуицию. Нельзя отрицать, что большинство женщин наделены этим удивительным чувством, которое позволяет, иногда подсознательно, избежать неприятностей или не упустить случая.
Таким образом, женщины не только не хуже мужчин ведут дела, но зачастую и имеют перед сильным полом неоспоримые преимущества.
Как показывает опыт, большой успех в карьере чреват большими проблемами в личной жизни. Каковы же причины семейных неурядиц деловой женщины? В любой счастливой семье обязательно должны выполняться две принципиальных роли: обеспечение внутренних и внешних взаимодействий. Внутренние взаимодействия включают, с одной стороны, ведение быта, с другой создание традиции родственных отношений между всеми членами семьи и формирование домашней, семейной атмосферы. Внешние взаимодействия означают поиск ресурсов и решение стратегических вопросов: жилье, финансы и прочее. Традиционно внешними вопросами занимается мужчина, а внутрисемейные взаимодействия налаживает женщина. Однако в случае деловой женщины такое разделение ролей нарушается: она акцентирует свое внимание на внешних отношениях и уже не занимается внутрисемейными проблемами. В этом основная причина неурядиц в семье деловой женщины. Решение проблемы простое надо лишь ответить на вопрос: кто и как теперь будет заниматься внутренними делами семьи?
Самый очевидный ответ: мужчина. Действительно: если женщина выполняет "мужские" функции, почему бы мужчине не выполнять "женские"? Многие мыслят именно в этом ключе, из каковых мыслей и родился феномен мужчины-домохозяина. Так ли все просто? Далеко не всякий мужчина согласится на такую семью. Ведь в ней не он, а женщина будет определять семейную стратегию, решать ключевые вопросы бюджета в общем, выполнять функции главы семьи. Кроме того, выполнение внутрисемейных функций требует ряда качеств, которые характеры в основном для женщин и редко встречаются у мужчин: многозадачность (дети-уборка-готовка одновременно), общительность (дети вечно болтают и требуют внимания). В общем, мужчина-домохозяин это особый тип человека. И уж точно такого не найдешь среди успешных (амбициозных, активных, агрессивных)людей. Скорее он мягок. Но чаще всего у деловой женщины не хватает ни мудрости, чтобы выбрать себе подходящего мужчину, ни терпения, чтобы смириться с мужчиной неподходящим. В результате и возникают классические современные семьи. Оба супруга занимаются карьерой. Каждый пытается стать главой семьи. Вроде бы делят между собой домашние обязанности, и дом вроде бы ухожен. Но вот на детей сил никому не хватает, и спихивают их кому ни попадя. Современные мужчины, исходя из опроса, хоть и хотят видеть перед собой деловую и активную женщину, но мужчине трудно, практически невыносимо думать о том, что его девушка добилась большего успеха, чем он. Она может быть деловой, однако при всем этом она должна умудриться быть женственной, краснеть при нецензурных выражениях и обязательно зарабатывать меньше!
Некоторые факты мужчин о женщинах:
2. У женщин много прекрасных качеств, которые по достоинству оценит мудрый руководитель. Женщины менее склонны к риску, предпочитают беспроигрышные варианты.
3. Еще одно неоспоримое преимущество женщины в мире мужского бизнеса: она красноречива и способна убедить собеседника в чем угодно.
До сих пор в российской экономике мужчина-руководитель означает - быть продолжению многовековых традиций и устоявшейся психологии, а женщина-руководитель - это своеобразный вызов. Выдвижение женщин на руководящие должности не имеет устойчивого организаторского характера. Мужчины и женщины должны иметь равные возможности в построении системы подготовки и выдвижения кадров. Быть руководителем в России - большая ответственность. Каждая женщина стремится выбрать то, что ей нравится. И вопрос быть или не быть руководителем каждая должна решить сама.
Проведенное исследование позволит выявить некоторые особенности управленческой деятельности женщин:
В управлении женщины предпочитают использовать демократичный и либеральный стиль. Несмотря на мягкость стиля управления, женщина-руководитель способна к решительному осуществлению функции контроля.
В управлении персоналом женщина-руководитель больше внимания уделяет отношениям между членами коллектива, ее больше волнует сфера межличностных отношений.
Мотивация трудовой деятельности женщины имеет подвижную мотивационную структуру, они могут реагировать с большими отличиями и реакция будет выражена ярче, чем у мужчин.
Женщина более эмоциональна и эта черта особо характеризует женский стиль управления. При принятии решений женщина-менеджер чаще полагается на свои ощущения, интуицию, знаменитую женскую логику.
Во взаимоотношениях с внешней средой женский стиль управления отличается большой гибкостью, ситуативностью, умением адаптироваться к сложившимся обстоятельствам. Женщина умеет сочетать и оперативно переключаться с одной социальной роли (менеджер, бизнес-леди) на другую (жена, дочь, мать).
Информация о работе Особенности труда и поведения женщины в управлении