Особенности труда и поведения женщины в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выделение и описание особенностей труда и поведения, влияющих на эффективность управленческой деятельности женщин-менеджеров.
В соответствии с поставленной целью мы определили круг теоретических и практических задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
Задачи исследования:
1. анализ исторического аспекта восприятия женщины как руководителя;
2. выявление факторов, тормозящих развитие женского предпринимательства;
3. анализ особенностей труда и поведения женщин – руководителей;
4. проведение эмпирического исследования и составление перечня особенностей труда и поведения женщин – менеджеров.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Женщины и лидерство в бизнесе: становление и проблемы становления женского предпринимательства в России
1.2 Факторы, оказывающие влияние на развитие женского предпринимательства, непосредственно связанные с гендерными отличиями женщин
1.3 Особенности женщин в управлении, принятии решений и организации труда
2. Методологическая часть
2.1 Концептуальные подходы и методы изучения женщин-менеджеров
2.2 Женщина-менеджер: некоторые парадоксальные закономерности женского лидерства
2.3 Российские домохозяйки: мифы и реальность
3. Практическая часть
3.1 Успешная женщина – какая она?
2.2 Женщины глазами женщин
3.3 Женщина глазами мужчин
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая готово.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

      Настоящая деловая женщина:

        Никогда не останавливается в профессиональном и личном развитии.

        Терпелива, и может долго ждать результата, если уверена в успешном исходе мероприятия.

        Обаятельна и харизматична, умеет увлечь любого своими идеями и мотивировать подчиненных на свершения.

        Дипломатична – знает, как разрешать конфликт с минимальными потерями, с честью выйти даже из самой щепетильной ситуации.

        Если даже и не красива, то, по крайней мере, любит себя, и следит за внешностью. Начальницы, похожие на «мымру» из «Служебного романа» встречаются сегодня достаточно редко, ведь деловая женщина понимает, что ее внешность – тоже товар, который можно выгодно «продать» в ходе деловых переговоров или встреч с инвесторами.

        Умеет сдерживать эмоции и контролировать свое поведение. Биснес-леди, у которой каждая неудача на служебном поприще заканчивается нервным срывом, — это нонсенс, согласитесь.

 


2.2 Женщины глазами женщин

     Сегодня мы все чаще слышим выражения: "деловая женщина", "бизнес-вумен", "женщина-руководитель". Действительно, представительниц прекрасного пола, занимающих руководящие посты, становится все больше. И они уже давно научились совмещать семью и бизнес, профессиональную деятельность и личную жизнь. Но при всей своей успешности они остаются обаятельными, элегантными и внимательными женщинами. Тесты - самые известные и распространенные из оценочных процедур потенциала сотрудников. Мне бы хотелось отвлечься от устаревших данных статистики и остановиться на небольшом исследовании. Суть: выявление особенностей женщин в управлении. Я возьму небольшое количество людей, сделав выборку, а в итоге сделаю некоторые выводы относительно этой группы и женщин в целом.

Экспресс-оценка управленческого потенциала руководителя

Цель: выявить управленческий потенциал руководителя

Вот несколько вопросов теста:

1. Охотно ли вы беретесь за управленческие задачи, не имеющие типовых схем решения?
2. Трудно ли вам отказаться от тех приемов управления, которыми вы пользовались, работая на более низкой должности?
3. Стремитесь ли к выработке универсального стиля управления, подходящего для большинства ситуаций?
4. Легко ли вам выйти за рамки личных сомнений или антипатий в кадровых назначениях?
5. Считаете ли вы, что универсального стиля управления не существует и нужно уметь сочетать различные стили в зависимости от специфики управленческих ситуаций?
6. Хочется ли вам сломать стереотипы управления, сложившиеся в возглавляемом вами подразделении?
7. Часто ли вы ощущаете, что для эффективной работы вам не хватает времени?
Тестирование проходило 35 девушек. Моя цель теста: выявить особенности женщин, способности к руководству и влияние различных факторов на деятельность. И способны ли все быть руководителями?

      Результаты теста можно представить в диаграмме (рис.1):

 

 

 

 

 

Низкий потенциал

10 женщин

Средний потенциал

18 женщин

Высокий потенциал

7женщин


 

 

             

 

Рис. 1

     Большинство женщин (51%) относятся к типу "руководителя-организатора". Это значит, что они  умеют сконцентрировать силы на наиболее важных проблемах. К ним причисляют проблему эффективного подбора и расстановки кадров, проблему разработки и согласования оптимально (реально выполняемого) плана, проблему материально-технического снабжения. Их сила в том, что они никогда не идут на поводу у текущих дел, отделяют главное от второстепенного, умеют  во что бы то ни стало добиться решения принципиальных проблем, не останавливаются перед конфликтами и взысканиями. Дела в возглавляемом им подразделении, как правило, будут идти успешно. Но они не должны запускать текущие дела. Перепоручая их заместителям, время от времени нужно контролировать их исполнение.

     Про 29% женщин нельзя сказать, что они являются сильным руководителем, но если в возглавляемом ими коллективе дела идут неплохо, то лучше не предпринимать коренных реорганизаций. Не нужно также соглашаться перейти в другой коллектив. Им следует больше прислушиваться к мнению коллектива, больше уделять внимания кадровым и перспективным вопросам, шире использовать коллективные формы принятия решении, стремиться создать и упрочить традиции в коллективе.

      20% женщин могут вывести из прорыва отстающее подразделение, но им трудно работать в "текучке". Они ищут острых ситуации, стремится к перестройкам и преобразованиям, ориентируются на деловую карьеру. Обладая необходимыми управленческими способностями, не всегда успешно адаптируются, так как им мешают излишняя категоричность в оценках и суждениях, а также, возможно, излишняя резкость в отношениях с вышестоящими руководителями.

 

     Можно сделать вывод, что в любой женщине есть задатки руководителя, но у кого-то они проявляются в большей, у кого-то в меньшей степени. Исходя из анализа данных, могу утверждать, что на формирование качеств руководителя влияют некоторые факторы: 1. есть различие между девушками с экономических специальностей и остальных специальностей (гуманитарий, математика). Плюсом экономического факультета и главной целью обучения является то, что у студентов формируется экономический образ мышления. То мышление, которое отличает студентов от студентов остальных специальностей, а с ним и образ мысли, поведение в нестандартных ситуациях, ловкость и «мозговой штурм» идей и т.д. 2. На степень проявления качеств руководителя влияет характер, темперамент, семья, окружение людей и т.д. Но все эти факторы можно изменить или направить в нужном направлении. 3. Так же можно утверждать, что в каждой женщине есть задатки руководителя и это связано с главным предназначением женщины в качестве жены и матери, что невольно заставляет женщину приобретать и усиливать качества, такие как: организованность, точность, стрессоустойчивость, гибкость и т.д. Женщина выступает в качестве руководителя в воспитании ребёнка и управлении семьёй с женской стороны.

     Далее приведу результаты небольшого опроса: вопросы задавались женщинам, занимающим какую-либо руководящую должность или находящихся непосредственно в бизнесе. На основе их ответов можно сложить общую характеристику по особенностям женщин в управлении и бизнесе.

 

-  Легко ли женщине в России вести бизнес? С какими сложностями Вам приходилось сталкиваться в начале своего пути и какие трудности возникают сейчас?

- (1) Можно говорить о некоторых ментальных моментах – в России порой чувствуется несколько двоякое отношение к женщине. Однако, несмотря на это, я бы не хотела делать обобщений. Хотела бы отметить, что в российском бизнесе есть и очень много прогрессивных, лояльных мужчин, для которых важнее суть, инновационный характер и преимущества женских направлений, которые немаловажны и интересны для сотрудничества.

- (2) Бизнес, как и все организованное мировое сообщество, ориентирован на главенствующую роль мужчины, поэтому в бизнесе женщин гораздо меньше, чем мужчин. В России женщине вести бизнес непросто! Постоянно приходится сталкиваться с проявлениями мужского шовинизма. И как бы мужчины ни признавали женскую логику и решения, удачные варианты и компетентность в делах, но в душе они, тайно или явно, не приемлют равенства, а тем более превосходства женщин над собой, даже в чем-то малом.

- (3) Честно говоря, бизнес в России нелегко вести как женщинам, так и мужчинам. Поначалу приходилось долго разбираться со всеми бухгалтерскими и юридическими тонкостями ведения бизнеса. Я хорошо понимала, чего от меня ждут мои клиенты, понимала, как сделать сам проект, но вот как все это оформить с юридической стороны и провести грамотно по бухгалтерии – научиться было действительно сложно. В данный момент всё было бы на порядок легче, если бы не кризис, изменивший планы – не столько наши, сколько наших клиентов. Но сдаваться никто не собирается.

- (4) Трудно. Что бы женщины ни делали, им нужно сделать вдвое больше, чем мужчинам, чтобы это было оценено хотя бы в половину. На сегодняшний день у женщин вообще больше возможностей для реализации себя в деловой сфере, чем когда бы то ни было. Если раньше руководящие должности в основном занимали лишь мужчины, то сегодня эта ситуация несколько меняется и лидирующие позиции предоставляются также женщинам. Кроме того, значимые различия в уровне вознаграждения руководителей, как мужчин, так и женщин, отсутствуют. А самым трудным для меня было учиться решать проблемы. Учиться не избегать сложностей, а уверенно их преодолевать. Учиться «разруливать» ситуацию самостоятельно. Умение справляться с трудностями – это уже значительный шаг на пути к успеху. Но самое трудное – это начать! А когда начнешь, то все проблемы решаются по мере их поступления.

- Есть ли какие-то «женские хитрости» в бизнесе? Поделитесь.

- (1) Прежде всего, пара слов о мужском стереотипе «или умная, или красивая».
Если Вы молоды и относительно по-женски привлекательны, не давайте своим фотографии, а тем более не в строгом деловом виде или обстановке, идти впереди Вас, не спешите вешать везде свои крупные фото. Да, внешность привлекает – но часто она провоцирует не острое желание сделать Вам бизнес-предложение, а острое желание просто познакомиться. Неправильно пользоваться своей внешностью и как орудием для привлечения деловых партнеров, правильнее изначально вести дела «на равных». Что ж, дальше, если человек проявляет искренний интерес, Ваша внешность станет для него приятным сюрпризом, – но это будет после того, как Вы убедитесь в его настоящей заинтересованности сотрудничеством. Теперь – самое главное. Стереотип «женщины – экзальтированные и истеричные, поэтому глупые, от них нет толку» и борьба с ним. Два слова о стиле общения. Женщины, как правило, чувствительнее мужчин и потому эмоциональнее по своему складу. Но если Вы деловая женщина, придется специально поработать над своим стилем общения и речью, и особенно – письменной деловой речью. Например, учиться быстро отделять главное от второстепенного, оптимально укорачивать свои фразы, вкладывать в них минимум чувств и максимум хладнокровия, в некоторых случаях даже формализма. Советую обратить внимание на вид деловой переписки – психологически она может выдать Ваши слабости, что называется, «с головой». Когда ведете деловую переписку, следите за организацией мыслей в пространстве письма. Это – не только показатель Вашей аккуратности, но и показатель порядка в голове, Вашей самоорганизации, самодисциплины, а также видения перспективы. Всегда делайте паузы, переходя от одной мысли к другой (абзацы, двойные пропуски), паузы (пропуски) после запятых и т. д., грамотно позиционируйте свою деловую подпись. Откажитесь от сложноподчиненных предложений и, самое главное, смайликов, многоточий, не злоупотребляйте знаками восклицания. Спокойно и достойно. Запомните, точка – великая сила.

- (2) Женщине легче расположить к себе клиента или партнера, мужчину и женщину. Возникающее в процессе переговоров чувство симпатии очень помогает убедить в своей компетентности и правоте (игра на личном обаянии). Но я не имею в виду обычное женское кокетство.

- (3) Хрупкая блондинка не воспринимается мужчинами-конкурентами как действительно сильный соперник – это дает порой дополнительные преимущества. Обаяние – истинное, природное качество женщин, оно способно даже остановить войну, а не только мирно добиться нужных результатов на переговорах. Материнская мудрость, заложенная в каждой женщине с рождения, дает дополнительное спокойствие, рассудительность и любовь к окружающим и их поступкам. Но любая «хитрость» должна быть использована в нужное время в нужном месте.

- (4) Очень важно научиться устанавливать и развивать контакты, которые в дальнейшем пригодились бы Вам в работе. По этой причине я рекомендую посещать семинары, профессиональные тренинги, выставки, конференции. На подобных мероприятиях можно не только получить дополнительные знания, но и познакомиться с полезными людьми. Развивайте уверенность в себе, это необходимо для того, чтобы другие Вас заметили и обратили внимание на Вас как на специалиста. Для того чтобы чувствовать себя уверенной, необходимо хорошо знать то, чем ты занимаешься, быть готовой принять участие в дискуссии на профессиональную тему, высказать свое мнение и суметь аргументировать его. Вряд ли, конечно, всё это можно назвать «женскими хитростями».

- Как «поставить» себя наравне с мужчинами? Стоит ли так поступать?

- (1) Несмотря на собственную успешную карьеру и будучи по своей природе оптимистом, тем не менее должна признать: мы живем в мире, принадлежащем Мужчине, и в прямом смысле «поставить себя наравне» с ними пока просто не получится. Никуда не деться, и в XXI веке нужно играть и конкурировать по мужским правилам, принимать за слабости или глупости то, что таковыми считают мужчины. Не хочу этим сказать, что нужен матриархат, лишь хочу обратить внимание на сильнейший балласт в социуме, который можно коротко сформулировать понятием «двойные стандарты». Итак, бизнес-неравенство (как и неравенство во власти, политике, стратегических сферах, быту и т. д.) есть, однако женщины должны справляться и с ним, и с двойными стандартами. Так или иначе, эти двойные стандарты, двойная мораль и до сих пор остаются актуальными. С приходом в XX веке большей «свободы», права на работу, самовыражение, личностный рост – казалось бы, отличных вещей – женщины оказались в ловушке. Поскольку, получив новые свободы, права, обязанности, заботы (и стрессы), они почему-то продолжали оставаться в старых обязанностях в том же традиционном одиночестве.

Т. е. мужчины благородно разрешили женщине что-то делать как личности, но не подразумевая под этим, что деловая женщина будет иметь право так же мало работать дома, как и деловой мужчина.

- (2) Стоит ли так поступать? Принимайте себя женщиной и увидите, какие наравне с Вами – женщины! Никогда не задавалась целью быть наравне с мужчинами. Они – другие. Мужчиной нужно родиться, а потом – стать.

- (3) Мы, женщины, никогда не будем наравне с мужчинами, поскольку мы «с разных планет», внешне и внутренне абсолютно разные! В идеале мы должны дополнять друг друга во всех сферах жизнедеятельности человечества. Так и в бизнесе, надо искать возможности для творческого сотрудничества, а не соперничества и конкуренции.

- (4) Смотря что Вы подразумеваете под равенством. Если поведение – то, конечно, нет. У каждого пола есть свои преимущества: у мужчин – подсознательное восприятие их как сильных, отважных и появление чувства защищенности; у женщин – спокойствие, обаяние, мудрость, что вызывает дополнительное доверие. Если говорить о профессиональной стороне вопроса – то тут пол не имеет значения, в бизнесе прежде всего должны оцениваться знания, опыт, квалификация.

Информация о работе Особенности труда и поведения женщины в управлении