Особенности труда и поведения женщины в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выделение и описание особенностей труда и поведения, влияющих на эффективность управленческой деятельности женщин-менеджеров.
В соответствии с поставленной целью мы определили круг теоретических и практических задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
Задачи исследования:
1. анализ исторического аспекта восприятия женщины как руководителя;
2. выявление факторов, тормозящих развитие женского предпринимательства;
3. анализ особенностей труда и поведения женщин – руководителей;
4. проведение эмпирического исследования и составление перечня особенностей труда и поведения женщин – менеджеров.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Женщины и лидерство в бизнесе: становление и проблемы становления женского предпринимательства в России
1.2 Факторы, оказывающие влияние на развитие женского предпринимательства, непосредственно связанные с гендерными отличиями женщин
1.3 Особенности женщин в управлении, принятии решений и организации труда
2. Методологическая часть
2.1 Концептуальные подходы и методы изучения женщин-менеджеров
2.2 Женщина-менеджер: некоторые парадоксальные закономерности женского лидерства
2.3 Российские домохозяйки: мифы и реальность
3. Практическая часть
3.1 Успешная женщина – какая она?
2.2 Женщины глазами женщин
3.3 Женщина глазами мужчин
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая готово.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

Метод интервью получит в дальнейшем более широкое распространение, чем сейчас хотя бы потому, что исследования проведённые с использованием данного методологического приёма, «открыты» для большего числа лиц нежели исследования, выполненные в сложном «статистическом языке». Метод интервью получает  реальные преимущества перед другими методами, так как он даёт для подобных оценок самый адекватный материал.

 

 


2.2 Женщина-менеджер: некоторые парадоксальные закономерности женского лидерства

 

Если в анализе результатов выйти за рамки проблемной парадигмы попытаться оценить особенности моделей лидерства женщин-предпринимателей в сравнении с мужчинами-предпринимателями, то можно остановить внимание на ряде парадоксальных закономерностей, полученных в ходе исследований специалистов. Во-первых, можно опровергнуть массовые стереотипы, относительно того, что женщина – худший менеджер по сравнению с мужчиной и отличается сниженным потенциалом риска. Свыше 70% опрошенных мужчин-менеджеров, работающих под началом женщин, удовлетворены женским руководством и не хотели бы смены управления. Более 40% опрошенных мужчин-менеджеров к числу недостатков женского менеджмента относят его жесткость, а совсем не мягкость, как это принято считать. Во-вторых, сравнительный анализ мужского и женского менеджмента позволяет говорить о том, что женщины не только не проигрывают мужчинам как менеджеры своих фирм, но иногда действуют более успешно, обеспечивая более устойчивые условия существования своего бизнеса. За счет чего им удается достигать подобных результатов? Это достигается от того, что женское лидерство опирается на комбинированные стратегии и включает в себя больший набор «техник», нежели у мужчин-менеджеров. Как уже отмечалось, что среди женщин-руководителей и проявляемых стилях управления отмечается смещением в сторону фратернализма (лидер) и партнерства (координатор), которые отличаются меньшей дистанцией власти, нежели патернализм (хозяин) и бюрократизм (начальник). Исследователи показали, что не наблюдается существенных различий между мужчинами и женщинами по такому параметру как ориентация на людей или на задачу. Этот результат заставляет пересмотреть некоторые традиционные представления об гендерных особенностях лидерства. Традиционный взгляд на женский стиль состоит в том, что женщины выбирают лидерство, ориентированное на отношения, так как они по природе более эмоциональны, а мужчины – лидерства, ориентированное на задачу, так как они характеризуются настойчивостью и целеустремленностью. Но, поскольку отношения между соответствующими качествами не взаимоисключающие, то приписывание той или иной ориентации только одному полу неправомерно, а значит, женщины-лидеры могут быть ориентированы на задачу, а мужчины-лидеры – на отношения внутри группы, что может быть обусловлено личностными особенностями или ситуационным запросом. Женщинам более присущ стиль лидерства, основанный на вознаграждающих и эмпатийных стратегиях, в то время как мужчины являются сторонниками принуждающего и экспертного стилей. Однако не стоит особо разделять специфику мужского и женского лидерства. Практика позволяет утверждать – лидерские качества имеют общую природу и не зависят на прямую от половых различий. Многие качества лидеров, которые позволяют достигать успеха в бизнесе, присутствует у предпринимателей обеих полов. Относительно совпадающими качествами мужчин и женщин-предпринимателей, являются: умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска, постоянная готовность к изменениям, способность к нововведениям, умение эффективно использовать навыки и способности других людей, умение противостоять давлению и нажиму, отстаивать свою позицию. Однако результаты исследования дают возможность убедиться в том, что с деловые стратегии мужчин и женщин-руководителей имеют и определенные различия. Женщины, по сравнению с мужчинами-предпринимателями, ориентированные на устойчивые деловые стратегии и ведут свой бизнес более ответственно и осторожно, предпочитая «умеренный консерватизм». Мужчины, в свою очередь, склонны рассматривать бизнес как «большую игру». Одновременно, женщины чаще рассматривают бизнес как возможность самореализации, в то время как мужчины видят в бизнесе возможность самоутверждения и приобрести свободу. Но это не означает меньшей эффективностей женщины-руководителя в бизнесе при наличии экстремальных ситуаций. А теперь сделаем ряд принципиальных выводов: 

1. Женщины-лидеры не хуже мужчин, а иногда даже лучше мужчин действуют в ситуации неопределенности, что делает неправомерной сложившуюся практику исключения женщин из российского директората – туда входит только 6-9% женщин.

2. Наибольшего успеха в бизнесе достигают фирмы, имеющие в своей управленческой команде мужскую и женскую компоненты. Более того, результаты исследования позволяют утверждать, что успешный менеджмент не имеет пола. При руководстве фирмы действует «золотое сечение менеджмента». То есть, мужчина и женщина демонстрируют не те стратегии, которые свойственны им как представителям определенного пола, а те, которые обеспечивают эффективное управление в дополняющем или компенсирующем режиме. 3. Взаимодействие с женщинами-предпринимателями и многочасовые контакты «лицом к лицу» подтвердили предположение, что женщины, достигающие успеха в бизнесе, отличаются определенными личностными особенностями, среди которых нами были выведены такие как: вариантность личностной структуры, повышенной психологической темпоритм, высокий уровень работоспособности и др.

 


2.3 Российские домохозяйки: мифы и реальность

 

    Домохозяйство представляет собой группу лиц, объединённых общим бюджетом. Изучение положения женщин в сфере занятости и в целом в экономике невозможно без анализа отношений внутри домохозяйства и связей между его членами. Как распределяется труд в домохозяйстве? Известно, что мужчины и женщины выполняют различные обязанности по дому. Основная домашняя нагрузка лежит на женщинах, устойчиво воспроизводится неравенство в распределении трудовой нагрузки супругов. Женский домашний труд продолжительнее мужского более чем в 3 раза, а вовлечённость в него женщин почти стопроцентная. Женщины имеют значительно большую, чем мужчины, домохозяйственную нагрузку, а «рациональный» выбор в пользу той или иной сферы занятости – это прерогатива только мужчин, для женщин выбор в большей степени ограничен. Женщины имеют ограниченные возможности в экономической самостоятельности и разделении домашнего труда. Говоря о неравномерном разделении рабочего времени мужчин и женщин, необходимо вспомнить и о проблеме досуга. Работающая женщина экономит время для работы за счёт воспитания детей, своего досуда и сна. По данным обследования бюджета времени (распределение времени на различные виды труда в домохозяйстве и вне его между членами домохозяйства и распределение времени досуга), в Российской Федерации при практически одинаковой продолжительности  рабочего дня затраты времени на ведение домашнего хозяйства составляют 15,5% времени суток у женщин и 5, 5% у мужчин. Свободное время в течение рабочего дня составило 5% у женщин и 10% у мужчин. Несмотря на то что такое распределение труда сохраняется, в мире происходят значительные изменения. Чем активнее женщина включается в процесс на рынке труда, тем менее она участвует в домашнем труде, тем более мужья увеличивают своё «домохозяйственное» участие. Таким образом, специализация в браке начинает размываться. В рамках западного общества частью такого размывания является изменение структуры потребления семьи: увеличивается доля затрат на еду вне дома, на поддержание машин, семьи чаще питаются в ресторанах. Развитие бытовой техники ослабляет зависимость мужчин от женщин (мужчины проще относятся к  домашнему труду при наличии бытовой техники) и сокращает время, затрачиваемое на домашний труд.

      Статистикой подтверждается вынужденный характер выхода женщин  за рамки рынка труда. По данным обследования населения по проблемам занятости, проведенного по состоянию на вторую неделю февраля 2011г, в России насчитывается около 2,5 миллионов домохозяек (2497 тыс.человек, или 43,9%).

      Анализируя предыдущие года численность безработных женщин сокращается и соотношение добровольных и вынужденных домохозяек меняется на противоположное. Что же повлияло на изменение их умонастроения и отношения к домашнему труду? Вот мнения специалистов: «число сторонников идеи «естественного предназначения женщин», связанной с реализацией себя только в семейной сфере, постоянно падает. Во-первых, существуют материальные ограничения – «невозможность прожить на одну зарплату мужа». Во-вторых, сказывается, негативный опыт реализации этой идеи, обретённый теми женщинами, которые потеряли работу». Данные Росстата о вынужденном  характере женской занятости подтверждаются результатами обследования, проведённого в одном из городов России, где женщины, назвавшие себя в анкетах как домохозяйки, ничем не отличались от безработных. Таким образом, российские домохозяйки в подавляющем большинстве это те же самые безработные, которым нужна работа. Но по разным соображениям, а иногда просто из отчаяния, они относят себя к категории домохозяек, а не безработных. Каковы соображения и как они формируются , можно догадаться. Женщины подвергаются двойному прессингу  - экономическому и идеологическому. Экономический понимается как дискриминация, которая вытесняет их из сферы труда, а идеологический – общественное мнение в СМИ, пронизанные патриархальными гендерными стереотипами, которые утверждают, что быть домохозяйками для женщины даже почётно. Прикреплять к себе статус безработного намного труднее.  Однако «игра в слова» домохозяйка-безработная не такая уж и безобидная. Если огромное количество женщин назвали себя домохозяйками, что за этим последует? Вероятно, разработка разного рода мер социальной и трудовой политики. При разработке этих мер будут учтены интересы «экономически активного населения», в состав которого входят и занятые и безработные. В социальных программах по развитию рабочих мест и инфраструктуры будут, например, учтены интересы работающих женщин, которым нужны места для детей в детских садах и оздоровительных лагерях, будет в них уделено внимание потребности безработных в рабочих местах, а вот проблемы и нужны «домохозяек»  ни в одном из подобного рода документов отражены не будут. Зачем им детсады и рабочие места, если они «сидят» дома?

      Подытожим проблемы, которые возникают вокруг домашнего труда женщин. В связи с тем, что домашний труд женщин по воспроизводству человека и обслуживанию семьи не оплачивается, он не попадает в национальные счета и не учитывается при расчётах ВНП. Это порождает серьёзную экономическую проблему, связанную с недоучётом трудового вклада женщин в общественно-экономическое развитие страны. Затем проблема недоучёта роли женщин в трудовой сфере, которая всё ещё понимается как сфера оплачиваемого труда, порождает проблему социально-экономическую, связанную с восприятием женщин как неполноценных и второстепенных работников на рынке труда. Хотя сегодняшняя риторика в отношении незанятых женщин иная: их всячески восхваляют за то, что они наконец-то обрели своё «истинное предназначение», стали «настоящими женщинами». На деле, а не на словах, это выливается в пренебрежительное отношение, а нередко связано с домашним насилием против «сидящих на шее иждивенок». Но и на этом проблемы с женщинами, которые якобы должны быть счастливыми домохозяйками, не имеющими других забот кроме воспитания детей и создания домашнего очага – не заканчиваются. В связи с невключением нужд и запросов женщин, вынуждено остающихся дома, в программы социальной и трудовой направленности, возникает политическая проблема, когда ограниченные государственные ресурсы направляются на решение проблем лишь неполного круга женщин, а остальные средства перераспределяются в пользу других категорий населения. Как видно, пока миллионы российских женщин вынужденно «сидят» дома, проблемы – экономические, политические и социальные вокруг них создаются и множатся.


3. Практическая часть

3.1 Успешная женщина – какая она?

 

    Кто такая деловая женщина? В мыслях сразу представляется такая стройная подтянутая дама в пиджаке и с папкой под мышкой. Деловая женщина – кто она? Для меня деловая женщина – это прежде всего успешная женщина. И этого успеха необходимо достигать не только на работе, но и в семейных отношениях. Не секрет, что сегодня многие женщины мечтают об удачной карьере в бизнесе. Понятие успеха многогранно, и для каждого человека существует свое ощущение успеха. Для кого-то — это статус, слава, деньги. Для других — это любимое дело, внутренняя и внешняя свобода, крепкая и дружная семья. Что же такое успешная женщина? Женщина, которая удачно вышла замуж, которая разбогатела благодаря своей деловой хватке, которая создала большую и дружную семью, стала известной? Ответить на этот вопрос непросто. Пожалуй, успешная женщина — это та, которая добилась своих поставленных целей несмотря на все трудности и перипетии судьбы.

     Проведя небольшое исследование, можно сделать вывод, что,  во-первых, успешные женщины это сильные, независимые натуры, которые не считают себя недостойнее других. У них хорошо развито чувство собственного достоинства и они высоко ценят свои способности и таланты. Такие женщины смело берут ответственность на себя и отвечают за свои действия и поступки. Они хотят принимать себя в роли слабой женщины или женщины-хранительницы очага, и не считают, что только мужчины должны брать ответственность на себя, зарабатывать на жизнь и содержать семью. Наверно, это является принципиальным отличием успешных женщин от обычных.  Во-вторых, успешные женщины отличаются хорошим здоровьем, высоким интеллектом, они эмоционально и духовно развиты. Успешные женщины ищут смысл во всех своих действиях и особенно в профессиональной деятельности, а не просто стремятся к высоким заработкам или должностям. Успешные женщины сознательно или бессознательно стремятся достичь высочайшего профессионализма и вдохновлять своими действиями других.  Успешные женщины прекрасно знают, как эффективно использовать свою жизненную энергию. Они знают, откуда они берут силы, на что расходуется их энергия и как ею можно управлять. Увлеченные достижением цели, они работают, не замечая времени, при этом они не перегорают физически и умственно, так как получают моральное удовлетворение от движения вперед по направлению к достижению цели. Успешные женщины знают, какая еда, какой отдых или какие виды деятельности дают им силы и энергию. Для достижения успеха очень большое значение имеет оптимизм и позитивный настрой. Даже в плохих событиях успешные женщины ищут нейтрально-позитивный подтекст. Для этого нужно постоянно гасить негативный внутренний голос и искать оправдания действиям других людей обстоятельствами, обусловленными внешними событиями, а не негативным отношением по отношению к вам. Поиски происков врагов и пессимистический настрой оказывают негативное влияние на уверенность в себе. Подавленность, связанную с трудностями, лучше нейтрализовывать другими видами деятельности, например, походом в спортзал. Иногда лучше отключить мозг от обдумывания проблемы, чтобы включить подсознание, которое может подсказать неожиданное решение.  Успешные женщины имеют довольно широкий круг общения. И если социальные связи мужчин довольно поверхностные и нестойкие, то у успешных женщин — это обычно глубокие связи. Успешные женщины заводят крепкую дружбу не просто с приятными в общении людьми, а с такими, которые еще могут посодействовать им в достижении успеха.  Успешные женщины не боятся в ответственный момент взять инициативу в свои руки и организовать процесс успешного выполнения задачи. Самое главное — это превозмочь страх неудачи и вызваться выполнить задачу. Довольно многих людей останавливает именно страх неудачи и потери денег или репутации.

    Личная жизнь.  Со всех сторон ты слышно, что женщина должна быть успешной, что непременно надо состояться как личность, при этом еще и мыслить позитивно. Вот мы и стараемся: учимся в двух вузах, самосовершенствуемся, достигаем немыслимых профессиональных вершин, добиваемся материальной независимости. И все, оказывается, только затем, чтобы привлечь мужчину. Женщине необходимо сильное плечо рядом. Чтобы опереться. Чтобы почувствовать себя слабой. Чтобы кто-то мог заботиться о ней.
Вот стоит эта успешная женщина под дверью и думает: а надо ли открывать? Что это ей даст? Улучшит материальное положение? Оно и так неплохое, а присутствие мужчины, если только он не олигарх (а мы точно знаем, что на всех нас олигархов не напасешься – экономика не выдержит), а просто хорошо зарабатывающий, может даже ударить по бюджету. Особенно если у него уже есть за плечами опыт брака, и в том, прошлом браке он нажил детей. Может, он решит бытовые проблемы – кран починить, полку прибить? Но если женщина успешная, то у нее хватит ума нанять мастера, который, прибив и починив, возьмет честно заработанные денежки и скроется из глаз. Мужчина нужен для души. Чтобы его любить. Но для этого он не обязательно должен быть сильным и богатым, любить можно какого угодно. Любят не за что-то, а несмотря ни на что.
Возможно, мужчина нужен, чтобы брать на себя груз решений. Между тем по-настоящему сильная и успешная женщина не привыкла, чтобы за нее решали, и переучиваться вряд ли Это не так, что женщина должна непременно либо «усыновлять» слабого мужчину, либо подчиняться сильному. В противном случае одиночество и другого не дано?
Думаю, решение есть. Просто не надо мечтать о сильном плече! Пусть на него опираются слабенькие, им оно нужнее. Если женщина сильная, то ей нужен равный друг, который будет относиться к ней с уважением, поддержит в трудную минуту и не постесняется попросить о помощи сам. Который не будет решать все за нее, но даст дельный совет. И который поймет, что никакая она не сильная, а просто женщина. Поймет, но вида не подаст. Потому что сильный мужчина – это умный мужчина.
      Профессиональный стресс и карьера деловой женщины. Зачастую отдых, работа, личная жизнь и воспитание детей настолько взаимосвязаны, что порой трудно выделить достаточное количество времени для чего-то одного. Сам этот факт для женщины уже является стрессом. Современным деловым женщинам, чрезвычайно трудно эффективно сочетать в себе роль трудоголика, хорошей матери и жены, а также множество других ролей, которые требует от неё время от времени жизнь. Современные стандарты и жизненные стереотипы диктуют свои правила игры, и женщины изо всех сил пытаются разрываться и сочетать в себе множество подобных ролей. Что же происходит в итоге? Человек, и к деловой женщине это относится в наибольшей степени, просто надрывается - приходит профессиональный стресс со всеми вытекающими отсюда последствиями.    Деловые люди, и женщины в том числе, имеют привычку всё планировать, и это весьма неплохое и полезное качество, однако оно таит в себе невидимую на первый взгляд опасность. Излишнее планирование жизни не позволяет женщине расслабиться и почувствовать все прелести жизни, что часто и приводит к стрессам. Попробуйте хоть иногда отойти от привычного делового графика и сделать какую-нибудь милую глупость - вы сразу почувствуете себя «в своей тарелке» и отдохнёте душой. Кроме того, не позволяйте ситуации овладеть вами - стремитесь к тому, чтобы вы владели ситуацией.           Успешных женщин не любят другие женщины и откровенно побаиваются мужчины. Они управляют корпорациями и крупными банками, подразделениями и отделами, ведут собственный бизнес и не обращают внимания на пересуды. Кто они? Деловые женщины, или как их еще называют на западный манер – «бизнес-вумен».

Информация о работе Особенности труда и поведения женщины в управлении